НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 № 16-3002/2022

№ П16-1699/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 16 августа 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Любимовой И.П. – Бердюгиной А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П.,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года должностное лицо - министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимова И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Любимовой И.П. – Бердюгина А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из представленных материалов, прокуратурой по обращению ИП С. проведена проверка соблюдения Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства при предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, по результатам которой выявлены нарушения порядка проведения конкурсного отбора, выразившиеся в следующем.

Приказом министра образования и науки Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Извещение о проведении отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Извещение), согласно которому период проведения отбора установлен с 30 декабря 2021 года по 29 января 2022 года, то есть менее 30 календарных дней после размещения извещения (20 календарных дней с 10 по 29 января 2022 года).

Помимо этого, в Извещении, размещённом на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), не указан адрес электронной почты Министерства, отсутствует информация о порядках отзыва заявок участников отбора, возврата заявок участников отбора, определяющих, в том числе основания для возврата заявок участников отбора, внесения изменений в заявки участников отбора.

ИП С.ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на участие в отборе и иные документы, в том числе, отчёт о размерах фактически произведённых затрат за январь 2022 года в размере 544 347 рублей, а также в связи с дополнительно понесёнными расходами 31 января 2022 года в соответствии с пунктом 2.8 Порядка дополнительно направлены платёжные поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 рублей, подтверждающие перечисление НДФЛ за декабрь 2021 года, при этом, названные документы Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) при определении получателей субсидии фактически не рассмотрены.

Приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ определены получатели субсидии за январь 2022 года.

Между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и ИП С.ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, согласно которому последней предоставлена субсидия на возмещение затрат за январь 2022 года в размере 544 347 рублей. Необоснованно сжатые сроки проведения конкурсного отбора повлекли за собой получение ИП С.. субсидии на сумму 544 347 рублей, размер которой не соответствует фактически понесённым расходам в отчётный период, которые составили 694 347 рублей.

Дополнительно представленные платёжные поручения на сумму 150 000 рублей в силу сроков проведения отбора не были учтены при определении суммы субсидии. При правильном установлении срока отбора (30 календарных дней) расходы в размере 150 000 рублей, представленные ИП С. 31 января 2022 года, подлежали включению в сумму субсидии на возмещение затрат за январь 2022 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. и привлечения её к административной ответственности судьёй городского суда.

Рассматривая жалобу защитника Любимовой И.П. – Бердюгиной А.А. судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) с выводами судьи городского суда, изложенными в обжалуемом постановлении согласился, оставив его без изменения.

Вместе с тем, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными в силу следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, судьями (мировыми судьями) (пункт 1); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного Кодекса (пункт 6).

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 15.15.5 названного Кодекса (в пределах своих полномочий).

Дела, предусмотренные частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаёт его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учётом изложенного, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Судом возбуждённое дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть рассмотрено только в том случае, если уполномоченный орган (должностное лицо) передало такое дело на рассмотрение судье.

Согласно положениям статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 года 976-З № 837-IV «О Счётной палате Республики Саха (Якутия)» названный орган является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия).

К полномочиям Счётной палаты Республики Саха (Якутия) на основании пункта 1 части 1 статьи 8 названного Закона отнесены организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия), а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из системного анализа приведённых положений закона, дело, возбужденное заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми материалами подлежало направлению прокурором в Счётную палату Республики Саха (Якутия), без решения которой о передаче дела на рассмотрение судье в порядке части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято к производству судьёй городского суда и рассмотрено с вынесением постановления по делу.

Разрешение вопроса о передаче дела на рассмотрение судье по правилам части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в компетенцию прокурора не входит.

В соответствии с разъяснением, данным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При указанных обстоятельствах судья городского суда, установив, что должностным лицом административного органа, к компетенции которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении, не принималось решение о его передаче на рассмотрение судье в порядке части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен был передать материалы дела в орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющий контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета Республики Саха (Якутия).

Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П).

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание, что на день рассмотрения жалобы в Девятом кассационном суде общей юрисдикции установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Любимовой И.П. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истёк, судебные акты подлежат отмене с возвращением дела в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) на стадию подготовки дела для разрешения вопроса в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

жалобу защитника Любимовой И.П. – Бердюгиной А.А. удовлетворить частично.

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский