НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Братского городского суда (Иркутская область) от 11.08.2023 № 5-166/2023

УИД 38RS0003-01-2023-002749-70

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Братск 11 августа 2023 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., в помещении Братского городского суда Иркутской области, расположенного по адресу: 665717, <...>, каб. 207,

рассмотрев дело *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Цифровые технологии логистики», юридический адрес: 140105, <адрес>, помещение 10, <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

В Братский городской суд <адрес> поступило дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Цифровые технологии логистики» (далее ООО «ЦТЛ», Общество).

ДД.ММ.ГГГГ таможенным постом ЖДПП Забайкальск на Усть-Кутский таможенный пост Иркутской таможни, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, согласно транзитной декларации ***, в рамках договора № ТКд/20/08/007 от ДД.ММ.ГГГГ в лице таможенного представителя ООО «ЦТЛ», от имени ПАО «ТрансКонтейнер» были направлены товары: «<данные изъяты>», код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД ЕАЭС) 8412212009, в количестве 2 места, весом брутто 16400 кг.

04.04.2023 в соответствии со статьей 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» товары были представлены для завершения процедуры таможенного транзита в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №1 Усть-Кутского таможенного поста Иркутской таможни, во временную зону таможенного контроля по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, железнодорожная станция Лена, путь 91 железнодорожной станции Лена ВСБ.

По результатам проведения фактического контроля при завершении таможенной процедуры таможенного транзита (акт таможенного досмотра №10607100/120423/100022), а также последующего документального контроля, было установлено, что среди заявленных товаров в транспортном контейнере находятся товары, сведения о которых отсутствуют в графе 31 декларации на товары, а именно песок в 50 полимерных мешках белого цвета, на которые нанесена маркировка красного цвета иероглифами и цифрами «13303003259, 13373005300». Общим весом 1110 кг.

Товар не был продекларирован и не поименован в товаротранспортных документах, и не являлся частью основного оборудования.

Таким образом, по результатам таможенного контроля, при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также документального контроля сведений, заявленных при таможенном декларировании товаров, был установлен факт заявления недостоверных сведений о наименовании товаров и количестве грузовых мест при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов.

Учитывая вышеизложенное, в действии ООО «ЦТЛ» были усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении в таможенный орган недостоверных сведения о наименовании товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.

По данному факту 12.04.2023 Усть-Кутским таможенным постом было возбуждено дело об административном правонарушении №10607000-593/2023 по ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ.

На основании решения заместителя начальника Иркутской таможни дело об административном правонарушении №10607000-593/2023 для дальнейшего расследования было направлено в отделение административных расследований Братского таможенного поста.

По данному факту должностным лицом Братского таможенного поста Иркутской области проводилось административное расследование, и в отношении ООО «ЦТЛ» старшим уполномоченным по особо важным делам ОАР Братского таможенного поста Иркутской области ФИО1 07.06.2023 года составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-593/2023, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица ООО «ЦТЛ» в лице генерального директора ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным, и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяется, в том числе и транзитная декларация, являющаяся одним из видов таможенной декларации.

Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).

Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Согласно подпунктам 4 - 6 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации указываются сведения:

- о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

- о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на уровне не менее первых 6 знаков;

- о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, заявление в транзитной декларации классификационных кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, наименования, описания товаров, весе товаров брутто, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения относится к основным сведениям о товарах, необходимых для таможенных целей (статья 107 ТК ЕАЭС).

Форма транзитной декларации и инструкция по заполнению транзитной декларации утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 10 Инструкции, сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей.

Согласно пункту 14 Инструкции, в графе 50 "Принципал" транзитной декларации указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления транзитной декларации, оригинальная подпись представителя декларанта. С новой строки указываются наименование и адрес перевозчика, если таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, произведено не перевозчиком.

Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно Примечанию к главе 16 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Вина ООО «ЦТЛ» в нарушении требований таможенного законодательства, подтверждается совокупностью следующих доказательств:

- протоколом об административном правонарушении № 10607000-593/2023 от 07.06.2023 года, составленным старшим уполномоченным по особо важным делам ОАР Братского таможенного поста Иркутской области ФИО1 в отношении ООО «ЦТЛ» по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, согласно которому Обществу в нарушение требований таможенного законодательства сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров и количестве грузовых мест при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем предоставления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д. 139-150);

- транзитная декларация № 10719100/130323/0012353;

- договор транспортной экспедиции № ЦКП-931321 от 15.02.2021;

- заказ № 30829865 от 30.11.2022 к договору № ЦКП-931321 от 15.02.2021;

- договор таможенного представителя с декларантом № ТКд/20/08/0007 от 20.08.2020;

- акт таможенного досмотра № 10607100/120423/100022с приложением фототаблицы;

- протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.04.2023 года;

- протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № 10607000-593/2023 от 12.04.2023 года;

- письменные объяснения генерального директора ООО «ЦТЛ» <данные изъяты>

- письменными пояснениями генерального директора ООО «ЛЯНЬХЭНЕФТЕТЕХСЕРВИС» <данные изъяты>

В соответствии со статьей 4 Договора от 5 июля 2010 г. "Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза", принятым Решением Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Конституционный суд РФ, рассматривая вопрос о вине юридического лица применительно к таможенным правонарушениям признал не противоречащей Конституции РФ возможность юридического лица, привлекаемого к ответственности за совершение таможенных правонарушений, должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей (Постановление Конституционного суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П).

Выполнение юридическим лицом той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение.

Вступая в таможенные правоотношения ООО «ЦТЛ» должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Каких-либо объективных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО «ЦТЛ» препятствующих выполнению предусмотренных действующим законодательством требований, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Таможенным законодательством к оформлению и представлению транзитных деклараций предъявляются требования, аналогичные обычному декларированию товаров и соответственно декларанту, в целях заявления достоверных сведений о товарах предоставляются определенные возможности.

Согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.

Реализовав надлежащим образом представленное декларанту статьей 84 ТК ЕАЭС право на проведение осмотра и измерение находящихся под таможенным контролем товаров, ООО «ЦТЛ» имело реальную возможность установить фактический ассортимент, наименование и количество товаров, подлежащих таможенному декларированию товаров.

Заявляя сведения о товарах в транзитной декларации только на основании информации, содержащейся в товаросопроводительных документах, не проверив данные сведения, декларант несет определенный риск и принимает на себя ответственность, возникающую в случае недостоверности данных сведений.

С учетом изложенного, проведение, перед подачей таможенному органу транзитной декларации, осмотра и измерения находящихся под таможенным контролем и подлежащих таможенному декларированию товаров не является чрезмерным и излишним действием, направленным на обеспечение надлежащего исполнения обязанности по достоверному декларированию товаров.

Таким образом, ООО «ЦТЛ» имело реальную возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но вследствие ненадлежащей организации работы общества, связанной с таможенным декларированием, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в силу пункта 2 статьи 2.1. КоАП РФ указывает на наличие в деянии ООО «ЦТЛ» вины в совершении вменяемого правонарушения.

Давая оценку исследованным доказательствам, учитывая требования ст. 24.1, ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит установленным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса, юридическое лицо ООО «Цифровые технологии логистики», сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров и количестве грузовых мест при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем предоставления недействительных документов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершенного ООО «ЦТЛ» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность, полагает необходимым применить к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.7, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), такой меры государственного принуждения, как конфискация предметов административного правонарушения, поскольку она с наибольшим эффектом достигнет цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Цифровые технологии логистики» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: песок в 50 полимерных мешках белого цвета, на которые нанесена маркировка красного цвета иероглифами и цифрами «13303003259 13373005300», общим весом 1110 кг., находящийся на хранении у ФИО18, старшего кладовщика по учёту движения контейнеров АО «А-Терминал».

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Иркутский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В. Орлова