Дело № 5-1830/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Республика Крым, 297412
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Нанаров Алексей Александрович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, в отношении должностного лица – директора МКУ «ЦИАиМТО» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес для корреспонденции: <адрес>,2,
УСТАНОВИЛ:
01.07.2016 года в Евпаторийский городской суд Республики Крым из Контрольно – счетного органа – Контрольно – счетной –палаты Городского округа Евпатория Республики Крым поступил административный материал по ч.20 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, составленный в отношении должностного лица – директора МКУ «ЦИАиМТО» ФИО2.
Как следует из материалов дела, ФИО2 как должностному лицу директору МКУ «ЦИАиМТО» вменяется в вину своершение административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
Так, согласно протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, являясь должностным лицом – директором МКУ «ЦИАиМТО», не выполнил в установленный срок законного предписания КСП ГО Евпатория РК от ДД.ММ.ГГГГ№ о восстановлении бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное предписание ФИО2, получил ДД.ММ.ГГГГ, о чем собственноручно расписался в нем. Срок выполнения предписания истек ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо – МКУ «ЦИАиМТО» ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ДД.ММ.ГГГГ от него поступило ходатайство о прекращении производства по делу в виду отсутствия в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, поданное ходатайство о прекращении производства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 20 ст. 19.05 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно субъективной стороны данного правонарушения должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, только в том случае если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФИО2, как должностному лицу – директору МКУ «ЦИАиМТО» вменяется в вину невыполнение в установленный срок законного предписания КСП ГО Евпатория РК от ДД.ММ.ГГГГ№ о восстановлении бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МКУ «ЦИА и МТО» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КСП ГО Евпатория РК было составлено предписание от 02.06.2016г. исх.№ с требованием восстановить бухгалтерский учет МКУ «ЦИА и МТО» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратчайшие сроки, но не позднее 14 дней с момента получения предписания и о принятых мерах проинформировать КСП ГО Евпатория РК.
В соответствии с Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от 11.12.2014г. №-п «О создании муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», организацию и ведение бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» согласно договора об организации и ведении бухгалтерского учета муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» от 30.12.2014г обеспечивает муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».
Централизованная бухгалтерия является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными ГК РФ.
Основной целью организации бюджетного учета в централизованных бухгалтериях является минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.
Централизованная бухгалтерия МКУ «ЦБО ОМС» несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение задач, определенных настоящим Уставом (п.1.10).
Предметом деятельности централизованной бухгалтерии МКУ «ЦБО ОМС» является, в том числе предоставление услуг по централизованному ведению бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета финансово-хозяйственной деятельности, расчетов по оплате труда и материально-имущественного учета в органах местного самоуправления и муниципальных казенных (бюджетных) учреждениях, находящихся на обслуживании Учреждения, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции по бухгалтерскому учету и других нормативно-правовых актов (п.2.2 устава МКУ «ЦБО ОМС»). Одной из деятельности централизованной бухгалтерии является: хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т. п. как на бумажных, так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (п.2.3 подпункт 5 устава МКУ «ЦБО ОМС»).
Учитывая требования Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и особенности централизации учета ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:
за организацию бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета - руководитель экономического субъекта (п.1 ст.7 Закона о бухгалтерском учете); (директор МКУ «ЦБО ОМС»)
за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности - главный бухгалтер (п.3 ст.7 Закона о бухгалтерском учете); (главный бухгалтер МКУ «ЦБО ОМС»)
Из вышесказанного следует что, функцией централизованной бухгалтерии МКУ «ЦБО ОМС» является полная централизация бухгалтерского учета, воплощенная администрацией <адрес> Республики Крым.
Из представленных суду документов следует, что исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ и в соответствии с приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п.16) приказом директора МКУ «ЦИА и МТО» от ДД.ММ.ГГГГ№ была создана комиссия по расследованию причин отсутствия (запущенности) бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией было проведено расследование причин отсутствия бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» в МКУ «ЦБО ОМС» с целью восстановления бухгалтерского учета в кратчайшие сроки, а именно в течение 14 дней (фактически рабочих 10-ти дней, так как было 5 выходных дней) которые были установлены предписанием КСП ГО Евпатория РК.
