УИД № 66RS0008-01-2023-002066-87 Дело № 5-101/2023 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Нижний Тагил 20 октября 2023 года
Судья Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области Ильютик Н.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО2,
рассмотрев на основании ч. 2 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в селе <Адрес>, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты> (ОГРНИП <№>), ранее привлекавшейся к административной ответственности за совершение административных правонарушений по главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
20 июня 2023 года в кафе «Тандырная» по ул. Зари, 21 «б» в городе Нижнем Тагиле Индивидуальный предприниматель ФИО2 в нарушение ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» незаконно допустила к трудовой деятельности гражданку Республики Узбекистан ФИО1 в качестве подсобного рабочего, то есть не по профессии, указанной в ее патенте (профессия в патенте – продавец продовольственных товаров).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что ФИО1 работала у нее 5-6 дней в качестве ее помощницы, а именно, стояла за кассой и продавала покупателям продукцию кафе, то есть фактически была продавцом. ФИО1 очень плохо понимает русский язык, поэтому часто она вставала за кассу вместо нее, показывала, что и как продавать, как отдавать заказы. Также она просила ее помочь на кухне, помыть полы, столы. ФИО1 показывала ей свой патент, ее профессию она не проверяла, трудовой договор с ней не заключала. 20 июня 2023 года в кафе пришли сотрудники ОВМ и забрали ФИО1
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу п. 4 ст. 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
На основании п. 1 ст. 13.3 вышеуказанного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу п. 4.2 ст. 13 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20 декабря 2019 года (выписка из ЕГРИП на л.д. 31-32).
На основании договора аренды нежилого помещения и земельного участка от 01 марта 2021 года (л.д. 24-30) она осуществляет свою предпринимательскую деятельность в помещении торгового павильона, расположенного по адресу: <...> «б».
ФИО1 является гражданкой Республики Узбекистан (копия паспорта на л.д. 44). Она имеет патент на осуществление трудовой деятельности по профессии – продавец продовольственных товаров (л.д. 47). Из ее объяснений следует, что с 18 июня 2023 года она осуществляла трудовую деятельность в кафе «Тандырная» по ул. Зари, 21 «б», а именно, мыла посуду, училась пользоваться кассой, занималась приготовлением пищи на кухне, продавцом в данном кафе трудовую деятельность не осуществляла (л.д. 50). 20 июня 2023 года в отношении ФИО1 инспектором ОВМ МУ МВД России «Нижнетагильское» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что она, будучи иностранным гражданином, незаконно осуществляла трудовую деятельность в кафе «Тандырная» по ул. Зари, 21 «б» в городе Нижнем Тагиле, в качестве подсобного рабочего, то есть не по профессии, указанной в ее патенте (профессия в патенте – продавец продовольственных товаров) (л.д. 41-43). 20 июня 2023 года постановлением врио начальника ОВМ МУ МВД России «Нижнетагильское» ФИО1 назначено наказание по ч. 1 ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа (л.д. 51).
Факт совершения Индивидуальным предпринимателем ФИО2 правонарушения выявлен 20 июня 2023 года в ходе проведения оперативного мероприятия «Нелегал 2023», о чем в материалах дела имеются соответствующие рапорта врио начальника ОВМ МУ МВД России «Нижнетагильское» и инспектора ОИК ОВМ ФИО3 (л.д. 3, 5, 7, 8).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ИП ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем 15 сентября 2023 года инспектором ОВМ МУ МВД России «Нижнетагильское» ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении.
Таким образом, судом установлено, что Индивидуальный предприниматель ФИО2 привлекла к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО1 путем ее фактического допуска к выполнению работы подсобного рабочего, то есть не по профессии «продавец продовольственных товаров», которая указана в патенте ФИО1. При этом допуская к работе иностранного гражданина, Индивидуальный предприниматель ФИО2 обязана была проконтролировать наличие у нее действующего патента на осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности и наименование профессии в патенте.
Оценивая представленные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд считает установленным факт совершения Индивидуальным предпринимателем ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии, не указанной в патенте, если патент содержит сведения о профессии.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 должна была выполнить требования миграционного законодательства при привлечении к выполнению работ иностранных граждан, чего сделано не было. Доказательств невозможности выполнения требований закона Индивидуальным предпринимателем ФИО2 либо освобождения ее от обязанностей по исполнению таковых не представлено.
Доводы ФИО2 о том, что фактически ФИО1 работала у нее продавцом, несостоятельны, опровергаются: вышеприведенным объяснением ФИО1; рапортом врио начальника ОВМ МУ МВД России «Нижнетагильское» от 20 июня 2023 года (л.д. 3) с приложенной фотографией, на которой зафиксирована ФИО1, занятая приготовлением пищи (л.д. 4); письменными объяснениями самой ФИО2, в которых она указала, что ФИО1 выполняла разную работу по ее поручениям, мыла посуду, занималась приготовлением пищи (пекла выпечку), училась пользоваться кассой (л.д. 18-19).
В материалы дела представлена копия постановления по делу об административном правонарушении от 20 июня 2023 года, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 51).
Таким образом, оснований ставить под сомнение тот факт, что иностранным гражданином ФИО1 осуществлялась трудовая деятельность по профессии, не соответствующей выданному патенту, а также то, что к осуществлению трудовой деятельности данное лицо привлекла именно ФИО2, не имеется.
При назначении наказания судом учитываются следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 10 января 2020 года включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что следует их сведений Федеральной налоговой службы.
Срок давности привлечения Индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности не истек.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, суд учитывает совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, суд учитывает повторное совершение ФИО2 однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности установлено, что 26 августа 2022 года постановлением Дзержинского районного суда г.Н.Тагил Индивидуальный предприниматель ФИО2 была привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 17 сентября 2022 года (л.д. 61-62).
Санкция ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
С учетом изложенного, принципов соразмерности, справедливости и неотвратимости наказания, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного Индивидуальным предпринимателем ФИО2 правонарушения, суд считает возможным назначить ИП ФИО2 наказание в виде административного штрафа, полагая, что данная мера наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины привлекаемого к ответственности лица.
При определении размера штрафа суд также учитывает личность виновной, ее семейное (3 малолетних детей на иждивении) и имущественное положение (наличие кредитных обязательств).
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены назначенного Индивидуальному предпринимателю ФИО2 административного штрафа предупреждением в части таких обстоятельств как выявление правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ФИО2 контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а дело об административном правонарушении возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, административного правонарушения в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Нелегал 2023».
Наряду с этим, в силу п. 11 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ положения этого Федерального закона не применяются к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Кроме того, в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства, ввиду ненадлежащего исполнения Индивидуальным предпринимателем ФИО2 публично-правовых обязанностей, возложенных на общество требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
С учетом характера правонарушения, объектом которого является защита государственной границы Российской Федерации и режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.
С учетом примечания к статье 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях положения статьи 4.1.2 названного Кодекса в рассматриваемом деле применению не подлежат (ч.4 ст.4.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО2, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в селе <Адрес> (ОГРНИП <***>), признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (ГУ МВД России по Свердловской области), ИНН <***>, КПП 665801001, р/счет <***> в Уральское ГУ Банка России / УФК по Свердловской области, БИК 016577551, КБК 18811601191019000140, ОКТМО 65751000, УИН 18891669990226611910.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней, лицо, не уплатившее штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо с назначением наказания в виде административного ареста на срок до 15 суток, либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области, а также может быть опротестовано прокурором.
Судья: Н.В. Ильютик