НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 02.10.2020 № 5-505/20

Дело № 5-505/2020

76RS0024-01-2020-001152-34

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Ярославль 02 октября 2020 года

Судья Фрунзенского районного суда г. Ярославля Мартынова Е.В.,

при секретаре Монаховой О.К.,

с участием представителя ЗАО «Волгатранснефть» - Рубцова А.М.,

государственного инспектора Центрального УГРН Ространснадзора ФИО21

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «Волгатранснефть», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Почтовая, дом 36, строение 9,

У С Т А Н О В И Л :

30.07.2020 г. в 16 часов 00 минут (МСК) на 527,0 км водного пути реки Волги при проведении проверки Нижегородской инспекцией государственного портового контроля ФБУ «Администрация Волжского бассейна» теплохода «Волгонефть-264» (идентификационный №8230924, номер РРР 183178) был установлен факт отсутствия страхования жизни и здоровья при исполнении служебных обязанностей 3 членов экипажа теплохода «Волгонеть-264»: Абдрахманова З.Х., Усаева А.О. и Борисова П.А.

Теплоход «Волгонефть-264» принадлежит на праве собственности ЗАО «Волга-Бункер», который ЗАО «Волга-Бункер» приобрело по договору купли-продажи от 19.03.2014 г. у ЗАО «Волгатранснефть». С 05.05.2010 г. ЗАО «Волгатранснефть» передало теплоход по договору аренды судна без экипажа в аренду ЗАО «Волгатранссервис». При смене собственника судна Дополнительным соглашением от 19.03.2014 г. были внесены изменения в договор аренды судна без экипажа.

На теплоход «Волгонефть-264» Российским Речным Регистром на судовладельца ЗАО «Волгатранссервис» выданы регистровые документы:

- Свидетельство о классификации (форма РР-1.0.3 серия 02 №НОМЕР) выдано 15.05.2020 г. Верхне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра,

- Судовое свидетельство об управлении безопасностью №НОМЕР (форма РР-4.3.1 серия 06 №НОМЕР) выдано Камским филиалом Российского Речного Регистра 09.07.2019г.

На теплоход «Волгонефть-264» оформлены свидетельства на судовладельца ЗАО «Волгатранссервис:

- Волгоградским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Свидетельство о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна внутреннего плавания №НОМЕР от 20.02.2020 г.,

- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области - Судовое санитарное свидетельство на право плавания от 24.04.2020 г.

Таким образом, формальным судовладельцем теплохода «Волгонефть-264» является ЗАО «Волгатранссервис».

Центральным Управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 08.05.2013 г. оформлена лицензия ЗАО «Волгатранссервис» на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов по выполнению работ по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов серия НОМЕР. Теплоход «Волгонефть-264» обозначен за №НОМЕР в перечне судов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности в Приложении №4 к лицензии, переоформленным на основании приказа Центрального УГРН Ространснадзора от 22.06.2018 г №НОМЕР-о/д и являющемся обязательным приложением к лицензии.

14.12.2016 г. между ЗАО «Волгатранссервис» и ЗАО «Волгатранснефть» заключен договор аренды суда с экипажем, в том числе в отношении теплохода «Волгонефть-264». Согласно условиям договора арендодатель обязуется предоставлять услуги по управлению судном и его технической эксплуатации и нести расходы по оплате труда экипажа (то есть являться работодателем судового экипажа), а арендатор обязуется нести затраты, согласно пункта 4.1.6, в том числе на страхование судна и его экипажа.

07.05.2020 г. теплоход «Волгонефть-264» был принят ЗАО «Волгатранснефть» в эксплуатацию на основании «Акта готовности судна к эксплуатации».

Центральным Управление государственного речного надзора Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 31.05.2012 г. выдана лицензия ЗАО «Волгатранснефть» на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов для выполнения работ по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов серия МР-1 №НОМЕР. В приложении №1 к лицензии в перечне судов, используемых при осуществлении лицензионного вида деятельности, теплоход «Волгонефть-264» не поименован.

В целях выполнения требований п. 4 ст. 28 КВВТ РФ ЗАО «Волгатранснефть» произведено страхование жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей путем заключения договора коллективного страхования от несчастных случаев от 29.06.2020 г. с ПАО СК «Росгосстрах» №НОМЕР.

Судовая роль от 30.07.2020 г., предоставленная капитаном теплохода «Волгонефть-264» ФИО22 оформленная на судовладельца ЗАО «Волгатранссервис», содержит список членов экипажа судна, которые являются работниками ЗАО «Волгатранснефть», в том числе самого капитана ФИО22 (с 04.06.2018г.), мотористов-матросов ФИО24. (с 06.07.2020 г.), ФИО25 (с 16.07.2020 г.), ФИО26 (с 17.07.2020 г.).

