Дело № 5-240/2023
УИД: 05RS0012-01-2023-002865-70
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Дербент 10 ноября 2023 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Наврузова В.Г., с участием представителей Дагестанской таможни ФИО1 (доверенность № 38-10/0762 от 09.10.2023), представителя Общества с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» - директора ФИО2 (приказ № 2 от 12.01.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Кировского районного суда г.ФИО11-на-Дону дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» (юридический адрес: 344002, <адрес изъят>, ком.13, ИНН-<***>, ОГРН-<***>, государственная регистрация в качестве юридического лица 03.03.2021,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» допустило несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при следующих обстоятельствах:
Так, 21 ноября 2022 года перевозчиком ОАО «РЖД» по сообщению о прибытии <номер изъят> на таможенный пост ЖДПП Дербент на ж/д платформе <номер изъят> в контейнере № CRXU9967432 поступил товар - «Сигареты, содержащие табак. Папиросы», код ГНГ <номер изъят>, общим весом брутто 15991 кг, в количестве 1508 коробок.
Отправитель товара ООО «Сара Логистик», РА, по поручению UAE, получатель - ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» (344002, <адрес изъят>, ком. 13).
На этапе помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита <номер изъят>, таможенным постом принято решение о проведении таможенного досмотра в качестве меры по минимизации риска согласно профилю риска <номер изъят>.
В соответствии с актом таможенного досмотра <номер изъят> в контейнере № CRXU9967432 находились 1508 картонных коробок, в каждой по 50 блоков сигарет, в каждом блоке по 10 пачек сигарет, общим весом брутто 15630 кг, вес нетто 14555 кг.
На пачках сигарет отсутствуют акцизные марки.
Требования к обороту табачной продукции на территории РФ предусмотрены Федеральным законом РФ от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее - ФЗ № 268-ФЗ) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 107 «О техническом регламенте таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию»» (далее - Технический регламент № 107), постановлением Правительства РФ от 28.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции» (далее - Постановление № 76), постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 (далее Постановление № 224).
Согласно указанным правовым актам:
- на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (п.18 Технического регламента № 107);
- табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования (ч.2 ст. 4 Федерального закона № 268-ФЗ);
- табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим Постановлением образцов (п.1 Постановления № 76);
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 28.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции» установлено, что с 1 января 2011 г. запрещается ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с настоящим Постановлением.
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 импортер табачной продукции (далее - импортер) обеспечивает маркировку табачной продукции, произведенной за пределами территории Российской Федерации и ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в целях ввода в оборот на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с ^соблюдением запретов и ограничений.
Таким образом, требования вышеуказанных положений таможенного законодательства ЕАЭС импортером табачной продукции ООО «НОРД ТРЕИД ИМПЕКС» в нарушение требований ст. 7 Кодекса не выполнены.
21 ноября 2022 г. указанный товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС без маркировки специальными (акцизными) марками. 23 ноября товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита, тем самым соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию ЕАЭС не обеспечено, что является нарушением таможенных правил. ДД.ММ.ГГГГ в выпуске транзитной декларации на товары отказано.
