НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2022 № П16-152/2022

№ П16-152/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 22 июня 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» Корнейчика Л.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 29 сентября 2020 года , решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года и решение судьи Приморского краевого суда от 19 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ»,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 29 сентября 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года и решением судьи Приморского краевого суда от 19 апреля 2021 года, юридическое лицо – закрытое акционерное общество «ЛЕС ЭКСПОРТ» (далее - ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель юридического лица Корнейчик Л.А. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Согласно части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 4 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 (далее – Правила), заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

Подпунктом «е» пункта 12 Правил при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет пользование лесным участком общей площадью га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, лесные участки, в том числе в составе квартала 313 Малокемского участкового лесничества, переданы ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» для заготовки древесины.

Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло заготовку древесины выборочных рубок в лесосеке Тернейского лесничества, площадью га.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и КГКУ «Приморское лесничество» проведена выездная внеплановая проверка соблюдения требований лесного законодательства в отношении арендатора лесного участка в Малокемском участковом лесничестве Тернейского лесничества по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ».

В рамках проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ обследована лесосека в выделе Тернейского лесничества по лесной декларации ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» методом сплошного перечёта пней, срубленных на лесосеке деревьев в присутствии уполномоченных представителей ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», по результатом которого было установлено, что объём древесины, срубленной в объёме, превышающем разрешённый на лесосеке сверх установленного лесной декларацией ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» от ДД.ММ.ГГГГ составил м3, в том числе: лиственница - , ель - , тополь - .

Объём древесины за пределами границ лесосеки в выделе 9 Тернейского лесничества составил , в том числе: клён - , липа - , ясень - .

Всего уточненный объём незаконно срубленной древесины составил .

Уточнённый размер ущерба составил рублей. Расчёт ущерба произведён в соответствии с Методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершённого правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; требованием Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о проведении выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; сводной таблицей по результатам проверки по договору Малокемского участкового лесничества; лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ; расчётом размера ущерба и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решения, судебные инстанции учли, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.

Таким образом, действия ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод автора жалобы о том, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», считаю необоснованным, основанном на ошибочном толковании норм права.

Пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц могут проводятся внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Поскольку основанием к проведению внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» явилось наличие угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тернейского района Приморского края вследствие не соблюдения требований пожарной безопасности, проведение проверки было инициировано органами прокуратуры, нарушений постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 и Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при проведении проверки административным органом не допущено.

Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность.

Постановление должностного лица и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.

Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в пределах санкции части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 29 сентября 2020 года № 40-02/2020, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 9 февраля 2021 года и решение судьи Приморского краевого суда от 19 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ», оставить без изменения, жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» Корнейчика Л.А. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский