НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Иркутского областного суда (Иркутская область) от 08.08.2011 № 4Г-1038

                                                                                    Иркутский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Первая инстанция: Калашникова Т.А. № 4г-1038/11

Кассационная инстанция в составе судей:

Орлова Е.Ю., Попова А.А., Ткачук М.А. (д.)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

президиума Иркутского областного суда

г. Иркутск 8 августа 2011 года

Президиум Иркутского областного суда в составе:

председательствующего: Дубовика Н.П.,

членов президиума: Зуевой Л.М., Лухнева А.И., Симанчевой Л.В.,

при секретаре Коломийцевой Ю.В.,

по докладу судьи Федоркевич С.З.,

рассмотрев материалы гражданского дела по представлению прокурора Иркутской области Мельникова И.А.

на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутской области от 27 октября 2010 года по делу по заявлению прокурора Слюдянского района об оспаривании действий главы администрации Култукского муниципального образования Тулаева А.А. по перечислению из бюджета поселения денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Слюдянского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Култукского муниципального образования с заявлением о признании незаконными действий главы администрации Култукского муниципального образования Тулаева А.А. по перечислению в  годах из бюджета поселения теплоснабжающей организации ЗАО «С» разницы в ценах и тарифах на теплоснабжение населения городского поселения в сумме  рублей (в  году  руб., в  году –  руб.), полагая, что указанными действиями нарушены конституционные права жителей Култукского муниципального образования на обеспечение жильем, обеспечение безопасности на водных объектах, организацию досуга, охрану их жизни и здоровья, надлежащее содержание автомобильных дорог.

В обоснование заявленных требований прокурор, сославшись на положения п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закону Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию», ч. 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что глава Култукского муниципального образования Тулаев А.А. вышеуказанные денежные средства перечислил на основании не отвечающего требованиям бюджетного законодательства договора  от  о предоставлении субсидии в целях возмещения выпадающих доходов, приняв тем самым на себя расходные обязательства, которые в соответствии с федеральными законами не относятся к компетенции Култукского муниципального образования, а являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации – Иркутской области и Слюдянского муниципального района.

Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 октября 2010 года, в удовлетворении требований прокурора отказано.

В представлении прокурором Иркутской области Мельниковым И.А. ставится вопрос об отмене решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 октября 2010 года, направлении дела на новое рассмотрение.

Определением судьи Иркутского областного суда Федоркевич С.З. от  представление прокурора вместе с материалами гражданского дела передано для рассмотрения в судебном заседании президиума Иркутского областного суда.

Выслушав доклад судьи Федоркевич С.З., проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы представления прокурора и определения судьи, заслушав пояснения прокурора Некрасова А.А., поддержавшего доводы надзорного представления, президиум не находит оснований для отмены решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутской области от 27 октября 2010 года по данному делу исходя из следующего.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела судом существенные нарушения норм материального и процессуального права, являющиеся основанием для отмены судебных постановлений в порядке надзора не допущены.

В соответствии с положениями части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 5 Федерального закона от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования, органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 28, 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Согласно положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения. Аналогичное положение воспроизведено в статье 9 Устава Муниципального образования Култукского городского поселения.

В силу статьи 31 Устава Муниципального образования Култукского городского поселения утверждение бюджета поселения находится в исключительной компетенции Думы данного муниципального образования.

Судами установлено, что ЗАО «С» обеспечивает потребителей Култукского муниципального образования жилищно-коммунальными услугами в соответствии с установленными нормативами потребления, в том числе услугами теплоснабжения.

Источниками финансирования являются средства, получаемые обществом от населения и иных потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также бюджетные средства, направленные на компенсацию выпадающих доходов, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.

Постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2007 № 149-па установлен соответствующий предельный индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на  год для всех муниципальных образований в размере  процентов.

Пунктом 2 Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 14.10.2008 № 139-спр (ред. от 14.11.2008) «Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год» установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг в Култукском муниципальном образовании на 2009 год в размере 130%.

Постановлением мэра Слюдянского района от 24 ноября 2008 года № 1339 «Об установлении тарифов для населения Култукского городского поселения на водоотведение, горячую воду» тарифы на теплоснабжение установлены с применением предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

В связи с существенным ограничением цен на тепловую энергию теплоснабжающих организаций и возникновением у последних выпадающих доходов представительные органы муниципального образования в случаях и в порядке, предусмотренных решением о местном бюджете вправе представить юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг субсидии из местного бюджета (п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ).

Как видно из материалов дела, решениями Думы Култукского муниципального образования от 26 декабря 2008 года № 96/08-29, от 18 декабря 2009 года № 192/09-2Д принят бюджет Култукского городского поселения на  годы, устанавливающий компенсацию выпадающих расходов в виде субсидий организациям, оказывающим в границах муниципального образования услуг по теплоснабжению.

Из заявления прокурора следует, что перечисление денежных средств ЗАО «С» в возмещение недополученных доходов за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги, в  годах в сумме  рублей из бюджета Култукского муниципального образования было осуществлено главой Култукского муниципального образования Тулаевым А.А. в пределах предусмотренных актами представительного органа местного самоуправления денежных средств.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия главы городского поселения по перечислению бюджетных средств ЗАО «С» были направлены на исполнение акта представительного органа Култукского муниципального образования и, потому, не противоречат закону.

Отсутствие акта главы городского поселения в виде постановления, регулирующего порядок и условия предоставления субсидии теплоснабжающей организации само по себе права неопределенного круга лиц Култукского муниципального образования, в интересах которых прокурор обратился в суд, на обеспечение жильем, обеспечение безопасности на водных объектах, организацию досуга, охрану их жизни и здоровья, надлежащее содержание автомобильных дорог, не нарушает.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд постановил правомерное решение об отказе в удовлетворении заявления.

Оснований для пересмотра судебных постановлений, состоявшихся по делу, в порядке надзора не имеется,

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

П О С Т А Н О В И Л:

Представление прокурора Иркутской области Мельникова И.А. оставить без удовлетворения.

Решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутской области от 27 октября 2010 года по делу по заявлению прокурора Слюдянского района об оспаривании действий главы администрации Култукского муниципального образования Тулаева А.А. по перечислению из бюджета поселения денежных средств оставить без изменения.

Председательствующий: Н.П. Дубовик