НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 09.03.2021 № 5-702/21

№ 5-702/21

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9марта 2021 года г. Ижевск

Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Петухова О.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бюджетного планирования и кадров – главного бухгалтера Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска Марининой А.В.

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от -Дата-,Маринина А.В., являясь начальником отдела бюджетного планирования и кадров – главным бухгалтером Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска, допустила искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности на -Дата-, выраженное в денежном измерении на сумму 107 144,69 руб. (бюджетные средства).

Отделом внутреннего муниципального финансового контроля Управления финансов Администрации города Ижевска (далее – ОВМФК Управления финансов) в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ, Порядком осуществления Управлением финансов Администрации города Ижевска полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от -Дата-, проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска (далее – Управление) за период с -Дата- по -Дата-, по результатам которой составлен акт от -Дата-

Ревизией установлено:

1. Составление и представление годовой отчетности Управления на -Дата- в искаженном виде допущено вследствие нарушения порядка учета операций с денежными документами (маркированными конвертами), а именно: учета денежных документов на счете 1.105.36.000 «Материальные запасы» вместо счета 1.201.35.000 «Денежные документы», тогда как, согласно пункту 169 Инструкции №157н для учета различных денежных документов предназначен счет 201 35 «Денежные документы».В Управлении денежные документы (маркированные конверты), приобретенные подотчетными лицами в -Дата- количестве 1375 штук на сумму 43 600,00рублей (авансовые отчеты от -Дата-, от -Дата-, от -Дата-, от -Дата-, от -Дата-), оприходованы и учитываются на счете 1.105.36.000 «Материальные запасы», как «Конверты бумажные», что подтверждается данными Оборотной ведомости по нефинансовым активам формы 0504035 (далее – Оборотная ведомость ф. 0504035) по счету 1.105.00 за -Дата- и Карточкой количественно-суммового учета формы 0504041 по счету 1.105.36 (далее – Карточка количественно-суммового учета ф. 0504041) от -Дата-.

Допущенное нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету привело к неверному отражению данных в регистрах бухгалтерского учета и Главной книге на счетах 1.105.36.000 «Материальные запасы» и 1.201.35.000 «Денежные документы», что повлекло искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности: завышение данных по коду строки 080 «Материальные запасы (010500000)» графы 8 «На конец отчетного периода, итого» и занижение данных по коду строки 200 «Денежные средства учреждения (020100000)» графы 8 «На конец отчетного периода, итого» Баланса ф. 0503130 на -Дата- на сумму 43 600,00рублей.

2.Составление и представление годовой отчетности Управления на -Дата- в искаженном виде допущено вследствиеотражения в регистре бухгалтерского учета несуществующего объекта материальных запасов, а именно: в Оборотной ведомости ф. 0504035 по счету 105.00, сформированной за -Дата- без группировки по материально ответственным лицам, отражен объект «Корректировка» на сумму 39 763,45рублей, который по состоянию на 01 января 2019 года числится по дебету балансового счета 1.105.36.000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона №402-ФЗ«О бухгалтерском учете» не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Также согласно пункту 2 статьи 10 Закона №402-ФЗ под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.

Данное нарушение не было выявлено Управлением при проведении обязательной инвентаризации перед составлением годовой отчетности и привело к искажению показателя бюджетной (бухгалтерской) отчетности на -Дата-, которое выразилось в завышении данных по коду строки 080 «Материальные запасы (010500000)» графы 8 «На конец отчетного периода, итого» Баланса ф. 0503130 на -Дата- на сумму 39 763,45рублей

Таким образом, общее искажение показателя по коду строки 080 «Материальные запасы (010500000)» графы 8 «На конец отчетного периода, итого» Баланса ф. 0503130 на -Дата- по двум вышеуказанным фактам нарушений составило 83 363,45рублей (43 600,00+39 763,45). Фактически отражено 406 350,21рублей вместо 322 986,76рублей, что составляет 25,81% (83 363,45 / 322 986,76*100%). Тем самым, в связи с искажением показателя бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 01 -Дата-, выраженного в денежном измерении, искажена информация об активах Управления более чем на 10%.