Из содержания судового журнала теплохода «Волгонефть-264» и опроса членов экипажа следует, что по состоянию на 30.07.2020 г. теплоход «Волгонефть-264» совершил 3 рейса по перевозке груза нефтепродуктов из г. Ярославля в г. Санкт-Петербург: 20.05.2020г., 15.06.2020 г. и 18.07.2020 г. При этом в ходе последнего рейса с 18.07.2020 г. на борту судна находились мотористы-матросы ФИО24ФИО26 и ФИО25

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 г №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - №99-ФЗ).

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 12 №99-ФЗ деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов является лицензируемым видом деятельности.

Согласно положения пункта 1 статьи 8 №99-ФЗ Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов утверждено Постановление Правительства РФ от 06.03.2012г N193(ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» (далее - Положение о лицензировании)

Согласно пункту 11 статьи 19 №99-ФЗ Положением о лицензирование устанавливается закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований к деятельности по перевозке опасных грузов на внутреннем водном транспорте отражен в пункте 6 Положения о лицензировании, к которым относятся нарушения требований, указанных в подпунктах "а" -"в", "е" и "ж" пункта 4 Положения о лицензировании.

Согласно пункту 4 статьи 28 КВВТ РФ на судовладельца или иное лицо, осуществляющее приём на работу членов экипажа судна, (работодателя) возлагается обязанность за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи 28 КВВТ РФ трудовые отношения членов экипажа судна регулируются, в том числе, КВВТ РФ и Уставом службы на судах внутреннего водного транспорта.

Согласно статье 3 КВВТ РФ судовладельцем является в том числе юридическое лицо, эксплуатирующее судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.

Согласно пункту 1 статьи 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему безопасности судов.

Согласно положениям пункта 8 статьи 34.1 КВВТ РФ требования статьи 34.1 КВВТ считается выполненными судовладельцем в полном объёме, если судно имеет судовое свидетельство об управлении безопасностью, а судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна.

Согласно пункту 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (Утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г №623 - далее ТР) эксплуатацией является, в том числе, использование объекта регулирования по прямому назначения.

Согласно второму абзацу подпункта а) пункта 5 ТР объектом регулирования являются объекты внутреннего водного транспорта, включающие используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 кВт и более.

Согласно положениям пункта 216 ТР к эксплуатации допускаются суда, имеющие, в том числе, акт готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки.

Согласно пункту 11 Устава службы на судах министерства речного флота РСФСР (Утверждён приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 г №30 - далее Устав) экипаж судна состоит из капитана и других лиц командного состава и лиц рядового состава.

Согласно пункту 15 Устава члены судового экипажа обязаны нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью, а также содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования.

Согласно пунктам 40 и 46 Устава капитан является единоначальником и руководителем судового экипажа, доверенным лицом судовладельца, обязан обеспечить, в том числе, соблюдение требований нормативных документов по производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники.

ЗАО «Волгатранснефть» фактически исполняло функции судовладельца, так как является работодателем судового экипажа, осуществило приём теплохода «Волгонефть-264» в эксплуатацию и осуществило страхование жизни и здоровья членов экипажа теплохода «Волгонефть-264» при исполнении ими служебных обязанностей. Кроме того, ЗАО «Волгатранснефть» выполняло работы по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов.

Генеральный директор ЗАО «Волгатранснефть» ФИО30 направил в суд возражения на протокол об административном правонарушении, где со ссылкой на ст.ст. 61, 34.1 КВВТ РФ, п.21 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывает, что поскольку между ЗАО «Волгатранснефть» и ЗАО «Волгатранссервис», имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водам транспортом опасных грузов, заключен договор аренды судна с экипажем, то техническую эксплуатацию судна «Волгонефть-264» силами своего экипажа осуществляет ЗАО «Волгатранссервис», и именно оно должно иметь и имеет судовое свидетельство об управлении безопасностью. Обращает внимание, что члены экипажа судна «Волгонефть-264» были трудоустроены по основному месту работы в ЗАО «Волгатранснефть» и по совместительству трудились в ЗАО «Волгатранссервис». Со ссылкой на ч.4 ст. 28 КВВТ РФ указывает, что именно ЗАО «Волгатранссервис» обязано осуществлять страхование жизни и здоровья членов экипажа судов, в том числе танкера «Волгонефть-264», что и было сделано. Полагает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием события правонарушения. В ином случае просит учесть, что вменяемое ЗАО «Волгатранснефть» правонарушение не создает угрозу жизни и здоровью людей, ввиду того, что ЗАО «Волгатранснефть», ровно как и ЗАО «Волгатранссервис» имеет лицензию на перевозку внутренним водным транспортом опасных грузов, а также то, что ЗАО «Волгатранснефть» находится в тяжелом материальном положении, не применять наказание в виде административного приостановления деятельности и назначить наказание в виде штрафа менее минимального размера.

