Дело № 5-226/21
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 марта 2021 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска УР Фролычева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов – главного бухгалтера Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска (период работы с -Дата- по -Дата-), заместителя начальника по экономике и финансам – главного бухгалтера МКУ г. Ижевска «СБиДХ» (период работы с -Дата- по настоящее время) Кожевниковой Ю.В., -Дата- рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу ..., исполняющей обязанности по адресу ..., привлекающейся к административной ответственности по ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
отделом внутреннего муниципального финансового контроля Управления финансов Администрации города Ижевска (далее – ОВМФК Управления финансов) в соответствии со ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс), Порядком осуществления Управлением финансов Администрации города Ижевска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от -Дата-№, проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска (далее – Управление) за период с -Дата- по -Дата-, по результатам которой составлен акт от -Дата-
Проверкой установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 4 080,49 рублей.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (казенное учреждение (статья 6 Бюджетного Кодекса)) составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя полномочия, определенные статьей 165 Бюджетного кодекса Министерством финансов Российской Федерации приказом от 14 февраля 2018 года № 26н утверждены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее – Приказ № 26н).
Согласно п. 7 Приказа № 26н показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация расходов бюджетов (статья19 Бюджетного кодекса).
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 Бюджетного кодекса классификация расходов бюджета состоит из кодов и включает в себя код главного распорядителя бюджетных средств, коды раздела, подраздела, целевой статьи и код вида расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Бюджетного кодекса Министерством финансов Российской Федерации приказом от 08 июня 2018 года №132н утвержден Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения (далее – Порядок №132н) (действовал в проверяемом периоде), который применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и определяет порядок применения статей и подстатей указанной классификации, в частности устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Таким образом, соблюдается адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Бюджетная смета Управления на -Дата- утверждена с соответствии с Приказом № 26н с применением бюджетной классификации расходов, в том числе по коду главного распорядителя бюджетных средств (далее – ППП) 861 «Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска», кодам раздела, подраздела расходов (далее – КФСР) 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства», коду целевой статьи расходов (далее – КЦСР) 1140160030 «Центральный аппарат», по коду вида расходов (далее – КВР) 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», по КВР 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов».
Ревизией финансово-хозяйственной деятельности установлено нецелевое использование бюджетных средств Управлением в сумме 4080,49 рублей, выразившееся в направлении средств бюджета в целях, не предусмотренных бюджетной сметой, а именно, в оплате расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности, которые осуществляет работодатель за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) в -Дата- по КВР 121 вместо КВР 129. Так, в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ) и на основании представленного работодателю листка нетрудоспособности № в -Дата- работнику Управления ФИО1 начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью осуществления ухода за больным членом семьи (ребенком) (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона №255-ФЗ) в сумме 4 080,49руб. за счет средств бюджета ФСС РФ. Отражение расходов по выплате пособий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета ФСС РФ, работникам государственных (муниципальных) органов, согласно пункту 51.1.2.4 Порядка №132н производится по КВР 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов».
В соответствии с пунктом 102 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 года №162н (ред. от 28 декабря 2018 года), согласно которой суммы начисленных выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются по кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда» и дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», отражение расходов по начислению пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в -Дата-, согласно данным бухгалтерского учета Управления, произведено за счет средств бюджета ФСС РФ, то есть по КВР 129.
Расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 за счет средств ФСС РФ, произведенные платежным поручением от -Дата-№, отражены по КВР 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», тогда как согласно пункту 49.1. Порядка №132н (действовал в проверяемом периоде) по КВР 121 расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности не предусмотрены.
Таким образом, Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска -Дата- допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 4080,49 рублей КВР 121, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14. КоАП.
Факт нецелевого использования бюджетных средств по КВР 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» подтверждается копиями следующих документов.
Факт начисления пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 за счет средств бюджета ФСС РФ по КВР 129 подтверждается: листком нетрудоспособности работника Управления ФИО1№ (период нахождения на больничном: с -Дата- по -Дата-); бухгалтерской справкой формы 0504833 от -Дата-№ (по начислению пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 за счет средств бюджета ФСС РФ за -Дата-, операция № 2); расчетным листком ФИО1 за -Дата-; карточкой - справкой формы 0504417 за -Дата-ФИО1
Факт перечисления пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 за счет средств бюджета ФСС РФ по КВР 121 подтверждается: расчетно-платежной ведомостью формы 0504401 за -Дата-; платежным поручением от -Дата-№.
Факт отражения произведенных расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ по КВР 121 подтвержден: выпиской из программного комплекса БЮДЖЕТ-СМАРТ, подтверждающей факт отражения произведенных расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в -Дата- (выписка из лицевого счета учреждения); выпиской из программного комплекса БЮДЖЕТ-СМАРТ (заявкой на кассовый расход от -Дата-№); журналом операций №6 расчетов по оплате труда формы 0504071 за -Дата- (операция от -Дата-).
Субъектами административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ являются должностные лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
На дату совершения административного правонарушения (-Дата-) должностные обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов на основании трудового договора от -Дата-№ (соглашения от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата-№), приказа (распоряжения) Управления от -Дата-№ исполняла Кожевникова Ю.В.. В соответствии с пунктом 3.1.2. указанного трудового договора муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Согласно пункту 3.24. должностной инструкции по должности муниципальной службы «Начальник отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов - главный бухгалтер Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска» (далее - Должностная инструкция), утвержденной начальником Управления в установленном порядке, с которой -Дата- ознакомлена Кожевникова Ю.В., при исполнении должностных обязанностей она должна «обеспечивать целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами»; согласно пункту 3.26. Должностной инструкции - «организовывать работу по постановке и ведению бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения»; согласно пункту 3.34. Должностной инструкции - «осуществлять предварительный финансовый контроль за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций».
П. 9 ст. 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен один из основных принципов муниципальной службы – ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Согласно п. 5.1. должностной инструкции Кожевникова Ю.В. несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.
Согласно п. 5.2 должностной инструкции Кожевникова Ю.В. несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при определении ответственности за нецелевое использование бюджетных средств приняты во внимание положения приказа Управления финансов Администрации города Ижевска (далее – Управление финансов) от -Дата-№ (в редакции приказов от -Дата-№, от -Дата-№) «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов Управлением финансов и порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств). Согласно пункту 2.1 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств для оплаты денежных обязательств получателем бюджетных средств при наличии электронного документооборота предоставляется платежное поручение (заявка на кассовый расход) с применением электронной подписи, затем согласно пункту 3.6 уполномоченным работником Управления финансов производится разрешительная запись на списание денежных средств с лицевого счета получателей.
Осуществление операций по списанию денежных средств с лицевого счета Управления в 2019 году производилось в программном комплексе БЮДЖЕТ- СМАРТ с применением электронного документооборота. Согласно данным, отраженным в программном комплексе БЮДЖЕТ-СМАРТ списание денежных средств по платежному поручению от -Дата-№ произведено по заявке на кассовый расход от -Дата-№, подписанной электронной подписью 1-го уровня Кожевниковой Ю.В.
В судебном заседании Кожевникова Ю.В. вину признала, не отрицала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просила назначить минимальное наказание, пояснила что содержит несовершеннолетних детей.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Вина Кожевниковой Ю.В. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств: листком нетрудоспособности работника Управления ФИО1№ (период нахождения на больничном: с -Дата- по -Дата-); бухгалтерской справкой формы 0504833 от 30 -Дата-№ (по начислению пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 за счет средств бюджета ФСС РФ за -Дата-, операция №); расчетным листком ФИО1 за -Дата-; карточкой - справкой формы 0504417 за -Дата-ФИО1.; расчетно-платежной ведомостью формы 0504401 за -Дата-; платежным поручением от -Дата-№; выпиской из программного комплекса БЮДЖЕТ-СМАРТ, подтверждающей факт отражения произведенных расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в -Дата- (выписка из лицевого счета учреждения); выпиской из программного комплекса БЮДЖЕТ-СМАРТ (заявкой на кассовый расход от -Дата-№); журналом операций № расчетов по оплате труда формы 0504071 за -Дата- (операция от -Дата-); трудовым договором от -Дата-№ с Кожевниковой Ю.В. (соглашением от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата-№); приказом (распоряжением) Управления от -Дата-№ о переводе Кожевниковой Ю.В. на должность начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов - главного бухгалтера; должностной инструкцией по должности муниципальной службы «Начальник отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов - главный бухгалтер», с которой -Дата- ознакомлена Кожевникова Ю.В.; приказом начальника Управления от -Дата- № 16 «О назначении ответственных лиц», подтверждающим наделение Кожевниковой Ю.В. правом использования ЭЦП для оформления первичных расчетных, финансовых документов при осуществлении электронного документооборота в автоматизированной системе исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики; выпиской из программного комплекса БЮДЖЕТ-СМАРТ (заявкой на кассовый расход от -Дата-№) и иными материалами дела.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не имеется. Указанные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству. Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц в исходе дела или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено. Оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в представленных в материалы дела документах, не имеется.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дел
В соответствии ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения Кожевниковой Ю.В. к административной ответственности.
Оснований для прекращения производства по делу и переквалификации действий Кожевниковой Ю.В. не установлено.
Действия Кожевниковой Ю.В. квалифицируются по ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
При определении вида и размера наказания суд учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судом признается раскаяние лица, признание вины, наличие несовершеннолетних детей на иждивении.
С учетом изложенного, нахожу возможным назначить Кожевниковой Ю.В. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в рамках санкции статьи. Оснований для назначения более строгого наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить заместителю начальника по экономике и финансам – главному бухгалтеру МКУ г. Ижевска «СБиДХ» Кожевниковой Ю.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Уплату штрафа производить по следующим реквизитам:
№
№
№
№
номер и дата постановления суда.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наказание по ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Ижевска.
Судья Е.А. Фролычева