3. Составление и представление годовой отчетности Управления на -Дата- в искаженном виде допущено вследствие нарушения порядка начисления пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а именно: в нарушение пункта 102 Инструкции №162н начисление пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в бюджетном учете с -Дата- по -Дата- отражено проводкой по дебету счета 1.401.20.211 «Расходыпо заработной плате» и по кредиту счета 1.302.11.000 «Расчеты по заработной плате», с октября по -Дата- – по дебету счета 1.401.20.266 «Расходы текущего финансового года по социальному обеспечению» и кредиту счета 1.302.11.000 «Расчеты по заработной плате», вместо того, что бы отражать указанные начисления по дебету счета 1.401.20.266 и кредиту счета 1.302.66.000 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме».

Согласно Расчетам пособий по временной нетрудоспособности, оформленных на основании первичных учетных документов, сумма пособий по временной нетрудоспособности работникам, начисленных за счет средств работодателя за минусом налога на доходы физических лиц, составила 34 066,83рублей (Приложение 2 к акту ревизии), тогда как согласно данным бухгалтерского учета по дебету счета 1.401.20.266 отражены начисления в сумме 10 285,57рублей (34 066,83-10 285,57=23 781,26).Искажение отчетности, выразилось в искажении данных Отчета ф. 0503121 на -Дата- по графе 4 «Бюджетная деятельность», а именно: занижены показатели по коду строки 240 «Социальное обеспечение» код классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) 266 и завышены показатели по коду строки 160 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» (код КОСГУ 211) на сумму 23 781,26рублей.

Фактически отражено 10 285,57рублей вместо 34 066,83рублей, что составляет 69,81% (23 781,26 / 34 066,83*100%). Тем самым, в связи с искажением показателя бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на -Дата-, выраженного в денежном измерении, искажена информация об обязательствах Управления более чем на 10%.

Таким образом, нарушения требований о порядке ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, допущенные Управлением, повлеклиискажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности на -Дата- информации об активах, и обязательствах (данных о материальных запасах и данных о начисленных социальных пособиях и компенсации персоналу в денежной форме) на сумму 107 144,71рублей, в том числе: искажение показателей Баланса ф. 0503130 на сумму 83 363,45рублей, искажение показателей Отчета ф. 0503121 на сумму 23 781,26рублей.

Искажение показателей бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое повлекло к искажению показателя результата исполнения бюджета - бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет ответственность по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание Маринина А.В., извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2., действующая на основании доверенности, начальник отдела внутреннего муниципального контроля Управления финансов Администрации г.Ижевска ФИО1., действующая на основании доверенности, полагали, что совершение Марининой А.В. вышеуказанного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Изучив материалы делу, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из п. 1 Примечаний, предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

В силу п. 4 Примечаний под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Частью 1 статьи 7 Закона №402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. В соответствии с частью 3 статьи 7Закона №402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

На дату совершения административного правонарушения (-Дата-) и по настоящее время должностные обязанности начальника отдела бюджетного планирования и кадров - главного бухгалтера на основании трудового договора от -Дата-, Соглашения от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата-, приказа (распоряжения) Управления о переводе работника на другую работу от -Дата- исполняла Маринина А.В. В соответствии с пунктом 3.1.2 Трудового договора муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Разделом «Должностные обязанности» должностной инструкции по должности муниципальной службы «Начальник отдела бюджетного планирования и кадров-главного бухгалтера Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска», утвержденной начальником Управления -Дата-, с которой -Дата- ознакомлена Маринина А.В., на нее возложены следующие обязанности:

- формирование и представление в Управление финансов Администрации города Ижевска бюджетной отчетности (пункт 3.18.);

- организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения (пункт 3.26.);

- организация работы по правильности оформления хозяйственных операций (пункт 3.27.);

- обеспечение ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (пункт 3.32.);

- осуществление предварительного финансового контроля за составлением достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление в установленные сроки соответствующим органам (пункт 3.44.);

- контроль составления и предоставления в установленные сроки бухгалтерского баланса и приложений к нему (пункт 3.44.).

