НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 22.04.2021 № 5-443/2021

УИД 76RS0016-01-2021-001437-07

Дело № 5-443/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 апреля 2021 г. г. Ярославль

Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Насекин Д.Е.,

при секретаре Слушаевой К.А.,

с участием законного представителя ООО «Яртруд» - зам.директора ФИО3,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Яртруд»: юридический адрес РФ, 150044 <...>, литер 3,31, ИНН <***>, ОГРН <***> дата внесения 03.03.2017,

у с т а н о в и л:

согласно протоколу ЯР № 1815/21016 от 17.03.2021 года об административном правонарушении, составленном инспектором отдела ОВМ ОМВД России по Дзержинскому городскому району ФИО5, 17.03.2021 в 16:30 в ОВМ ОМВД России по Дзержинскому городскому району по адресу: <...> в рамках рассмотрения материала КУСП №6940 от 10.03.2021 было установлено, что между работодателем ООО «Яртруд» и гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по юридическому адресу: <...>, литер 3,31 - 12.03.2020 был заключен трудовой договор, в соответствии с которым гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был принят на работу в должности подсобного рабочего. Однако, 27.11.2020 ООО «Яртруд» расторг трудовой договор с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. 01.12.2020 ООО «Яртруд» направило уведомление о расторжении трудового договора с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в УВМ УМВД России по Ярославской области.

В соответствии с п.8 ст. 13 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг) привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которой данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма и порядок подачи указанного уведомления утвержден Приказом МВД России от 04.06.2019 №363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации». В соответствии п.4 «Порядка подачи работодателем или заказчиками работ уведомлений о заключении (расторжении) трудовых договоров», в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля.

Установлено, что ООО «Яртруд» был нарушен порядок уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации в соответствии Приказа МВД России от 04.06.2019 №363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков, уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации», а именно - не заполнены п. 5 формы уведомления о расторжении трудового договора с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Таким образом, 03.12.2020 ООО «Яртруд» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В судебное заседание вызывались представитель ООО «Яртуд» и представитель отдела по вопросам миграции ОМВД России по Дзержинскому городскому району.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО3 в судебном заседании, дал пояснения по данному факту аналогичные объяснениям, которые были даны им в ходе проведения проверки со стороны должностного лица от 17.03.2021 г. Кроме того, ФИО3 пояснил что, вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме, указал, что общество в настоящий момент испытывает тяжелое материальное положение, доход в месяц составляет 300-350 тыс. рублей, в связи с чем, штраф, указанный в санкции статьи нанесет, существенный вред организации, просил строго не наказывать.

Представитель отдела по вопросам миграции ОМВД России по Дзержинскому городскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представил.

Судом исследованы представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении № 1815/21016 от 17.03.2021 г., рапорт начальника ОВМ ОМВД России по Дзержинскому городскому району ФИО7 от 10.03.2021 г., копия конверта с описью о направлении уведомления о прекращении трудового договора в УВМ УМВД России по Ярославской области 01.12.2020 г., уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско – правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином, приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от 12.03.2020 г., трудовой договор от 12.03.2020 г., приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 27.11.2020 г., досье на ФИО2 Х.Э., объяснение ФИО3 от 17.03.2021 г., не оспаривавшего не заполнения п. 5 в уведомлении о прекращении (расторжении) гражданско-правового договора с иностранным гражданином, поскольку торопился, приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от 15.03.2017 г., трудовой договор от 15.03.2017 г., должностная инструкция от 15.03.2017 г., объяснение ФИО4 от 17.03.2021 г., копия паспорта ФИО4, приказ №001 от 01.03.2017 г., копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выписка из ЕГРЮЛ.

Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 упомянутого Закона, п. 2 Порядка). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 названного Закона, п. 6 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, трудовой договор между ООО «Яртруд» и гражданином респ. ФИО2ФИО9 о приеме на работу на должность подсобного рабочего заключен 12.03.2020 года. 27.11.2020 г. ООО «Яртруд» расторг трудовой договор с гражданином республики ФИО2ФИО10

Из объяснений директора ООО «ЯРТРУД» ФИО4 от 17.03.2021 г. следует, что он является директором ООО «Яртруд», в его обязанности входит прием на работу, увольнение работников, контроль за выполнением работ. Как директор организации подписывает трудовые договоры, приказы о приеме на работу, увольнении работников, уведомления о заключении (расторжении, прекращении) трудовых договоров с иностранными работниками, которые составляет его заместитель ФИО3 ФИО6 ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был принят на работу 12.03.2020 г., однако трудовой договор с ним был расторгнут 27.11.2020 г. Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным работником было подписано мной и передано ФИО3 Уведомление о расторжении трудового договора с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в УВМ УМВД России по Ярославской области 01.12.2020 г. по доверенности было направлено ФИО3 посредством почтового отправления. О том, что уведомление о расторжении трудового договора было направлено с нарушениями, пояснить не может, он поставил подпись, не проверив и не убедившись в правильности заполнения уведомления.

