НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2020 № 16-1350/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № 16-1350/2020

город Краснодар 22 мая 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Центр-Тур» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Ростовского областного суда от 8 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Центр-Тур»,

установил:

постановлением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2019 года ООО «Центр-Тур» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 605 706 рублей 30 копеек без конфискации предмета административного правонарушения.

Решением судьи Ростовского областного суда от 8 ноября 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Центр-Тур» ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Центр-Тур» к административной ответственности) пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 7 декабря 2018 года ООО «Центр-Тур» на Ростовский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Ростовской таможни подана декларация на товары .

В декларации с целью помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» ООО «Центр-Тур» заявлены сведения о товаре № 1 – «парковый аттракцион – карусель пиратский корабль <данные изъяты>, производитель <данные изъяты> модель , поставляемый в разобранном виде.

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Турции в рамках внешнеторгового контракта.

Задекларированный ООО «Центр-Тур» товар подпадает под действие технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 114. В этой связи при таможенном декларировании данного товара требуется предоставление декларации о соответствии.

ООО «Центр-Тур» 7 декабря 2018 года обратилось в Ростовский таможенный пост с просьбой разрешить выпуск аттракциона без предоставления в момент таможенного оформления декларации соответствия техническому регламенту ввиду невозможности получения такового без сборки/монтажа аттракциона. Также в письме содержалась информация о том, что аттракцион будет смонтирован в центральном парке по адресу<адрес> и будет находится по указанному месту до получения разрешительного документа и выпуска товара.

Также ООО «Центр-Тур» в ходе таможенного оформления по запросу таможенного органа представило письмо индивидуального предпринимателя ФИО4., согласно которому ФИО4. является конечным покупателем аттракциона. Индивидуальный предприниматель гарантировал таможенному органу, что аттракцион будет смонтирован в центральном парке <адрес>, где и будет находиться до момента получения подтверждения соответствия .

Согласно графе 44 декларации ООО «Центр-Тур» обязалось до 20 января 2019 года представить документ, подтверждающий соблюдение установленных ограничений.

Ростовским таможенным постом (ЦЭД) 11 декабря 2018 года осуществлен условный выпуск задекларированного товара.

Основанием возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что ООО «Центр-Тур» 11 декабря 2018 года актом приема-передачи товарно-материальных ценностей передало ИП ФИО4 условно выпущенный аттракцион.

Между сторонами 24 декабря 2018 года составлен акт, которым ИП ФИО4 возвратил ООО «Центр-Тур» хранившийся товар.

В качестве правового обоснования возбуждения настоящего дела, таможенный орган указал на пункт 3 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому, условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

В силу подпункта 2 пункта 1 указанной статьи условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.

Нижестоящие суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Центр-Тур» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и посчитали доказанной вину общества в его совершении.

Судами указано, что общество, ввезя на таможенную территорию Российской Федерации товар, и оформив его в таможенном режиме без предоставления сертификата соответствия, не выполнило взятое на себя обязательство использовать товар без отчуждения, поскольку передало ввезенный товар ИП ФИО4 на основании акта приема-передачи.

Нижестоящие судебные инстанции посчитали, что ООО «Центр-Тур» не были предприняты все надлежащие меры по соблюдению таможенного законодательства, хотя у него имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить возложенную обязанность, однако этого сделано не было.

Судья кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы неправомерными.

Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Заявленный в ДТ товар (парковый аттракцион) подпадает под действие Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 038/2016 «О безопасности аттракционов», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 114, следовательно, при таможенном декларировании данного товара необходимо представление документов о безопасности аттракциона для подтверждения его соответствия требованиям указанного технического регламента и других вступивших в силу технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на него распространяется – декларации о соответствии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. При декларировании товаров согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант вправе в том числе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящиеся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, а также обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, в связи с чем, он несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями статьи 132 ТК ЕАЭС обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, подлежащих соблюдению после помещения товаров под таможенную процедуру, возлагается на декларанта, а также на иных лиц в соответствии с ТК ЕАЭС. Указанные лица несут ответственность за нарушение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Согласно частям 1, 2 статьи 107 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок. Таможенные органы вправе требовать от декларанта представления обязательства о соблюдении указанных ограничений, а также осуществлять наложение пломб и печатей на упаковку товаров, помещения, где они будут храниться до получения документов, и применять другие меры, обеспечивающие соблюдение указанных ограничений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Согласно пункту 6 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.