Таким образом, ООО «Норд Трейд Импекс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Дагестанской таможни ФИО3, ФИО1 и ФИО4 пояснили, что считают вину ООО «Норд Трейд Импекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, доказанной. Требования положений таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе ст. 7 Кодекса импортером табачной продукции ООО «Норд Трейд Импекс» не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Норд Трейд Импекс» товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС без маркировки специальными (акцизными) марками, тем самым соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию ЕАЭС им не обеспечено, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрено ст.16.3 КоАП РФ. Доводы ООО «Норд Трейд Импекс» об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, являются необоснованными. Просит суд признать ООО «Норд Трейд Импекс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить ему административное наказание.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» ФИО2 пояснил, что основания для привлечения ООО «Норд Трейд Импекс» к административной ответственности в данном случае отсутствуют. Выводы таможенного органа о совершении Обществом административного правонарушения являются ошибочными. ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» не занимается реализацией табачной продукции на территории Российской Федерации и Союза и никогда не занималось. Основным видом деятельности Общества является реализация табачной продукции, в непризнанные, мировым сообществом Республики, такие как Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, <адрес изъят>. Сами непризнанные мировым сообществом Республики не могут заключать внешнеторговые контракты, единственным способом приобрести иностранные товары является привлечение стран, которыми указанные Республики признаны. Именно Российская Федерация является страной, которая признала независимость Донецкой Народной Республики. Осуществляя внешнеторговую деятельность ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» подыскивало рынки сбыта табачной продукции на территориях непризнанных мировым сообществом Республик, заключало внешнеторговые контракты на поставку табачной продукции оформляя необходимый объем и только после этого, согласно, действующего внешнеторгового контракта с фабрикой по производству табачной продукции делало заявку на производство необходимого объема продукции. Внешнеторговыми партнерами ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» стали такие как ООО «Динамис» ДНР, ООО «Омега 2018» ДНР, ООО «Абхазторг» <адрес изъят>. Вся изготовленная табачная продукция компании BMJ Industries FZ-LLC ОАЭ, реализовывалась ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» непосредственно компаниям ООО «Динамис» ДНР, ООО «Омега 2018» ДНР, ООО «Абхазторг» <адрес изъят>, по предварительно оформленным заказам, согласно потребностям конечного покупателя товара в ДНР, ЛНР и Абхазии. Территория Российской Федерации использовалась исключительно для перемещения иностранного товара по логистическому маршруту при мультимодальной перевозке в ДНР, ЛНР, Республику Абхазия. Исходя из правового смысла ст.ст. 142, 143, 145, 238, 239 ТК ЕАЭС и ст.ст. 117, 118, 119 ФЗ «О таможенном регулировании и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», усматривается, что перемещение иностранных товаров через таможенную территорию Союза для соблюдения запретов и ограничений осуществляется по таможенной процедуре транзита до специализированного таможенного органа, где по таможенной процедуре реэкспорта иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза под контролем таможенных органов, что обеспечивает соблюдение запретов и ограничений действующих на территории Союза при перемещении иностранных товаров по такой территории. Перевозчиком - ОАО «РЖД» таможенному органу подано сообщение о прибытии <номер изъят> на территорию ЕАЭС вагона и контейнера № CRXU 9967432, на ж/д платформе <номер изъят>, ЖДН № AZ 22128842. В ж/д накладной ЖДН № AZ 22128842 указано, что конечной ж/д станцией поставки данного товара является ж/д станция «ФИО11-Западный». Данная станция является ближайшей относительно СВХ Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни (специализированный таможенный орган) в регионе деятельности Ростовской таможни при мультимодальной перевозке. Дальнейшее таможенное оформление планировалось осуществлять путем подачи декларации на товары в Центральную акцизную таможню (специализированный таможенный орган) по процедуре реэкспорта с фактическим размещением товара на СВХ Южного акцизного таможенного поста в регионе деятельности Ростовской таможни. После таможенного оформления планировалось направить иностранные товары от таможенного органа отправления (Южный акцизный пост Центральной акцизной таможни) в адрес таможенного органа назначения для вывоза с территории ЕАЭС (первоначально в адрес ДНР, ЛНР, в последующем в адрес Абхазии). Пунктом 1 Приказа ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками" (с изменениями и дополнениями), Государственный таможенный комитет (ФТС России) приказал таможенным органам классифицировать в соответствии с кодами ТН ВЭД России ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации алкогольную продукцию, табак и табачные изделия согласно Перечню ввозимых на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками (далее - товары). Согласно пункту 3 вышеуказанного Приказа, таможенным органам приказано не допускать ввоз на территорию Российской Федерации товаров, не маркированных акцизными марками установленного образца или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением случаев перемещения: - товаров в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к таким товарам мер экономической политики. Ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации маркированный товар ввозится через пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа, уполномоченного допускать перемещение через таможенную границу Российской Федерации маркированного товара (далее - пограничный таможенный орган), и доставляется на склад временного хранения или таможенный склад, находящийся в регионе деятельности уполномоченного таможенного органа и включенный в перечень мест доставки, хранения и таможенного оформления маркированного товара (далее - склад). Перечень уполномоченных таможенных органов, пунктов пропуска и складов утверждается нормативным правовым актом ГТК России. (Пункт 11 Приказа). Маркированный товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации, направляется пограничным таможенным органом на склад, указанный в заявлении на покупку марок, в соответствии с утвержденной процедурой доставки товаров под таможенным контролем без обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом в графе 50 "Доверитель" ДКД указываются количество и серии марок, нанесенных на ввозимый товар, в графе 52 "Гарантия" - регистрационный номер квитанции о получении марок, " а в графе 53 "Таможня и страна назначения" - уполномоченный таможенный орган, осуществивший выдачу марок. Если в товаросопроводительных или транспортных документах отсутствует адрес склада, указанного в заявлении на покупку марок, либо если в таких документах указан другой адрес или другой получатель товара, товар помещают на склад временного хранения, расположенный в регионе деятельности пограничного таможенного органа, до внесения соответствующих сведений в товаросопроводительные или транспортные документы. Положения данного пункта применяются при ввозе маркированного товара всеми видами транспорта. (Пункт 59 Приказа). При непредставлении в отношении перемещаемого товара документов, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 56 настоящей Инструкции, товар подлежит немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации (если не предусмотрена конфискация этого товара) в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Российской Федерации. (В настоящее время ст. 12 ТК ЕАЭС). (Пункт 60 Приказа). Маркированный товар должен ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации согласно установленному порядку под пломбами или печатями отправителя либо перевозчика этого товара и сопровождаться документами, указанными в пункте 56 настоящей Инструкции. (Пункт 70 Приказа). В целях осуществления контроля за соблюдением правил маркировки и подлинности марок ввозимый на территорию Российской Федерации маркированный товар подлежит доставке импортером или лицом, фактически перемещающим такой товар, на склад временного хранения, находящийся в регионе деятельности уполномоченного таможенного органа, выдавшего марки, и включенный в перечень мест доставки, хранения и таможенного оформления маркированных товаров (далее - склад временного хранения). Маркированный товар должен быть доставлен на склад временного хранения и представлен уполномоченному таможенному органу, осуществившему выдачу марок, в пределах срока, указанного в обязательстве импортера. (Пункт 71 Приказа). В день поступления на склад временного хранения маркированного товара владелец такого склада в письменной форме уведомляет импортера и уполномоченный таможенный орган о прибытии и помещении такого товара на склад временного хранения. (Пункт 72 Приказа). Сотрудник уполномоченного таможенного органа обязан проверить соответствие сведений, указанных в грузовой таможенной декларации, в товаросопроводительных документах, заявлении на покупку марок, квитанции о получении марок, лицензии на импорт товара и лицензионном договоре, фактически ввезенным маркированным товарам, а также проверить наличие марок и правильность маркировки ввозимого товара (в том числе соответствие серий, номенклатуры и образцов полученных марок, маркам, нанесенным на товар). (Пункт 74 Приказа). Таким образом, в случае ввоза маркированного товара на территорию Российской Федерации перевозчику необходимо представить в таможенные органы документы, подтверждающие маркировку товара акцизными марками установленного образца. В случае, не представления указанных документов или ввоза товаров, не маркированных акцизными марками установленного образца, ввезенный товар подлежит немедленному вывозу с территории Российской Федерации (ст. 12 ТК ЕАЭС). За исключением случаев перемещения: - товаров в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к таким товарам мер экономической политики, одним из таких таможенных режимов является процедура таможенного транзита до специализированного таможенного органа (ПУНКТ 3 ПРИКАЗА). Декларантом товара в данном случае выступает перевозчик - ОАО «РЖД». Перевозчик - ОАО «РЖД» собиралось помещать груз под таможенную процедуру таможенного транзита, в целях перемещения товаров до станции ФИО11 Западный (находящейся в зоне действия специализированного акцизного таможенного поста - Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни), что в точности соответствует представленным на ЖДПП Дербент документам, но таможенный орган отказался оформлять транзит до Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни (специализированного таможенного органа). Вместо оформления транзита таможенный орган принял незаконное решение об аресте иностранных товаров, запретив ОАО «РЖД» оформить таможенный транзит. На момент ареста данный груз не был помещен ни под одну таможенную процедуру и находился в пункте пропуска на границе. В случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза несоблюдения запретов и ограничений, таможенным органом, в целях обеспечения выполнения возложенных на него задач в пределах своей компетенции выполняя обеспечение мер запретов и ограничений применяет положения ч. 3 ст. 12 ТК ЕАЭС и решение о запрете ввоза товара на таможенную территорию Союза или решение о вывозе товаров с таможенной территории Союза. Таможенным органом не была применена ни одна из вышеуказанных таможенных процедур, что привело к незаконному возбуждению административного дела. Кроме того, полагает, что ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» не является надлежащим субъектом административной ответственности на основании следующего. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. В данном случае в качестве перевозчика выступало ОАО «РЖД», осуществляющее международную железнодорожную перевозку и указанное в железнодорожной накладной. Следовательно, если таможенный орган считает, что в данном конкретном случае необходимо было ввезти уже маркированный товар (что как считает заявитель к товару не применимо ввиду вышеописанных обстоятельств перемещения товара в ДНР, ЛНР, Республику Абхазия), ОАО «РЖД» должно было представить документы, свидетельствующие о соблюдении запретов и ограничений. К обязанностям перевозчика в указанном случае относится организация выполнения международной перевозки за вознаграждение, что является предпринимательской деятельностью в соответствии с определением, содержащимся в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность по организации перевозки товаров за вознаграждение с территории Российской Федерации, либо через ее территорию не может исключать необходимость соблюдения перевозчиком запретов и ограничений, установленных в соответствии с нормами, установленными международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза. Таким образом, именно ОАО «РЖД» является надлежащим субъектом административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ. В указанном случае ОАО «РЖД», являясь перевозчиком и декларантом товара при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, являлось лицом, ответственным за заявление таможенному органу Российской Федерации достоверных сведений о товаре в необходимом объеме и по установленной форме, и ответственным за предоставление таможенному органу действительных документов, а также являлось лицом ответственным за соблюдение запретов и ограничений. При таких обстоятельствах, вина ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» в нарушении запретов и ограничений не установлена и не подтверждена, отсутствуют доказательства нарушения таможенного законодательства. Перевозчиком - ОАО «РЖД» осуществлен ввоз товара в Российскую Федерацию, то есть фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации. Таким образом, таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Процедура таможенного транзита предполагает перемещение товаров от одного таможенного органа до другого без оплаты платежей, но с соблюдением определенных требований. Основная цель применения этой процедуры - обеспечение сохранности грузов, оформление которых не завершено. Процедура таможенного транзита применяется в большинстве случаев для иностранных товаров, которые прибывают в приграничную таможню, а для дальнейшего оформления следуют во внутреннюю таможню, а также для грузов, перемещаемых внутри страны между внутренними таможнями или следующих транзитом по территории ЕАЭС. Применяется также при вывозе некоторых групп товаров. Условиями, необходимыми для помещения товаров под процедуру таможенного транзита, являются: обеспечение оплаты платежей, идентификация перемещаемых товаров, соблюдение ограничений и запретов на ввоз или вывоз. Транспортное средство, которое осуществляет перевозку, также должно соответствовать требованиям: иметь техническую возможность для наложения пломбы на грузовой отсек, не иметь повреждений тента и скрытых мест для хранения. При открытии процедуры необходимо предоставить в таможню транзитную декларацию или другой документ ее заменяющий (книжку МДП (Carnet TIR), товаротранспортную накладную и прочие). Таможенный орган при отправлении определяет срок транзита, обязанность соблюдать который несёт перевозчик. Предельный срок определяется инспектором из расчета две тысячи километров за один месяц (не менее семи дней для ж/д транспорта), при этом учитывается реальное расстояние и прочие обстоятельства. Во время следования к месту доставки с разрешения таможни возможна перегрузка товара и другие грузовые операции. Действие процедуры таможенного транзита завершается при прибытии перевозчика в зону контроля таможни, указанной в транзитной декларации. В течение восьми последующих часов декларант или перевозчик должны совершить с грузом следующие действия: поместить его на склад временного хранения либо задекларировать. Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения. Таким образом, перемещение иностранных товаров через таможенную границу Союза для соблюдения запретов и ограничений осуществляется по процедуре таможенного транзита до специализированного таможенного органа, где по процедуре реэкспорта иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза. Следовательно, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения Таможенного кодекса ЕАЭС, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут. Несоблюдение правовых норм национального законодательства, направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, и, следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита. Товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через ее территорию для дальнейшего ввоза на территорию Республики Абхазия. Таким образом, при ввозе спорного товара на таможенную территорию РФ перевозчиком были представлены все необходимые документы, для оформления транзита, оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения, что обеспечивает соблюдение запретов и ограничений установленных ст. 7 ТК ЕАЭС. В действиях ООО «Норд Трейд Импекс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, а потому просит суд производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Норд Трейд Импекс» прекратить и арестованный товар вернуть его законному владельцу.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд считает, что факт совершения ООО «Норд Трейд Импекс» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и его вина подтверждаются материалами дела.
Так, в соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 246 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проверка маркировки товаров акцизными марками и иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, заключается в проверке таможенными органами порядка маркировки товаров такими марками, соответствия информации, размещенной (содержащейся) на таких марках, маркированным товарам и сведениям о товарах, заявленным в таможенной декларации и (или) содержащимся в представленных таможенным органам документах, а также иным сведениям, имеющимся в распоряжении таможенных органов, в том числе проверке наличия либо отсутствия признаков того, что такие марки являются поддельными.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлен запрет ввоза с 1 января 2011 г. в Российскую Федерацию табачной продукции без маркировки акцизными марками в соответствии с данным постановлением.
Частями 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
Из материалов дела следует, что 21 ноября 2022 года перевозчиком ОАО «РЖД» по сообщению о прибытии <номер изъят> на таможенный пост ЖДПП Дербент на ж/д платформе <номер изъят>)67708 в контейнере № <номер изъят> поступил товар - «Сигареты, содержащие табак. Папиросы», код ГИГ <номер изъят>, общим весом брутто 15991 кг, в количестве 1508 коробок.
Отправитель товара ООО «Сара Логистик», РА, по поручению UAE, получатель - ООО «НОРД ТРЕЙД ИМПЕКС» (344002, <адрес изъят>, ком. 13).
На этапе помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита <номер изъят>, таможенным постом принято решение о проведении таможенного досмотра в качестве меры по минимизации риска согласно профилю риска <номер изъят>. 16.12.2022 в выпуске транзитной декларации на товары отказано.
В соответствии с актом таможенного досмотра <номер изъят> в контейнере № CRXU9967432 находились 1508 картонных коробок, в каждой по 50 блоков сигарет, в каждом блоке по 10 пачек сигарет, общим весом брутто 15630 кг, вес нетто 14555 кг.
На пачках сигарет отсутствовали акцизные марки, следовательно, ООО «Норд Трейд Импекс» допущено нарушение требований таможенного законодательства ЕАЭС, то есть несоблюдение им запретов и ограничений при ввозе товара на территорию Российской Федерации.
Таким образом, деяние, совершенное ООО «Норд Трейд Импекс», образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ООО «Норд Трейд Импекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, подтверждается, в том числе: определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением о прибытии <номер изъят>; товаросопроводительными документами (железнодорожная накладная № AZ 92667708 от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс № BMJ-01/0473/22-1); актом таможенного досмотра <номер изъят>; протоколом опроса свидетеля ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ; письмом ООО «Норд Трейд Импекс» от ДД.ММ.ГГГГ № НТИ 21 с прилагаемыми документами; письмом ООО «<адрес изъят>Д» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>/НТИ с прилагаемыми документами; письмом ООО «Луганская Мясная Дистрибьюторская Компания» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> с прилагаемыми документами; письмом ООО «Динамис» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> с прилагаемыми документами; письмом СКТУ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> с прилагаемыми документами (протокол опроса директора ООО «Сара-Логистика» ФИО9); письмом СКТУ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>; письмом СКО таможни от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> с прилагаемыми документами (протокол опроса ГГТИ ОТПТиТО СКТУ ФИО10); письмом фирмы BMJ Industries FZ-LLC от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> с прилагаемыми документами; служебной запиской ОЗОиТН от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу об АП <номер изъят> и другими материалами дела об АП.
Доводы представителей Общества с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что ООО «Норд Трейд Импекс», являясь юридическим лицом и участником таможенных правоотношений, обязано было обеспечить неукоснительное соблюдение таможенных правил, однако, в данном случае оно не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что повлекло за собой совершение правонарушения.
Доказательства своевременного принятия ООО «Норд Трейд Импекс» всех необходимых мер по соблюдению требований таможенного законодательства в ходе рассмотрения дела суду не представлены.
Факт нарушения ООО «Норд Трейд Импекс» требований таможенного законодательства ЕАЭС и ввоза им табачной продукции на таможенную территорию Российской Федерации без маркировки специальными (акцизными) марками и соответственно несоблюдение им установленных запретов и ограничений установлен и подтвержден совокупностью доказательств.
Оснований считать, в данном случае табачная продукция, ввезенная обществом на территорию РФ, предназначалась только для реализации за пределами ЕАЭС и должна была помещаться на территории РФ под таможенную процедуру «таможенный транзит», не имеется.
Доводы ООО «Норд Трейд Импекс» в этой части, в том числе о том, что разместив товар в ЗТК в г. Дербенте общество не планировало помещать товар под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», а искало варианты реализации товара за пределами РФ, подлежат отклонению, поскольку в представленных таможенному органу документах в момент ввоза товара сведения об этом отсутствовали.
Правовая позиция ООО «Норд Трейд Импекс», изложенная им в своих письменных возражениях, свидетельствует о субъективном толковании обществом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, квалифицирует действия ООО «Норд Трейд Импекс» по ст. 16.3 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного ООО «Норд Трейд Импекс» административного правонарушения, данные о его имущественном положении.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность ООО «Норд Трейд Импекс», судом не установлено.
При решении вопроса о назначении ООО «Норд Трейд Импекс» конкретного вида и размера административного наказания суд руководствуется положениями главы 4 КоАП РФ, и исходит из того, что оно должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным назначить ООО «Норд Трейд Импекс» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, без конфискации предмета административного правонарушения.
Согласно ч.2 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в данном случае ООО «Норд Трейд Импекс» не назначается дополнительное административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, а также учитывая, что в настоящее время ООО «Норд Трейд Импекс» предприняты меры к вывозу товара за пределы таможенной территории Российской Федерации (ЕАЭС) и заключен внешнеторговый контракт, то арест товара - «Сигареты, содержащие табак. Папиросы», общим весом брутто 15 630 кг, в количестве 1 508 коробок, наложенный по протоколу об аресте товара по делу об административном правонарушении <номер изъят> от 19.12.2022, подлежит отмене, с возвратом товара по принадлежности его законному владельцу после совершения необходимых таможенных операций (процедур) в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Норд Трейд Импекс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) руб., без конфискации предмета административного правонарушения.
Разъяснить, что сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом получателю штрафа по следующим реквизитам: расчетный счет <номер изъят>, <номер изъят>, получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), банк получателя - Операционный департамент Банка России, г. Москва, БИК -024501901, ИНН-<***>, КПП-773001001, ОКТМО-45328000, КБК-15<номер изъят>, с обязательным указанием в графе «Назначение платежа» - уплата административного штрафа для Дагестанской таможни - код таможни 10801000, номер и дата решения суда по делу об административном правонарушении, УИН для оплаты штрафа - 15<номер изъят>.
Арест товара - «Сигареты, содержащие табак. Папиросы», общим весом брутто 15 630 кг, в количестве 1 508 коробок, наложенный по протоколу об аресте товара по делу об административном правонарушении <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Разъяснить, что товар подлежит возврату его законному владельцу после совершения необходимых таможенных операций (процедур) в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Г. Наврузов