Из объяснений заместителя директора ООО «ЯРТРУД» ФИО3 от 17.03.2021 г. следует, что он является заместителем директора ООО «ЯРТРУД», в его обязанности входит оформление и трудоустройство иностранных работников, совместно с руководителем организации участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, понижения по службе, понижения в должности, а также увольнения работников. Трудовые договоры, приказы о приеме на работу, увольнении работников, уведомления о заключении (расторжении, прекращении) трудовых договоров с иностранными работниками составляет он, подписывает их директор организации ФИО8 ФИО6 ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. был принят на работу 12.03.2020 г., однако трудовой договор с ним был расторгнут 27.11.2020 г. Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным работником было подписано ФИО4 и передано ему. По доверенности, он 01.12.2020 г. подал уведомление о расторжении трудового договора с гражданином ФИО2ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в УВМ УМВД России по Ярославской области посредством почтового отправления. О том, что уведомление о расторжении трудового договора было направлено с нарушениями (не проставил дату заполнения и печать) пояснил, что при заполнении уведомления о расторжении трудового договора торопился, не обратил на это внимание. Однако, печать ООО «Яртруд» присутствует на последнем листе, который скрепляет уведомление о расторжении трудового договора, а дата заполнения уведомления соответствует дате отправке по почтовому штампу.

Таким образом, действия ООО «Яртруд» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае субъектом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является юридическое лицо ООО «Яртруд», а объективной стороной данного правонарушения является неисполнение Обществом надлежащим образом, возложенных на него законом обязанностей, учитывая положения ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", а также Приказа МВД России от 04.06.2019 г. № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации", в силу которых, нарушило установленный порядок и форму уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении трудового договора в части неполного заполнения уведомления (не заполнен п.5 уведомления).

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Суд учитывает, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности, состав названного административного правонарушения является формальным и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Вместе с тем, суд применяет статью 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Суд принимая вышеуказанное решение, учитывает, что допущенное обществом нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не имеет цели причинения вреда интересам граждан, обществу и государству, а также сокрытия от органов миграционного контроля факта заключения трудовых отношений с иностранным гражданином. Управление не доказало, что действия общества направлены на нарушение установленного государством порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

Суд принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства явного пренебрежительного отношения обществом к своим публично-правовым обязанностям. Судом установлено, что, ООО «Яртруд» ранее не привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение, поэтому судом делается вывод о том, что предупредительная цель административного производства достигнута, примененная мера административного взыскания в виде 400 000 тыс. рублей штрафа, или ниже, не будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения, будет носить в данном случае карательный, а не превентивный характер и может привести к признанию ООО «Яртруд» несостоятельным (банкротом).

Оценив в совокупности все фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень его общественной опасности, суд приходит к выводу о том, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, полагая, что возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины ООО «Яртруд» достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а наложение в настоящем случае взыскания в виде штрафа в размере 400 000 руб. фактически будет носить карательный характер, приходит к выводу о возможной квалификации допущенного административного правонарушения как малозначительного и освобождения общества от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, на основании статьи 2.9 КоАП РФ, с объявлением устного замечания, что является мерой воспитательного (профилактического) воздействия на лицо, совершившее правонарушение и недопущение его совершения в дальнейшем.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Яртруд» подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10,29.11,ст.2.9, ст.24.5 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Яртруд»: юридический адрес РФ, 150044 <...>, литер 3,31, ИНН <***>, ОГРН <***> дата внесения 03.03.2017, по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ прекратить.

Освободить от административной ответственности по ч.3 ст.18.15 ООО «Яртруд»: юридический адрес Россия, 150044 <...>, литер 3,31, ИНН <***>, ОГРН <***> дата внесения 03.03.2017, и объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток с момента его оглашения (либо получении копии постановления участниками процесса).

Судья Д.Е. Насекин