№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 11 апреля 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. на вступившее в законную силу решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговны,
установил:
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия № 25-14-40/2021 от 24 декабря 2021 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 года решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неверное применение норм материального права.
Манджиева М.Б., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на нее не представила.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2020 года № 2838-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2020 году на территории Республики Калмыкия в связи с почвенной засухой, Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в размере 562053,3 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Республики Калмыкия на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 54 сельскохозяйственным организациям и 1416 крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета, осуществляющим предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Калмыкия, является уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (пункт 1.4 Порядка).
Результатом предоставления субсидии является сохранение численности субсидируемого маточного поголовья животных по состоянию на 30 апреля 2021 года. Значение результата устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии (пункт 2.10 Порядка). Субсидия предоставляется на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки (пункт 2.16 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Порядка (в ред. до внесения изм. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 августа 2021 года № 301) получатель субсидии отчитывается о достижении результата предоставления субсидии путем представления в уполномоченный орган отчета по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 года. Получатель субсидии отчитывается о расходах средств субсидии по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 года с приложением копий подтверждающих документов (договора, платежные документы, кассовые ордера, товарные чеки, товарные накладные и иные платежные документы).
Как следует из материалов дела, Манджиева М.Б., являясь начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, подписала и представила в Министерство финансов Республики Калмыкия баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 1 января 2021 года, в котором отразила предоставленные сельхозтоваропроизводителям субсидии как затраты по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство». При этом административный орган считает, что списание затрат надлежало отразить по счету 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическими лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство». Субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году на сумму № руб., Министерством были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. В результате необоснованного списания затрат допущено искажение отчетных данных за 2020 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Манджиевой М.Б. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Отменяя постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 24 декабря 2021 года № 25-14-40/2021 и прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Манджиевой М.Б. состава административного правонарушения, судьи исходили из того, что Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2020 № 1807, Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденный Постановлением Правительством Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года № 354 исключают возможность предоставления Министерством субсидий в качестве авансовых платежей.
Считаю, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Согласно ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Считаю, что приведенные требования КоАП РФ не соблюдены. Так, согласно указанным нормам судья обязан определить совокупность достоверных, допустимых и относимых доказательств, которые безусловно подтверждают или опровергают обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
По данному делу такая совокупности не установлена, и, как следствие, не исследованы все доказательства.
Так, в ходе судебного заседания 26 января 2022 года представителем Управления было заявлено ходатайство об истребовании у Министерства документов, подтверждающих произведенные затраты сельскохозяйственных производителей (акты падежа скота и иные документы), списанные как возмещение затрат. В связи с этим судебное заседание было отложено на 14 февраля 2022 года. Однако запрашиваемые документы Министерством в ходе судебного заседания 14 февраля 2022 года представлены не были и судом не исследовались.
Следовательно, в рассматриваемом случае не были оценены надлежащим образом все доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, не дана надлежащая оценка доводам Управления.
Выводы судей об отсутствии в действиях Манджиевой М.Б. состава административного правонарушения являются преждевременными, основаны на неверном толковании норм бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Полагаю, что такие нарушения были допущены, в связи с чем, учитывая, что срок давности по данному правонарушению составляет два года, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 года подлежат отмене, а дело – возвращению в Элистинский городской суд Республики Калмыкия на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенные, принять меры к обеспечению полноты и объективности рассмотрения дела и вынести решение, отвечающее требованиям законности и справедливости.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года и решение судьи Верховного суда Республики Калмыкия от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой Майи Басанговны, отменить.
Дело возвратить в Элистинский городской суд Республики Калмыкия на новое рассмотрение.
Судья