НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2021 № 16-5339/20

№16-5339/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 декабря 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 2 июня 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В.,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Астраханской области от 18 марта 2020 года руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 2 июня 2020 года постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 марта 2020 года оставлено без изменения.

Решением судьи Астраханского областного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года решение Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 2 июня 2020 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачев В.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что министерство финансов Астраханской области составило протокол об административном правонарушении 11 марта 2020 года и вынесло постановление об административном правонарушении 18 марта 2020 года, то есть за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности, при этом судьями не дана оценка этим нарушениям.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Объективная сторона правонарушения заключается в неправильном использовании получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Положением о системе оплаты труда работников ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области», утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 7 ноября 2011 года № 449-П установлено, что к перечню видов выплат стимулирующего характера относятся премиальные выплаты (поощрения) (абзац 4 пункта 1.4). Кроме выплат стимулирующего и компенсационного характера работникам учреждения оказывается материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда (пункт 1.7). К премиальным выплатам (поощрениям) относятся премиальные выплаты по итогам работы (пункт 3.3).

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Из материалов дела следует, что на основании приказа министерства финансов Астраханской области от 13 сентября 2019 года № 124 контрольно- ревизионным департаментом министерства финансов Астраханской области проведена проверка ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» по вопросам соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений, при использовании средств бюджета Астраханской области, а также материальных ценностей, находящихся в государственной собственности Астраханской области, за период с 1 января 2018 по 31 августа 2019 года.

В ходе проверки, проведенной в период с 16 сентября 2019 года по 25 октября 2019 года установлено, что пунктом 1 Приказа ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» от 29 ноября 2018 года № 03-03-л/643 «О выплате материальной помощи» принято решение выплатить работникам учреждения, для которых работа в учреждении является основной и на постоянной основе, материальную помощь в размере двух должностных окладов за фактически отработанный в 2018 году период, с учетом ранее произведенных выплат, согласно приложению к данному приказу. В приложении к Приказу от 29 ноября 2018 года № 03-03-л/643 помимо работников, для которых работа в учреждении является основной и на постоянной основе, указаны работники, работающие в учреждении на условиях внутреннего или внешнего совместительства. Сумма выплаченной материальной помощи данным работникам составила 32,031 тыс. рублей.

К проверке представлен приказ ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» от 31 октября 2018 года № 03-03л/591 «О премировании водителей учреждения», согласно которому работникам учреждения в проверяемом периоде выплачены премии по основаниям, не предусмотренным абзацем 4 пункта 1.4, пунктом 3.3 Положения о системе оплаты труда работников ПСУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» на сумму 22,6 тыс. руб., а именно - в связи с празднованием Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Таким образом, не обеспечен целевой характер использования средств бюджета Астраханской области, чем нарушены требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, абзаца 4 пункта 1.4, пункта 1.7, 3.3 Положения о системе оплаты труда работников ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области», пункта 1 Приказа ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» от 29 ноября 2018 года № 03-03-л/643. Эти действия, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

По результатам проверки 18 марта 2020 года заместителем министра финансов Астраханской области принято постановление о привлечении руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

Судья районного суда и судья областного суда пришли к выводу о законности и обоснованности вынесено постановления должностного лица административного органа.

Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения - ноябрь 2018 года) за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Изменения в названную статью внесены Федеральным законом от 26 июля 2019 года №220-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Системный анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 КоАП РФ, составлял один год до июля 2019 года.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 1 ноября 2018 года и 30 ноября 2018 года.

Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, установленный специальной нормой части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 01 ноября 2019 года и 30 ноября 2019 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

В нарушение приведенных норм должностное лицо административного органа 18 марта 2020 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, рассмотрел настоящее дело об административном правонарушении, признав руководителя ГКУ Астраханской области «Управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области» Горбачева В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 2 июня 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление заместителя министра финансов Астраханской области от 18 марта 2020 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 2 июня 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда Астраханской области от 10 июня 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья

Решение05.03.2021