№16-1205/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 14 мая 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым, датированное 10 июня 2020 года, и решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 27 августа 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района Республики Крым, датированным 10 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 27 августа 2020 года, начальник отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса).
Согласно примечанию 1 к названной статье Кодекса под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили результаты проведенного 20 марта 2020 года Контрольно-счетной палатой Ленинского района Республики Крым контрольного мероприятия «Проверка соблюдения администрацией Ленинского района Республики Крым требований федерального законодательства, законов Республики Крым и муниципальных правовых актов при создании, хранении, использовании и восполнении резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым за период 2017-2019 годы», в ходе которого выявлено, что отделом по вопросам гражданской обороны (ГО), чрезвычайных ситуаций (ЧС) и охраны труда администрации Ленинского района в период с 1 января 2017 года по 23 января 2019 года не велся учет средств резерва материальных ресурсов. Представленная к проведению проверки Книга учета материальных ресурсов, ведение которой начато только с 24 января 2019 года, не соответствует форме регистра бухгалтерского учета Книга (форма 0504042), утвержденной приложением 3 Приказа Минфина РФ от 30 марта 2015 г. № 52н; в Книге учета материальных ресурсов учет средств резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым, осуществляется только в количественном выражении, без указания данных об их стоимости и материально-ответственных лицах. Неведение учета по средствам резерва материальных ресурсов, отсутствие регистров бухгалтерского учета не дает возможности установить достоверное количество и стоимость товарно-материальных ценностей числящихся в резерве материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым, по состоянию на 1 января 2017 года.
Принимая решение о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, исходил доказанности вины ФИО1 в несоблюдении им требований о ведении учета по средствам резерва материальных ресурсов с 2017 года и неправильном ведении с 2019 года Книги учета материальных ресурсов. При этом мировой судья сослался на то, что начальник отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 является субъектом правонарушения как руководитель отдела администрации Ленинского района в силу договора о полной материальной ответственности, а также пунктов 6.1, 6.2, а также 7.1 и 7.4 Положения о резервах материальных ресурсов, согласно которым должностное лицо, осуществляющее хранение резерва, несет ответственность за: прием, хранение и выдачу материальных ресурсов, входящих в резерв; организацию учета количественного и качественного состояния материальных ресурсов резерва; обеспечение соответствия условий хранения резерва требованиям нормативных документов по сохранности определенного вида материального ресурса, входящего в Резерв.
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
В примечании 1 к статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведено понятие грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ссылаясь на совершение ФИО1 правонарушения, предусмотренного названной выше нормой, судебные инстанции не указали какое грубое нарушение допущено привлекаемым лицом.
Признак грубого нарушения, вменяемого ФИО1, отсутствует и в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, статья 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия (бездействие) как неведение учета по средствам резерва материальных ресурсов и ведение Книги учета не в соответствии с формой регистра бухгалтерского учета, не расценивает как грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету, влекущие ответственность в соответствии с упомянутой статьей.
Кроме того, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Примечанием к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Статьи 6 и 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ в части ответственности руководителей и главного бухгалтера содержат аналогичные положения.
Следовательно, для привлечения начальника отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым к административной ответственности по статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судами не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение начальником отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 своих служебных обязанностей применительно к бухгалтерскому учету.
То обстоятельство, что согласно Положению о резервах материальных ресурсов, утвержденному администрацией Ленинского района Республики Крым постановлением № 185 от 17 марта 2016 г. (с учетом внесенных постановлением № 558 от 12 сентября 2018 г. изменений) должностное лицо, осуществляющее хранение резерва, несет ответственность, в том числе за организацию учета количественного и качественного состояния материальных ресурсов резерва, не свидетельствует о возложении на это лицо ведение бухгалтерского учета экономического субъекта.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства судьями нижестоящих судебных инстанций надлежащим образом исследованы не были.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что начальником отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 были допущены нарушения, связанные с грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, не добыто.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района Республики Крым, датированное 10 июня 2020 года, и решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 27 августа 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района Республики Крым, датированное 10 июня 2020 года, и решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 27 августа 2020 года, вынесенные в отношении начальника отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х.Карасова
Справка:
мировой судья Казарина И.В. № 5-61-176/2020
судья районного суда Удут И.М. № 12-163/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-1205/2021
Решение02.08.2021