Согласно материалам дела, 8 октября 2018 года между ООО «Центр-Тур» и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор поставки аттракциона (т. 1 л.д. 35-37), во исполнение которого обществом ввезен задекларированный парковый аттракцион.

ООО «Центр-Тур» направило в Ростовский таможенный пост (ЦЭД) гарантийное письмо с просьбой разрешить выпуск товара для его сертификации, уведомив о месте хранения аттракциона в центральном парке <адрес> (т. 1 л.д. 48).

Таможенный орган 10 декабря 2018 года направил декларанту запрос о конечном покупателе товара (т. 1л.д. 157)

В ответ общество указало ИП ФИО4 (т. 1 л.д. 159).

Таможенный орган направил декларанту запрос о наличии обязательства конечного пользователя о том, что товар не будет введен в эксплуатацию без получения сертификата соответствия (т. 1 л.д. 162).

ИП ФИО4 представил таможенному органу гарантийное письмо о том, что им аттракцион будет смонтирован для сертификации в центральном парке <адрес> и там же будет храниться без эксплуатации до подтверждения соответствия ТР ЕАС (т. 1 л.д. 163).

ООО «Центр-Тур» взяло на себя обязательство в срок до 20 января 2019 года представить в таможенный орган документ о сертификации.

После чего, Ростовским таможенным постом (ЦЭД) 11 декабря 2018 года осуществлен условный выпуск аттракциона.

Обстоятельством, вменяемым в вину ООО «Центр-Тур» является то, что 11 декабря 2018 года актом приема-передачи товарно-материальных ценностей общество передало ИП ФИО4., а актом от 24 декабря 2018 года получило обратно условно выпущенный таможенным органом аттракцион.

Однако административным органом и судами нижестоящих инстанций оставлено без внимания, проверки и надлежащей оценки, что указанные действия выполнены с целью исполнения обязательств перед таможенным органом проведения испытаний товара на соответствие техническим регламентам и государственным стандартам. Выполнены эти действия тем лицом и в том месте, о которых таможенному органу было заведомо известно.

Разрешая условный выпуск аттракциона, таможенный орган не усмотрел каких-либо нарушений в действиях в отношении товара, о намерении выполнения которых ему сообщали декларант и покупатель задекларированного аттракциона.

При этом товар хранился в том месте, о котором было указано в гарантийных письмах, протокол испытаний с целью сертификации товара ООО «Центр-Тур» получило, доказательств того, что аттракцион эксплуатировался кем-либо до момента окончания таможенных процедур материалы дела не содержат.

Хранение условно выпущенного товара, ООО «Центр-Тур» организовало по известному таможенному органу адресу, заключив 11 декабря 2018 года с МАУ <данные изъяты> договор хранения. Факт хранения аттракциона на протяжении выполнения всех таможенных процедур по адресу<адрес> подтверждается материалами дела и не опровергается административным органом.

Несостоятельным является вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, основанный лишь на актах приема-передачи товарно-материальных ценностей, подписанных между декларантом и лицом, в интересах которого ввезен товар. Подписание этих актов преследовало цели подтверждения сохранности, целостности конструкций аттракциона и предотвращения разногласий между сторонами относительно комплектации товара до и после его сертификации. При этом акт от 11 декабря 2018 года содержит особые отметки о том, что право собственности принадлежит ООО «Центр-Тур», а использование товара возможно исключительно для целей сертификации, эксплуатация товара запрещена.

Таким образом, действия как привлекаемого к ответственности лица, так и индивидуального предпринимателя ФИО2 были направлены исключительно на соблюдение требований и сроков, установленных законом и таможенным органом.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании приведенных обстоятельств, судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о незаконности привлечения ООО «Центр-Тур» к административной ответственности за нарушение таможенных правил, поскольку в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Ростовского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Центр-Тур» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Ростовского областного суда от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «Центр-Тур» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Четвертого кассационного

суда общей юрисдикции В.В. Шелудько