Дело № 5-128/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 28 августа 2023 года
Судья Фрунзенского районного суда <адрес> Куртенко П.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Фрунзенского районного суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, поступившее из ОМВД России по <адрес> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, состоящей в браке, детей не имеющей, работающей без официального оформления, пенсионера,
установил:
Административным органом ФИО1 инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, которое выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 00 минут, в торгом павильоне «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>, гражданка ФИО1, осуществила розничную продажу алкогольной продукции, а именно пиво «Lowenbrau», емк. 0,45 л., алк.4,9% об. по цене 75 рублей за единицу в количестве двух бутылок, после 21:00, чем нарушила ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ) и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ОЗ"Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории <адрес>".
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, не отрицала факт продажи пива после 21:00 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор ГИАЗ ОМВД России по <адрес>, ФИО3 и начальник ОМВД России по <адрес>ФИО4, о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещены правильно и своевременно, в судебное заседание не явились, ФИО3 представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, не состоящей в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 Кодекса, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, совершившее продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом, не состоящей в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 и абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
Согласно пункту 12 ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются: без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, без соблюдения требований к розничной продаже винодельческой продукции, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии.
Однако, принимая во внимание, что ФИО1 административным органом инкриминируется факт розничной продажи двух бутылок пива «Lowenbrau», емк. 0,45 л., алк.4,9% об. по цене 75 рублей за единицу, после 21:00, в нарушение ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ) и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ОЗ"Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории <адрес>", ее действия административным органом по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ квалифицированы неверно, поскольку административная ответственность за продажу алкоголя в ночное время по общим правилам предусмотрена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, с учетом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ОЗ"Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории <адрес>", установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21 часа до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ, установленные статьей ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ требования, в том числе запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время, являются одновременно особыми требованиями к розничной продаже алкогольной продукции и лицензионными требованиями. Следовательно, любое нарушение указанных требований Закона N 171-ФЗ или правил одновременно будет являться нарушением лицензионных требований и подлежит квалификации по соответствующей статье (части статьи) КоАП РФ.
Вместе с тем часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает самостоятельную административную ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим действия по реализации алкогольной продукции в ночное время свидетельствуют о нарушении правил розничной продажи алкогольной продукции и подлежат квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции административная ответственность установлена для должностных и юридических лиц.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В частности, как должностные лица несут административную ответственность руководители или иные работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Исходя из содержания указанной нормы, ФИО1 не является должностным лицом по смыслу, определяемому КоАП РФ, поскольку не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
При таких обстоятельствах в действиях ФИО1 отсутствует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В связи с тем, что действия ФИО1 административным органом неверно квалифицированы по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ и не могут быть переквалифицированы на ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Изъятая алкогольная продукция подлежит уничтожению на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, поскольку продажа (оборот) алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары (упаковки) запрещен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 28.9,24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, по факту привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Алкогольную продукцию: пиво «Lowenbrau», емк. 0,45 л., алк. 4,9% об., в количестве 2 штук, хранящуюся в камере хранения вещественных доказательств Фрунзенского районного суда <адрес>, по вступлении постановления в законную силу, уничтожить.
Решение может быть обжаловано и на него внесено представление в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья: Куртенко П.А.