НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2022 № 16-3163/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 мая 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ФИО2» - ФИО2 А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ФИО2» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи мирового судьи судебного участка Центрального судебного района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. уже был привлечен к административной ответственности за это же административное правонарушение. Также судами не учтены обстоятельства, позволяющие снизить размер штрафа. Поясняет, что невыплата заработной платы связана с задолженностью перед ООО «ФИО2» за оказанные услуги Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. необоснованно привлечен к административной ответственности.

Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела, судья кассационного суда приходит к следующему.

Частью 6 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрено, что невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено на основании материалов дела,ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.5.27 КоАП РФ в связи с тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в феврале, марте, мае 2021 года администратору ООО «ФИО2» ФИО4 была начислена, но не выплачена заработная плата. В постановлении о возбуждении дела также указано, что ранее ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ постановлением должностного лица Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. за невыплату заработной платы ФИО5 за март, апрель 2021 года, а также за невыплату заработной платы ФИО6, ФИО7 и ФИО8 за январь, февраль 2021 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения должностного лица к административной ответственности постановлением мирового судьи на основании доказательной базы: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; докладной записки; решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; заявления ФИО9; приказа о приеме на работу ФИО4; расчетных листков за февраль, март, апрель, май 2021 года и иных материалов дела.

Квалификация действий директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. является правильной.

Совокупность исследованных доказательств объективно свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Однако, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недостаточно полно и своевременно не были выяснены обстоятельства, имеющие юридическую значимость для рассмотрения дела, и влияющие на назначение административного наказания.

Как установлено, вышеназванным постановлением должностного лица директор Общества привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату заработной платы ФИО5 за март, апрель 2021 года, а также за невыплату заработной платы ФИО6, ФИО7 и ФИО8 за январь, февраль 2021 года, из которого следует, что директор был привлечен к административной ответственности за невыплату заработной платы некоторым работникам за февраль и март 2021 года. Вместе с тем, названный период невыплаты заработной платы включен в объем предъявленного административного правонарушения, по которому мировым судьей постановлен обжалуемый судебный акт, с выводами которого согласился судья Центрального районного суда Республики Крым, согласился причем, необоснованно и в нарушение требований закона и разъяснений Пленума ВС РФ.

В силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", приведенного в пункте 17, административное правонарушение, выражающееся в несвоевременной выплате работнику заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является длящимся; срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Необходимо учитывать, что нарушение каждого установленного срока выплаты заработной платы, других выплат, допущенное в отношении нескольких работников, которым соответствующие выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, должно квалифицироваться как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, о чем составляется один протокол об административном правонарушении (выносится одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

В этой связи, судья кассационной инстанции считает необходимым исключить из объема, вмененного в вину директора Общества за совершение административного правонарушения периоды невыплаты заработной платы работникам Общества за февраль и март 2021 года, с учетом которого, следует определить административное наказание.

Следовательно, в действиях директора ООО «ФИО2» ФИО2 А.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только за невыплату заработной платы работникам в мае 2021 года.

При назначении наказания мировой судья, руководствуясь положениями частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу, что исключительные обстоятельства, связанные характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положение общества не установлены. С назначенным наказанием согласился и судья районного суда.

Вместе с тем, с таким выводами судей согласиться нельзя, поскольку при назначении административного наказания директору ФИО2 А.А., судьями не учтены надлежащим образом все обстоятельства по делу, которые в силу своего характера, возможно квалифицировать как исключительные, указывающие на вынужденный характер действий (бездействий), образующих исследуемый состав административного правонарушения и не повлекших последствий, исключающих возможность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Из части 3 статьи 1.4 КоАП РФ следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются этим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 этого Кодекса.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 этого Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1).

Исходя из положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Из материалов дела усматривается, что ООО «ФИО2» относится к малому предприятию, правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 названного Кодекса, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Постановление по делу об административном правонарушении и материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности.

Каких-либо доказательств применительно к обстоятельствам настоящего дела о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений не представлено, сведений об иных нарушениях в протоколе об административном правонарушении и судебных актах не содержится. Таким образом, последствия, предусмотренные статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или угроза наступления таких последствий, в данном случае отсутствует.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая, что должностное лицо совершило правонарушение не умышленно, совершено впервые и ранее к административной ответственности не привлекалось, правонарушение частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не входит в перечень административных правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса, а также отсутствие отягчающих вину обстоятельств, доказательств причинения имущественного ущерба и того, что допущенным директором правонарушением причинен вред или возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судья приходит к выводу о соблюдении совокупности условий, дающих возможность заменить назначенный обществу административный штраф на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса.

Изменение административного наказания путем замены административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение соответствует характеру допущенного директором ООО «ФИО2» правонарушения, обстоятельствам по делу, степени его вины, и не приведет из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав привлекаемого лица, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания, особенно в условиях принятия государством важнейших решений по стабилизации экономики и поддержке бизнеса, как в целом, так и в отдельных отраслях, послабления по проведению проверок предприятий, организаций в целях недопущения причинения ущерба из-за различных санкций, и в этой связи, послабления штрафных санкций за различные правонарушения в сфере бизнеса.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ФИО2» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

-из объема, вмененного в вину директора Общества с ограниченной ответственностью «ФИО2» ФИО2 А.А. за совершение административного правонарушения исключить периоды невыплаты заработной платы работникам ООО «ФИО2» за февраль и март 2021 года

- в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей заменить на предупреждение.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Судья Х.З. Борс