НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Иркутского областного суда (Иркутская область) от 15.01.2018 № 44Г-2/18

№ 44г-2/2018

Суд первой инстанции: судья Луст О.В.

Суд апелляционной инстанции: Александрова М.А.(председательствующий),

Малиновская А.Л. (докладчик), Коваленко В.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда кассационной инстанции

г. Иркутск 15 января 2018 года

Президиум Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Ляхницкого В.В.,

членов президиума: Кислиденко Е.А., Симанчевой Л.В., Трапезникова П.В.,

при секретаре Распопиной О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда» по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2017 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Орловой Е.Ю., объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, суд кассационной инстанции

установил:

ФИО1 в обоснование заявленных требований указала, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4.08.2016 № 718-П она была награждена нагрудным знаком «Почетный донор России», ей выдано удостоверение № 717840. 19 сентября 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 10.10.2016 № 274-РМ-во в присвоении звания «Ветеран труда» отказано.

Просила суд признать ее право на получение звания «Ветеран труда» с момента обращения, то есть с 19.09.2016; признать незаконным распоряжение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика повторно рассмотреть заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и присвоить звание «Ветеран труда».

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 13 марта 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные постановления отменить, дело направить на новое рассмотрение.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 октября 2017 года гражданское дело истребовано и определением судьи Иркутского областного суда Орловой Е.Ю. от 21 декабря 2017 года кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Иркутского областного суда.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум Иркутского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права при рассмотрении данного дела допустили обе судебные инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Распоряжением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016г. в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано. В обоснование отказа указано, что ведомственные награды Министерства здравоохранения Российской Федерации учреждены приказом от 10.08.2012 № 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», в котором нагрудный знак «Почетный донор России» отсутствует. Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995г. № 1341 установлены почетные звания Российской Федерации и утверждено Положение о почетных званиях и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, в число которых также не включены нагрудные знаки «Почетный донор России»» и «Почетный донор СССР». Закон Российской Федерации от 09.06.1993г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» также не предусматривает возможность присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России». Знак «Почетный донор России» не является признанием государством трудовых заслуг граждан, так как награждение данной наградой произведено за вклад гражданина в социальную сферу - в развитие многократного добровольного безвозмездного донорства крови и ее компонентов. Такая деятельность является подвижнической и патриотической деятельностью граждан, но не является трудовой, а потому не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Проверяя законность данного отказа, суд первой инстанции со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», в силу которого необходима совокупность двух условий для признания гражданина ветераном труда, а именно наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа, признал, что у ФИО1 такая совокупность условий отсутствует, поскольку нагрудный знак «Почетный донор России» не является ведомственным знаком отличия в труде, а потому оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда согласился, дополнительно указав, что действительно на федеральном уровне граждане, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", к категории лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", не отнесены, однако Иркутская область как субъект Российской Федерации установила в законе Иркутской области 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда»

Так, в силу части 3 статьи 4 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР", а также нагрудным знаком "Почетный донор России", пользуются правом на присвоение звания "Ветеран труда» независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста.

Вместе с тем в связи с изменением с 01.07.2016 правового регулирования порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" лицам, проживающим на территории Иркутской области, судебная коллегия посчитала, что ФИО1 не имеет права на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку награждена нагрудным знаком «Почетный донор России» 04.08.2016, тогда как в соответствии с изменениями, внесенными Законом Иркутской области от 01.11.2016 № 84-ОЗ, правом на присвоение звания "Ветеран труда" пользуются лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России" по состоянию на 30 июня 2016 года.

Президиум находит, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.

Соответственно Иркутская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда".

Статьей 2 Закона Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 176-ОЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений,) звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, и награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, а также гражданам Российской Федерации, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу части 3 статьи 4 указанного закона лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР", а также нагрудным знаком "Почетный донор России", пользуются правом на присвоение звания "Ветеран труда" независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста.

Анализ вышеприведенных норм права свидетельствует о том, что при отсутствии в федеральном законодательстве возможности присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", Иркутская область как субъект Российской Федерации, реализуя предоставленное ей право, расширила круг лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", включив в него лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР", а также нагрудным знаком "Почетный донор России" независимо от того, являлись ли они штатными работниками Союза общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР или Российского общества Красного Креста.

Таким образом вывод суда первой инстанции об отсутствии у ФИО1 права на присвоение звания «Ветеран труда», основанный только на нормах федерального законодательства является ошибочным.

Суд апелляционной инстанции, признавая право на присвоение звания «Ветеран труда» за лицами, награжденными нагрудным знаком "Почетный донор России" по региональному законодательству, вместе с тем согласился с отказом в иске ФИО1, сославшись на изменение с 01.07.2016 правового регулирования порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" лицам, проживающим на территории Иркутской области, Законом Иркутской области от 01.11.2016 № 84-ОЗ.

Однако суд апелляционной инстанции не учел, что предметом судебной проверки при рассмотрении данного дела является законность распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 274-РМ-во от 10.10.2016, на момент принятия которого Закон Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» действовал в редакции Закона Иркутской области от 30.12.2014 N 176-ОЗ, а Закон Иркутской области от 01.11.2016 № 84-ОЗ еще не был принят.

При таких обстоятельствах президиум находит допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права существенными, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФИО1

Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подлежит отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2017 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 18 мая 2017 года по настоящему делу отменить.

Направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

Председательствующий В.В.Ляхницкий