НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 № 16-1064/2022

№ 16-1064/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 12 апреля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 декабря 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 декабря 2021 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» (далее – ООО «Римбунан Хиджау МДФ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В порядке, установленном статьями 30.1-30.10 КоАП РФ, постановление судьи не было обжаловано либо опротестовано.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» ФИО1 просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1 Закона № 7-ФЗ).

В силу положений пункта 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ).

Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 75 Закона № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в отношении ООО «Римбунан Хиджау МДФ» внеплановой выездной проверки установлены 3 навала (места накопления) отходов производства, а именно: - навал № 1 площадью 1,3 тыс. кв.м состоит из смеси щепы натуральной чистой древесины, опилок натуральной чистой древесины; - навал № 2 площадью 3,3 тыс. кв. м состоит из аналогичных отходов производства общества; - навал № 3 площадью 62,3 тыс. кв.м включает отходы лесопиления в виде отходов коры, коры с примесью земли, отходы малоценной древесины, опилок натуральной чистой древесины, щепы натуральной чистой древесины, отходов раскряжевки, лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированных, отходов полиэтиленовой тары незагрязненной, обуви комбинированной из резины, кожи и полимерных материалов специальной, утратившей потребительские свойства, незагрязненной, камер пневматических шин автомобильных отработанных, покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных. Места накопления отходов не оборудованы навесами и (или) брезентом, частично расположены вне твердой площадки. Также на территории завода ООО «Римбунан Хиджау МДФ» на площадке, не оборудованной твердым покрытием, навесом и (или) брезентом, обнаружено место накопления металлических отходов площадью 40 кв.м. К основной уставной деятельности юридического лица относится заготовка леса на базе лесных ресурсов Хабаровского края, организация переработки низкосортного и нестандартного леса, а также его отходов, производство древесноволокнистых плит, приготовление клея для производства плит, производство технологической щепы.

Установленные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме на основании постановления судьи районного суда от 17 декабря 2021 года.

Правильность выводов судьи о наличии в действиях юридического лица указанного состава административного правонарушения подтверждена.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе: протоколом об административном правонарушении № А2021-04-10-0407 от 4 октября 2021 года (л.д. 161 т.3); актом проверки № П2021-04-0015 от 3 сентября 2021 года и фототаблицей (л.д.193 т.3), уставом ООО «Римбунан Хиджау МДФ» (л.д.4 т. 4), объяснениями начальника отдела лесной сертификации и экологии ООО «Римбунан Хиджау МДФ» ФИО6 (л.д.1,2 т.4), распоряжением о проведении проверки от 19 августа 2021 года № 4615р (л.д.238 т.4), решением о согласовании проведения проверки и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 20 августа 2021 года (л.д.236 т.4), ответом главы Хорского городского поселения от 13 августа 2021 года (л.д.244 т.4) и другими материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, что выразилось в составлении протокола по делу об административном правонарушении при неизвещении о времени и месте совершения процессуального действия законного представителя ООО «Римбунан Хиджау МДФ» ФИО2 Хунга не может быть признан состоятельным в силу следующего.

По общему правилу, установленному положениями статей 28.2 КоАП РФ и 25.1 КоАП РФ, составление протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (часть 3 указанной статьи Кодекса).

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ).

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель (часть 1 статьи 25.5 КоАП РФ).

Таким образом, анализ положений вышеприведенных норм в своей совокупности позволяет сделать вывод о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возможность реализации прав, принадлежащих законным представителям юридических лиц, в том числе и на участие в составлении протокола по делу об административном правонарушении, как лично, так и через защитника, действующего на основании доверенности, содержащей полномочия на участие в делах об административных правонарушениях, выданной этим юридического лицом и подписанной его законным представителем, а также ордера адвоката.

О составлении протокола по делу об административном правонарушении 1 октября 2021 года ООО «Римбунан Хиджау МДФ» было извещено почтовым отправлением по месту нахождения в соответствии с данными, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц: <...> (л.д.188 т.3). В назначенное время Подуто С.А. - представитель юридического лица, представившая доверенность с правом участия в делах об административных правонарушениях, подписанную генеральным директором ФИО2 Хунгом (л.д.169 том 3), прибыла к должностному лицу административного органа и заявила ходатайство об отложении составления протокола на 4 октября 2021 года (л.д.168 т.3).

Ходатайство защитника юридического лица было удовлетворено, совершение процессуального действия отложено на 4 октября 2021 года и в указанную дату с участием Подуто С.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, административным органом были созданы условия для возможности реализации юридическим лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, предоставленных ему законом процессуальных прав в целях эффективной защиты. Предоставленными правами общество в полной мере воспользовалось, прибегнув к помощи защитника Подуто С.А., а при разрешении дела судом – защитника Гуманюка А.А.

Составленный в отношении ООО «Римбунан Хиджау МДФ» протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу и на его основании судьей районного суда вынесено соответствующее положениям статьи 29.10 КоАП РФ постановление о назначении наказания юридическому лицу по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Неверное указание в протоколе об административном правонарушении кодов некоторых видов отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов о необоснованности предъявленного обвинения не свидетельствует, сомнений как в правильной идентификации обнаруженных отходов, так и в том, что полученные в результате переработки древесины вещества являются отходами производственной деятельности общества, не порождают.

Кроме того, неточности, допущенные административным органом при указании кодов отходов в протоколе по делу об административном правонарушении, были устранены судом. Все зафиксированные на территории завода ООО «Римбунан Хиджау МДФ» отходы лесопиления в судебном акте приведены в соответствии с классификацией федерального каталога.

Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

Неустранимых сомнений в доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, при рассмотрении настоящей жалобы не возникло.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность у ООО «Римбунан Хиджау МДФ» соблюдать установленные природоохранным законодательством обязательства и запреты имелась.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Римбунан Хиджау МДФ» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Римбунан Хиджау МДФ в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 декабря 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Римбунан Хиджау МДФ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева