НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 № 16-3873/2023

№16-3873/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 5 декабря 2022 года и решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 31 января 2023 года, вынесенные в отношении начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 31 января 2023 года, начальник отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело в суд, просит отменить состоявшиеся в отношении ФИО2 по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, направить дело на новое рассмотрение.

ФИО2, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше судебные акты, возражения в установленный срок не представила.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

Частью 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности.

Часть 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Основанием для привлечения ФИО2, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых судебных актах обстоятельства того, что она, являясь начальником отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района, обладая соответствующими профессиональными знаниями и профессионально-функциональными умениями, ненадлежащим образом исполнив свои должностные обязанности по организации ведения бюджетного учета, а также составлению бюджетной отчетности, находясь на рабочем месте по адресу: <...>:

– 2 февраля 2021 года представила составленную бюджетную отчетность на 1 января 2021 года администрации муниципалитета (Баланс (ф.0503130), отчет (ф.0503121), в составе пояснительной записки на 1 января 2021 года сведения (ф.0503169), сведения (ф.0503174), допустив искажение показателей бюджетной отчетности администрации поселения, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах и финансовом результате не более чем на 1% и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей.

– 2 февраля 2022 года представила составленную бюджетную отчетность на 1 января 2022 года администрации муниципалитета (Баланс (ф. 0503130), отчет (ф. 0503121), в составе пояснительной записки на 1 января 2022 года сведения (ф.0503169), сведения (ф.0503174), допустив искажение показателей бюджетной отчетности администрации поселения, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах и финансовом результате не более чем на 1% и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей.

– 2 февраля 2022 года представила составленную бюджетную отчетность администрации муниципалитета на 1 января 2022 года (Баланс ф. 0503130), сведения (ф. 0503169), допустив искажение показателей бюджетной отчетности администрации поселения, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10%.

Данные обстоятельства зафиксированы в протоколах об административных правонарушениях № 215-П/2022, № 216-П/2022, № 217-П/2022 от 29 сентября 2022 года.

Принимая материалы дела к рассмотрению, мировой судья судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края определением от 6 октября 2022 года объединил вышеназванные протоколы в одно производство исходя из того, что они составлены по итогам одного контрольного мероприятия.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей вынесено постановление от 5 декабря 2022 года о привлечении начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания по правилам частей 2 и 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, рассматривая жалобу должностного лица административного органа, поданную в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на указанное постановление, выводы мирового судьи признал законными и обоснованными.

Вместе с тем, с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из диспозиции частей 2 и 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каждое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемое в разное время и за различные периоды, является самостоятельным нарушением бюджетного законодательства и образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного одной статьей (частью статьи), которое окончено в момент предоставления конкретной бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Следовательно, оснований для вывода о том, что выявленные 26 августа 2022 года в ходе проведенной проверки нарушения бюджетного законодательства подлежат квалификации в рамках одного состава административного правонарушения и о создании искусственной множественности административных правонарушений, не имеется.

Допущенные судьями нижестоящих судов нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный характер, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были, в связи с чем судебные акты законными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 5 декабря 2022 года и решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 31 января 2023 года, вынесенные в отношении начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частями 2 и 4 статьи 15.15.6 названного кодекса, составляет два года.

В рассматриваемом случае данный срок начал исчисляться со 2 февраля 2021 года, 2 февраля 2022 года, 2 февраля 2022 года, соответственно (дни представления субъекту консолидированной отчетности).

Поскольку на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы установленный указанной нормой для данной категории дел срок давности привлечения начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 к административной ответственности по эпизодам вмененного совершения противоправных действий от 2 февраля 2022 года не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края.

При новом рассмотрении мировому судье следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку имеющимся материалам дела и подлежащему применению закона, в том числе в части исполнения судебного акта, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края от 5 декабря 2022 года и решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 31 января 2023 года, вынесенные в отношении начальника отдела по финансам, бюджету и экономике администрации муниципального образования Мостовского городского поселения Мостовского района ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.6, частью 2 статьи 15.15.6, частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Направить данное дело об административном правонарушении мировому судье судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

мировой судья Ефимов М.П. № 5-313/2022

судья районного суда Селюдеева О.Г. № 12-4/2023

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-3873/2023