В судебном заседании представитель ЗАО «Волгатранснефть» Рубцов А.М. с протоколом об административном правонарушении не согласился, поддержал указанные выше возражения и представил суду дополнительные письменные возражения на протокол, где указал, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут быть отнесены лишь ситуации, вызвавшие тяжкие последствия. Вместе с тем описания таких обстоятельств протокол об административном правонарушении не содержит. Просил прекратить производство по делу либо рассмотреть вопрос о переквалификации административного правонарушения на ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Обратил внимание, что протокол об административном правонарушении содержит противоречия в части указания арендодателя теплохода «Волгонефть-264».

Государственный инспектор Центрального УГРН Ространснадзора ФИО21 с доводами представителей ЗАО «Волгатранснефть» не согласился, счел, что имеющихся доказательств достаточно для привлечения Общества к административной ответственности. Указал, что допущенные нарушения лицензионных требований являются грубыми, влекли угрозу причинения вреда в случае транспортного происшествия.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что виновность ЗАО «Волгатранснефть» в совершении данного административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №НОМЕР от 04 сентября 2020 года;

- приказом ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» от 30 июля 2020 года о назначении проверки судна «Волгонефть-264»;

- предписанием №НОМЕР от 30 июля 2020 года относительно судна «Волгонефть-264», где указаны выявленные нарушения, в том числе отсутствие документов, подтверждающих правоотношения между ЗАО «Волгатранссервис» и ЗАО «Волга-Бункер»; доказательств страхования членов экипажа судна ФИО26ФИО24ФИО25 на случай возможного причинения вреда жизни, здоровью при исполнении служебных обязанностей;

- свидетельством о праве собственности на судно «Волгонефть-264» ЗАО «Волга-Бункер»;

- договором аренды судна без экипажа от 05 мая 2010 года, заключенным между ЗАО «Волгатранснефть» и ЗАО «Волгатранссервис» с дополнительным соглашением;

- свидетельством о классификации судна «Волгонефть-264», как самоходного нефтеналивного судна;

- судовым свидетельством об управлении безопасностью «Волгонефть-264», где в качестве судовладельца указано ЗАО «Волгатранссервис»;

- свидетельством о минимальном составе экипажа самоходного нефтеналивного судна «Волгонефть-264»;

- судовым санитарным свидетельством от 24 апреля 2020 года на право плавания «Волгонефть-264», действительным до 23 апреля 2021 года;

- договором аренды судна с экипажем от 14 декабря 2016 года, заключенным между ЗАО «Волгатранссервис» и ЗАО «Волгатранснефть» с дополнительными соглашениями от 05 апреля 2017 года, 16 сентября 2019 года;

- лицензией №НОМЕР от 08 мая 2013 ЗАО «Волгатранссервис» на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортам, морским транспортом опасных грузов с приложением;

- актом готовности судна «Волгонефть-264» к эксплуатации от 07 мая 2020 года, подписанным в том числе руководством ЗАО «Волгатранснефть»;

- договором коллективного страхования от несчастных случаев от 29 июня 2020 года между ПАО СК «Росгосстрах» и ЗАО «Волгатранснефть» с приложенным списком застрахованных лиц (ФИО22ФИО36ФИО37ФИО38ФИО39ФИО40ФИО41ФИО42ФИО43ФИО44ФИО22 и дополнительным соглашением №НОМЕР от 30 июля 2020 года, которым из договора исключена ФИО44 включены ФИО24ФИО25ФИО26

- судовой ролью судна «Волгонефть-264» от 30 июля 2020 года с перечнем членов экипажа;

- приказами генерального директора ЗАО «Волгатранснефть» о приеме на работу капитаном ФИО22 с 04 июня 2018 года, мотористами-матросами ФИО26 (с 17 июля 2020г.), ФИО25 (с 16 июля 2020г.), ФИО24 (с 06 июля 2020г.);

- копией судового журнала «Волгонефть-264», где указаны выходы в рейсы из г.Ярославля в г. Санкт-Петербург 20 мая 2020 года, 15 июня 2020 года, 18 июля 2020 года;

- лицензией №НОМЕР от 31 мая 2012 года ЗАО «Волгатранснефть» на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортам, морским транспортом опасных грузов с приложением;

- листами опроса членов экипажа, согласно которым судно «Волгонефть-264» совершило три полных рейса «Ярославль-С.ПБ Морской Порт с грузом нефтепродуктов (мазут топочный – 100) с 20 мая 2020 года, с 15 июня 2020 года и с 18 июля 2020 года, на судно 06 июля 2020 года прибыл ФИО24 16 июля 2020 года – ФИО25 17 июля 2020 года – ФИО26.;

- дипломом капитана ФИО22 квалификационными свидетельствами членов экипажа - ФИО25ФИО24 и ФИО26

Кроме того судом исследованы:

- протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Волгатранснефть»;

- приказы ЗАО «Волгатранссервис» о приеме на работу по совместительству мотористами-матросами ФИО26 (с 17 июля 2020г.), ФИО25 (с 16 июля 2020г.), ФИО24 (с 06 июля 2020г.), капитаном – ФИО22 (с 30 марта 2020г.) и копии трудовых договоров;

- налоговая декларация по налогу на прибыль организации ЗАО «Волгатранснефть».

