Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ
с. Частые Пермский край
Резолютивная часть постановления вынесена 2 августа 2018 года
Мотивированное постановление вынесено 2 августа 2018 года
Судья Большесосновского районного суда Пермского края Аликина И.А.,
при секретаре Десятковой Г.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Кылосовой М.Ю., действующей на основании нотариальной доверенности от 25.07.2018 г.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые Большесосновского районного суда Пермского края
протокол об административном правонарушении № 5936 010433/461 от 18 июля 2018 г. по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ
в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>, №, размер дохода <данные изъяты> руб./мес., женатого, на иждивении имеющего 2-х детей, по главе 18 КоАП РФ не привлекавшегося,
установил:
ФИО1, заключив ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с гражданином Таджикистана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в нарушение ч.8 ст.13 федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и п.2 приказа ФМС от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» (в редакции приказа ФМС России от 12.03.2015 года № 149) в срок до 07 мая 2018 года не направил и не обеспечил направление в адрес МП Отделения МВД России по Частинскому району Пермского края соответствующее уведомление, допустив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, а именно совершил неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В судебное заседание ФИО1 не прибыл, извещен телефонограммой и СМС извещением ( л.д.29,30).
В судебном заседании защитник ФИО1 - Кылосова М.Ю., судье сообщила, что ФИО1 признает нарушение законодательства, он не сообщил о найме иностранного гражданина, но данное правонарушение совершил как физическое лицо, а не как предприниматель, поскольку ФИО2 был принят на работу для производства работ в его домашнем хозяйстве, на ремонт и строительство его личного дома, для получения прибыли в предпринимательской деятельности труд иностранного гражданина не использует. Трудовой договор был заключен по просьбе ФИО2, так как ему это необходимо для отчета в миграционную службу, работодателем себя как индивидуальный предприниматель указал в трудовом договоре ошибочно. Считает, что между сторонами заключен гражданско-правовой договор.
Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ, от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
В нарушение требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ ФИО1 как работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина не уведомил МП ОМВД России по Частинскому району о заключении трудового договора с иностранным гражданином в установленный законом трехдневный срок с момента его заключения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18.07.2018 года, рапортом начальника УУП и ПДН ОМВД России по Частинскому району ФИО3 об обнаружении административного правонарушения в действиях ФИО1, объяснением ФИО1, из которых следует, что он является индивидуальным предпринимателем и занимается лесозаготовительной деятельностью. 01 мая 2018 он заключил трудовой договор с гражданином Таджикистана ФИО2 о выполнении подсобных работ, у него есть вид на жительство. В июле 2018 года ФИО4 занимался разбором старого дома ФИО1
Из объяснений ФИО7, ФИО8 следует, что ФИО2 работает у ФИО1 по адресу: <адрес> разбирает старый дом.
Из объяснений ФИО2 следует, что он приехал в с. Частые в мае 2018 года к ФИО1, у него работает не первый год. С ним заключил договор. Работает у ФИО1 в качестве разнорабочего и выполняет различные работы, какие ему поручат. Весной занимался хозяйственными работами в огороде, строил теплицы и выполнял другие подсобные работы. В настоящее время вместе с ФИО5 занимается разбором старого дома Кылосовых ( л.д. 18).
Из копии трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного работодателем индивидуальным предпринимателем ФИО1 с гражданином ФИО2, видно, что ФИО2 принят на работу в качестве разнорабочего на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ЕГРИП на индивидуального предпринимателя ФИО1 следует, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена 06.08.2012 г., разрешенный вид деятельности: разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока, разведение прочих пород крупного рогатого скота, разведение свиней, лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, лесозаготовки, распиловка и строгание древесины, предоставление услуг по пропитке древесины.
Иностранный гражданин ФИО2 имеет вид на жительство иностранного гражданина, срок действия которого продлен по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> ( л.д.19-20).
Согласно справки начальника миграционного пункта ОМВД России по Частинскому району ФИО6 ФИО1 с уведомлением о заключении трудового договора № 9 с иностранным гражданином ФИО2 в срок с 03 по 07 мая 2018 не обращался ( л.д. 21).
Суд учитывает доводы защитника ФИО1 о том, что договор с иностранным гражданином у него заключен для выполнения хозяйственных работ по дому, строительства личного дома.
В соответствии со ст. 20 Трудового Кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:
физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
В соответствии с частью четвертой статьи 303 ТК РФ работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" работник и работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, вправе в любом случае по соглашению сторон заключить срочный трудовой договор (статья 304 ТК РФ).
Статья 15 ТК РФ не допускает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения.
Как видно из пояснений работника ФИО9 и трудового договора, имеющихся в материалах дела, работник ФИО9 выполняет работу по определенной трудовой функции (разнорабочий), подчиняется установленному работодателем ФИО1 режиму труда и работает под его контролем и руководством, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда. Таким образом, судья приходит к выводу о том, что между ФИО1 и ФИО9 имеются трудовые отношения. Труд иностранного гражданина используется ФИО1 в целях обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
В связи с чем, судья приходит к выводу о том, что субъектом правонарушения в данном случае является ФИО1 как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель, между ФИО1 и ФИО9 установлены трудовые отношения, ФИО1 - работодатель - физическое лицо, труд иностранного гражданина используется им в целях обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, а не для получения прибыли в предпринимательской деятельности.
Таким образом, деяние ФИО1 не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт ненаправления ФИО1, выступающим в правоотношениях с иностранным гражданином в качестве работодателя - физического лица в установленный срок уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств и не оспаривался ФИО1 в ходе производства по делу.
Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, судьей не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
ФИО1 имеет ежемесячный доход 30 000 рублей, ранее к административной ответственности по главе 18 КоАП РФ не привлекался.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья районного суда
постановил:
Признать ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Административный штраф следует уплатить по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Пермскому краю (отделение МВД России по Частинскому району Пермского края),
банк получателя : Отделение Пермь, г. Пермь,
Расчетный счет : <***>, БИК 045773001,
КБК 188 116 40000 01 6025 140,
ИНН - <***>,
КПП - 594701001,
ОКТМО 57655000,
УИН 18880459189360104333,
Назначение платежа - штраф по протоколу № 5936 010433/461 от 18.07.2018.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. В случае несвоевременной уплаты штрафа лицо подвергается административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в с.Частые Большесосновского районного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.А.Аликина