Комиссией в ходе проведения служебного расследования было принято решение обратиться в МКУ «ЦБО ОМС» по вопросу восстановления бухгалтерского учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании подпункта 6 главы 2 договора об организации и ведении бухгалтерского учета от 30. 12.2014 года между МКУ «ЦИА и МТО» и МКУ «ЦБО ОМС» закреплено, что центр бухгалтерского обслуживания обязан обеспечить сохранность документов (первичных документов, регистров учета, отчетности, а также смет доходов и расходов, и расчетов к ним и т.д. как на бумажных носителях так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. За неисполнение или не надлежащие исполнение своих обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ответа исполняющего обязанности директора МКУ «ЦБО ОМС» № от 10.06.2016г. о восстановлении бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г. сказано, что восстановить бухгалтерский учет не предоставляется возможным, в связи с отсутствием первичных документов, что нашло отражение в акте комиссии о проведении служебного расследования от 14.06.2016г. №, где закреплено, что восстановить бухгалтерский учет не предоставляется возможным, в связи с отсутствием первичных документов.
Комиссия по расследованию причин отсутствия бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» дополнительно во исполнение требований предписания КСП ГО Евпатория РК приняла решение и направила письмо за подписью директора МКУ «ЦИА и МТО» ФИО2№ от 15.06.2016г. о предоставление более полного и детального ответа по вопросу восстановления бухгалтерского учета и принятых мерах к должностным лицам МКУ «ЦБО ОМС» отвечающих за ведение и сохранность бухгалтерских документов МКУ «ЦИА и МТО».
Директор МКУ «ЦИА и МТО» ФИО2 направил в адрес администрации <адрес> Республики Крым письмо № от 14.06.2016г. о чем проинформировал, о своих действиях работодателя.
Администрация <адрес> Республики Крым, предприняты следующие действия, принято распоряжения главы администрации <адрес> РК №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении первичной учетной документации», в котором дано поручение МКУ «ЦБО ОМС» организовать работу по восстановлению в срок до ДД.ММ.ГГГГ первичной учетной документации учреждений, с которыми заключены договора об организации и ведении бухгалтерского учета. Также, ДД.ММ.ГГГГ распоряжением первого заместителя главы администрации <адрес> РК №-р создана комиссия по восстановлению бухгалтерских документов МКУ «ЦИА и МТО» на основании писем директора МКУ «ЦИА и МТО» ФИО2 и начальника отдела труда и заработной платы – исполняющего обязанности директора МКУ «ЦБО ОМС».
Кроме того, в соответствии со ст.17 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых согласно правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Восстановление первичных документов. Законодательство о бухгалтерском учете не содержит четко установленных правил, которые регламентируют порядок восстановления первичных документов и их сроки восстановления.
В ряде нормативных актов определены только сроки хранения первичных учетных документов.
В соответствии с п.6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР ДД.ММ.ГГГГ N 105), юридическое лицо (руководитель учреждения) для восстановления документов проводит служебное расследование для установления причин и обстоятельств, которые привели к потере документов, отражает факт их утраты в акте, указав весь перечень утраченных документов, их состав, период, за который они составлены. Потом приказом по учреждению назначает комиссию или отдельного сотрудника, ответственных за восстановление документов с указанием сроков такой работы. То есть юридическое лицо само определяет и устанавливает сроки восстановления первичной учетной документации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, директор МКУ «ЦИА и МТО» ФИО2 как должностное лицо предпринял все необходимые меры для восстановления бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено документально.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст.1.5 КоАП РФ, презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Одним из таких обстоятельств в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является отсутствие состава административного правонарушения.
Из представленных материалов не усматривается наличия в действиях должностного лица – директора МКУ «ЦИАиМТО» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ, что в силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП Российской Федерации, в отношении должностного лица – директора МКУ «ЦИАиМТО» ФИО2, - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья А.А. Нанаров