Суд признает все собранные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности – достаточными для разрешения дела. Нарушений процессуальных требований при сборе и закреплении доказательств не допущено.

Принимая решение, суд берет за основу перечисленные выше доказательства, полученные в ходе административного расследования. Все доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой. Поводов для оговора со стороны опрошенных лиц не установлено. Противоречий в протоколе об административном правонарушении в части описания обстоятельств правонарушения суд не усматривает.

Собранные доказательства подтверждают, что ЗАО «Волгатранснефть» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов.

В силу положений ст. 3 КВВТ РФ именно ЗАО «Волгатранснефть» является судовладельцем самоходного нефтеналивного судна «Волгонефть-264» и в 2020 году осуществляло его эксплуатацию, совершая перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом. Кроме того, для работы на данном судне ЗАО «Волгатранснефть» был нанят экипаж, члены которого были застрахованы Обществом от несчастных случаев в связи с исполнением служебных обязанностей.

Между тем законных оснований использования данного судна для выполнения указанных грузоперевозок ЗАО «Волгатранснефть» не имело, поскольку танкер «Волгонефть-264» не включен в перечень судов, разрешенных к использованию при осуществлении Обществом лицензируемой деятельности по перевозкам опасных грузов внутренним водным транспортом.

Также в нарушение ст. 34.1 КВВТ РФ у ЗАО «Волгатранснефть» отсутствует свидетельство об управлении безопасностью судна для теплохода «Волгонефть-264», имеющееся на судне свидетельство выдано на другое юридическое лицо – ЗАО «Волгатранссервис».

Кроме того, вопреки требованиям п.4 ст. 28 КВВТ РФ при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом опасных грузов в рейсе от 18 июля 2020 года из г. Ярославля в г. Санкт-Петербург ЗАО «Волгатранснефть» не осуществило страхование жизни и здоровья при исполнении ими служебных обязанностей в отношении 3-х членов экипажа теплохода «Волгонефть-264»: ФИО26ФИО25ФИО24 В коллективный договор страхования они были включены лишь 30 июля 2020 года.

Доводы генерального директора ЗАО «Волгатранснефть» о том, что обязанность иметь судовое свидетельство об управлении безопасностью и осуществлять страхование жизни и здоровья членов экипажа судна «Волгонефть-264» лежала на владельце данного судна - ЗАО «Волгатранссервис», не основаны на законе. Судом установлено, что фактическим судовладельцем указанного теплохода является именно ЗАО «Волгатранснефть», оно же осуществляет его техническую эксплуатацию.

Факт трудоустройства отдельных членов экипажа судна «Волгонефть-264» по совместительству также в ЗАО «Волгатранссервис» не имеет правового значения, поскольку материалы дела подтверждают, что капитан Жуков Н.В., мотористы-матросы ФИО26ФИО25 и ФИО24. были наняты на работу именно в ЗАО «Волгатранснефть» и осуществляли трудовую деятельность в данной организации.

Также несостоятельными являются доводы представителя ЗАО «Волгатранснефть» Рубцова А.М. об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, неверной квалификации действий Общества.

В соответствии с положениями п.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 4 и 6 «Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» отсутствие у судовладельца свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ РФ, а также договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п.4 ст. 28 КВВТ РФ, отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.

Вопреки доводам защиты, отсутствие указанных документов во время выхода судна «Волгонефть-264» в рейсы создавало реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возможного вреда животным, растениям, окружающей среде.

С учетом изложенного действия ЗАО «Волгатранснефть» суд квалифицирует по ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

При назначении наказания суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих его административную ответственность.

Учитывая обстоятельства дела, сведения о ЗАО «Волгатранснефть», суд назначает Обществу административное наказание в виде штрафа и не усматривает оснований назначения более строгого вида наказания в виде административного приостановления деятельности.

Исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Волгатранснефть» судом не установлено, основания для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Закрытое акционерное общество «Волгатранснефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа: получатель: УФК по г.Москве (Центральное УГРН Ространснадзора) КПП: 774301001; БИК: 044525000; ИНН: 7743640839; ОКТМО: 45342000; КБК: 10611690020026000140; р/с: 40101810045250010041 в ГУ БАНКА России по ЦФО г.Москва.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Мартынова