№ 16-4213/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Форест Хилс» Дударева Д.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю от 8 октября 2020 года и решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года, вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Форест Хилс» (далее – СНТ «Форест Хилс», товарищество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю от 8 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года, СНТ «Форест Хилс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года в удовлетворении ходатайства председателя правления СНТ «Форест Хилс» Дударева Д.С. о восстановлении срока на подачу жалобы на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года отказано.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении СНТ «Форест Хилс» по настоящему делу об административном правонарушении акты, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
На основании части 3 статьи 30.9 Кодекса подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 г. № 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
По смыслу приведенных положений, уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам; восстановление срока обжалования постановления (решения) является правом, а не обязанностью судьи.
Отказывая в удовлетворении ходатайства председателя правления СНТ «Форест Хилс» Дударева Д.С. о восстановлении срока на обжалование решения судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года, судья Верховного Суда Республики Крым исходил из того, что сведений об обстоятельствах, которые могут быть признаны в качестве уважительных причин его пропуска, не имеется.
Не согласиться с мотивами, по которым в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года отказано, оснований не имеется.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обжалования судебного акта, нижестоящей судебной инстанцией не установлено, из материалов дела не усматривается.
Не содержится сведений об уважительных причинах пропуска указанного срока и в жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года направлена по юридическому адресу СНТ «Форест Хилс»: <адрес>, уч.12 посредством почтовой связи почтового оператора «Национальная почтовая служба» 11 января 2021 года (л.д. 3, 80).
22 января 2021 года почтовое отправление выдано курьеру (передано в доставку), 23 января 2021 года оставлено извещение, однако, адресат за извещением не явился. 29 января 2021 года почтовое отправление было возращено отправителю по причине истечения срока хранения.
Факт направления извещения в адрес юридического лица подтверждается распечаткой информации по отправлению № (л.д.82).
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце третьем пункта 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах, учитывая непредставление СНТ «Форест Хилс» уважительных причин, объективно препятствующих получению почтового отправления и своевременной подаче жалобы, вывод судьи Верховного Суда Республики Крым об отсутствии оснований для восстановления товариществу срока на обжалование оспариваемого судебного акта судьи районного суда, является правильным.
В части законности решения судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года и постановления должностного лица от 8 октября 2020 года, необходимо отметить следующее.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно статьям 6, 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ), положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» респонденты обязаны безвозмездно и своевременно представлять субъектам официального статического учета первичную статистическую информацию по утвержденным формам статистического наблюдения.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).
Пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620, установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2019 г. № 404 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», в соответствии с которой данные сведения предоставляются за календарный месяц в срок не позднее 15 числа после отчетного периода.
Указанным приказом сведения о численности и заработной плате работников в форме № П-4 за отчетный месяц заполняют юридические лица - коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, и некоммерческие организации, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей, а также юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, юридические лица, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году, - независимо от средней численности работников и объема оборота организации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения СНТ «Форест Хилс» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда выводы о том, что юридическим лицом в установленный срок в Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю не предоставлена первичная статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за июль 2020 года, при сроке предоставления сведений не позднее 15 августа 2020 года.
Факт совершения СНТ «Форест Хилс» административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.20-21), докладной запиской об обнаружении факта нарушения законодательства о представлении федеральной статистической отчетности (л.д.14-15), уведомлением (оборот л.д.15), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.31), представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.43) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия СНТ «Форест Хилс» квалифицированы по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Утверждения заявителя о том, что товарищество не обязано предоставлять форму № П-4, являются несостоятельными.
В приказе Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2019 года № 404 определено, что сведения о численности и заработной плате работников в форме № П-4 за отчетный месяц заполняют юридические лица, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году, - независимо от средней численности работников и объема оборота организации.
Исходя из подпункта 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ «Форест Хилс» зарегистрировано 8 августа 2019 года в качестве садоводческого некоммерческого товарищества, следовательно, было обязано предоставить субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Доказательства, свидетельствующие о том, что товарищество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Ссылка заявителя на то, что в решении судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года неверно разъяснен порядок обжалования, основана на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьями 30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях урегулирован срок и порядок подачи жалобы на не вступившие в законную силу акты. При этом указанным Кодексом не предусмотрен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты, состоявшиеся по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях СНТ «Форест Хилс» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения СНТ «Форест Хилс» к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Изложенное в жалобе заявителя ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы в кассационный суд, рассмотрению не подлежит, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю от 8 октября 2020 года, решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 января 2021 года и определение судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2021 года, вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Форест Хилс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Форест Хилс» Дударева Д.С. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Томащак А.С. № 12-49/2021
судья Верховного Суда РК Тимошенко Е.Г. 21-786/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-4213/2021
Решение03.12.2021