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен один из основных принципов муниципальной службы – ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Согласно пункту 5.1. Должностной инструкции от -Дата- Маринина А.В. несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе. Согласно пункту 5.2. Должностной инструкции от -Дата- Маринина А.В. несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции №191н бюджетная отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном субъектом консолидированной отчетности для субъектов бюджетной отчетности, показатели отчетности которых включаются при формировании консолидированной бюджетной отчетности. В соответствии с пунктом 6 Инструкции №191н бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности. В соответствии с пунктом 5 Инструкции №191н дополнительная периодичность представления бюджетной отчетности, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены финансовым органом – для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета.

Пунктом 3 приказа Управления финансов Администрации города Ижевска (далее – Управление финансов) от -Дата- №513-п «О составе форм и сроках представления годовой отчетности за 2019 год» установлено, что годовая отчетность за 2019 год представляется в электронном виде в программном комплексе «Свод-СМАРТ» с использованием электронно-цифровой подписи и на бумажном носителе. Письмом Управления финансов от -Дата- «О предоставлении бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности за 2019 год» разъяснено, что годовая бюджетная и сводная бухгалтерская отчетность за -Дата- на бумажном носителе представляется в Управление финансов не позднее -Дата-. Уведомление о принятии бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности выдается Управление финансов главному администратору бюджетных средств в момент представления отчетности на бумажном носителе.

На представленных к ревизии бумажных носителях Баланса ф.0503130 и Отчета ф.0503121, имеется отметка о дате их составления -Дата-, отметка о дате представления годовой отчетности на бумажном носителе в Управление финансов отсутствует.

Согласно письму Управления финансов – Уведомлению о принятии годовой бюджетной отчетности за 2019 год от -Дата- годовая бюджетная (бухгалтерская) отчетность Управления благоустройства и охраны окружающей среды на -Дата- представлена в установленные сроки и в полном объеме форм, рассмотрена, проверена и принята.

Таким образом, время совершения административного правонарушения начинает исчисляться с момента принятия годовой бюджетной отчетности Управлением финансов, то есть с -Дата-

Местом совершения административного правонарушения является юридический адрес Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска: 426056, Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Лихвинцева, дом 56.

Действия Марининой А.В. суд квалифицирует по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вина Марининой А.В. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от -Дата-; трудовым договором от -Дата-, заключенным между Управлением и Марининой А.В.; распоряжением Администрации города Ижевска от -Дата--Дата- должность «Начальник отдела планирования и учета» переименована на должность «Начальник отдела-главный бухгалтер отдела планирования и учета»); соглашением от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата- (должность муниципальной службы «Начальник отдела планирования и учета - главный бухгалтер»); приказом (распоряжением) Управления от -Дата- переводе Марининой А.В. на должность заместителя начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов;соглашением от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата-; приказом Управления от -Дата--Дата- возложении обязанностей на Маринину А.В. с -Дата- без освобождения ее от основных обязанностей в период временного отсутствия начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов;приказом (распоряжением) Управления от -Дата- о переводе Марининой А.В. на должность начальника отдела бюджетного планирования и кадров - главного бухгалтера; соглашением от -Дата- об изменении определенных сторонами условий трудового договора от -Дата-);должностной инструкцией по должности муниципальной службы «Начальник отдела планирования и учета - главный бухгалтер»; должностной инструкцией по должности муниципальной службы «Заместитель начальника отдела бухгалтерского учета, планирования и финансов»; должностной инструкцией по должности муниципальной службы «Начальник отдела бюджетного планирования и кадров».

Являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению ведения бухгалтерского учета, составлению бюджетной отчетности, Маринина А.В. была обязана обеспечить выполнение установленных должностных обязанностей.

Она имела возможность при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей осуществить ведение бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и нормами, своевременно устранить допущенные в нем искажения, что повлекло бы предотвращение предоставления недостоверной бюджетной отчетности, что сделано не было.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о назначении Марининой А.В. административного наказания по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Оснований для назначения более строгого вида наказания не усматриваю.

Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Маринину А.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель:

В соответствии со ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в суд, вынесший постановление.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Судья О.Н. Петухова