№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу должностного лица - главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № Гагаринского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении должностного лица - главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Гагаринского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 - прекратить. Считает судебные акты, незаконными и необоснованными.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Согласно статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пункт 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Так же согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью о вложении или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Форма и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются ФНС России.
Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п.п. 1, 3 статьи 289 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно ч. 1 ст. 287 НК РФ налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Пунктом 3 ст. 289 НК РФ установлено, что Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Из материалов дела следует, что ФИО1, будучи должностным лицом - главным бухгалтером ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА», в части деятельности обособленного подразделения ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА», находящегося по адресу: <адрес>» (состоящего на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС № по <адрес>), при сроке сдачи налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2021 года - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не предоставила в установленные законодательством сроки первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2021 года. Указанная декларация (расчет) фактически представлен в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока.
Государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>ФИО3ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» ФИО1 по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.
Названные обстоятельства, явившиеся основанием для привлечения ФИО1, к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст.15.5 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом налогового органа в отсутствии привлекаемого лица, который соответствует положениям ст. 28.2 КоАП РФ; актом № об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), согласно которому расчет авансовых платежей по налогу на прибыль за 9 месяцев, квартальный 2021 года, представлен с нарушением установленного срока. Фактически налоговая декларация на прибыль за 9 месяцев, квартальный 2021 года, регистрационный номер №, представлена в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ принятии ФИО1 на должность главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА»; копией должностной инструкцией главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА», утвержденной директором ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в обязанности главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» входит, в том числе, подготовка необходимой бухгалтерской и статической отчётности, предоставления их в установленном законом порядке в соответствующие органы; сведениями об учете филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, согласного которым обособленное подразделение ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» постановлено на налоговой учет в Межрайонной ИФНС № по <адрес> с присвоением КПП 910345001 и другими материалами дела, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья полагал, что действия ФИО1, образуют состав административного правонарушения не по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ, а по ст. 15.5 КоАП РФ, поскольку нарушение требований закона, заключающееся в не предоставлении налоговой декларации в установленный срок, что имело место по делу, образует состав административного правонарушения по ст. 1.5 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ, что вменялось в вину ФИО1, предполагает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,
В пункте 20 Постановления Пленума ВС РФ N 5 разъяснено, что, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Пленум ВС РФ особо отметил, что в таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Объективную сторону административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера). При наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по статье 15.5 КоАП РФ привлекается главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 названного Закона.
Из п.2.15 должностной инструкции главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАЦДИЦИИ КРЫМА», следует, что главный бухгалтер обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представления их в установленном порядке в соответствующие органы.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.
Правовой анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ дает возможность сделать вывод о том, что мировым судьей и судьей районного суда дана оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, приняты законные решения, установив фактические обстоятельства дела, определенные в предмет доказывания и имеющие юридическую важность и значимость, что позволило по делу сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы.
При названных обстоятельствах, судебные инстанции верно пришли к выводу о том, что ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5 КоАП РФ, поскольку согласно должностной инструкции главного бухгалтера ООО «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором организации, является лицом, ответственным за ведение и своевременное представление отчетности в соответствующие органы. Должностная инструкция ООО «АТК» представленная в судебное заседание ФИО1 также содержит обязанность главного бухгалтера по обеспечению составления отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности (п.3.15). При этом ФИО1 обязанности по составлению отчетности по обособленному подразделению, находящемуся в субъекте Российской Федерации – в <адрес> исполнены не были.
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Вопреки доводам жалобы, к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 КоАП РФ мировой судья пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу.
С соблюдением надлежащих положений законов доказано событие и состав административного правонарушения, выводы при этом в судебных решениях мотивированы, обоснованно отклонены все возражения лица, привлекаемого к административной ответственности со ссылкой на факты и право, что исключает возможность подвергнуть сомнению выводы в обжалуемых судебных решениях, и не позволяет признать порочность какого либо источника доказательств, являющегося составляющим доказательной базы.
Постановление о привлечении ФИО1к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1 в виде предупреждения с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности правонарушителя, тяжести содеянного и характера противоправного деяния, посягающего на здоровье человека, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № Гагаринского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении должностного лица - главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица - главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «АЛКОГОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс