Дело №5-504/2021 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июня 2021 года г. Бахчисарай
Судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, д. 1, Кошелев В.И., с участием Таирова С.З., защитника-адвоката Пихтерева А.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Таирова С. З., ОГРНИП №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>, проживающего <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ИП Таиров С.З.ДД.ММ.ГГГГ прекратил (расторг) трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с иностранным гражданином Республики <данные изъяты>ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> расторжения трудового договора с иностранным гражданином, в нарушение требований ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, а также приложения № приказа МВД России от 30.07.2019 г. №536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лица без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» ИП Таиров С.З.ДД.ММ.ГГГГ в отделение почтовой связи в <адрес>, подал уведомление с нарушением формы, а именно: не поставил печать ИП Таирова, не указал дату отправления на листе (оборотной стороне), не пронумеровал страницы уведомления, тем самым ИП Таиров С.З., совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.
ИП Таиров С.З. в судебном заседании свою вину не признал и указал, что оформляла и отправляла уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином бухгалтер, которая несет ответственность за данное административное правонарушение.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что в действиях ИП Таирова С.З., усматриваются нарушения требований ч. 3 ст. 18.15 КОАП РФ, как не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом МВД России от 30.07.2020 г. №536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядка уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лица без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации и Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (Приложение 8).
Согласно ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Таким образом, административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ подлежат граждане, юридические лица, должностные лица.
При этом в гл. 18 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, рассматриваются как юридические лица, если в соответствующих статьях указанной главы не установлены специальные правила.
Вина ИП Таирова С.З., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ подтверждается письменными доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ИП Таирова С.З. и назначено административное расследование по факту выявленного административного правонарушения в сфере миграции (л.д.4); рапортом инспектора ОВМ ОМВД России по Бахчисарайскому району старшего лейтенанта полиции ФИО6, зарегистрированный в КУСП ОМВД РФ по Бахчисарайскому району № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что через почтовое отделение <данные изъяты> а <адрес> было подано уведомление ИП Таировым С.З. о прекращении трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО2 угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с нарушением подачи формы уведомления (л.д.7); уведомлением о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) б/д из которого следует, что уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО2 угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подано ИП Таировым С.З. в МВД по <адрес> с приложением копии приказа (л.д.8-14); выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержаться сведения об индивидуальном предпринимателе Таирове С.З. (л.д.28); свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Таирова С.З. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27); уведомлением о постановке на учет ИП Таирова С.З. в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-26); паспортом гражданина РФ на имя Таирова С.З. (л.д.24); приказом о (расторжении) прекращении трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 угли был уволен ИП Таировым С.З. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12); паспортом гражданина Республики <данные изъяты> на имя ФИО2 угли (л.д.30-32); патентом серии № на имя ФИО2 угли от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между ИП Таировым С.З. и ФИО2 угли (л.д.38-40); протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирован факт совершения ИП Таировым С.З. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ (л.д.2).
Таким образом, ИП Таиров С.З. не принял все зависящие от него меры по соблюдению миграционного законодательства, несмотря на установленные федеральными законами требования, и уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, на территории которого данный иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность, подал с нарушением установленной формы.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья принимает во внимание характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, и приходит к выводу, что в действиях ИП Таирова С.З., усматривается наличие признаков состава административного правонарушения, в силу чего ИП Таиров С.З., подлежит признанию виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Доводы ИП Таирова С.З. о том, что он не является субъектом правонарушения, поскольку бухгалтером, с которым он заключил трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по профессии бухгалтер, оформляла и направляла уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином с нарушением установленной формы, в силу чего бухгалтер подлежит административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание, поскольку ИП Таиров С.З. является работодателем иностранного гражданина и именно на нём лежит ответственность за нарушение установленной формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, а бухгалтер, с которым ИП Таиров С.З. заключил трудовой договор, действовала лишь по доверенности от его имени, и, исходя из требований ст.2.4 КоАП РФ не подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП Таирова С.З., предусмотренных ст.4.3. КоАП РФ и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ч.2 ст.4.2. КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. №4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Согласно статье 3.5 КоАП Российской Федерации административный штраф является денежным взысканием, которое выражается (если иное специально не оговорено законом) в предусмотренной соответствующими статьями данного Кодекса денежной сумме и устанавливается в размере, как правило, не превышающем для граждан пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей; в отдельных случаях, предусмотренных данной статьей, максимальный размер штрафа, выраженный в денежной сумме, может составлять для граждан триста тысяч рублей, для должностных лиц - шестьсот тысяч рублей, для юридических лиц - шестьдесят миллионов рублей (часть 1); при этом минимальный размер административного штрафа - независимо от того, к кому (гражданину, должностному лицу или юридическому лицу) применяется данный вид административного наказания, - не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей (часть 2).
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Применение значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. №1-П).
В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер совершенного административного правонарушения и отсутствие последствий его совершения, уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином индивидуальным предпринимателем Таировым С.З. подано с нарушением установленной формы, но своевременно и отправлено им в установленный законом срок, а также то, что, ИП Таиров С.З. допустил нарушение, поскольку ошибочно полагал, что исполнитель, которому было поручено оформление и отправка уведомления о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, не допускает нарушений, данные обстоятельства можно признать исключительными, в связи с чем, считаю возможным назначить наказание ИП Таирову С.З. по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.18.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 18.15, ст.4.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя Таирова С. З., ОГРНИП №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>, проживающего <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000,00 (двести тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на расчетный счет по реквизитам: получателя платежа Отделение РК Банка России/УФК по Республике Крым (ОМВД России по Бахчисарайскому району), казначейский счет: №, номер счета получателя: №, КПП: №, ИНН: №, БИК: №, ОКТМО: №, УИН: №, л/с №, КБК: №.
Копию постановления направить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для сведения, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.И. Кошелев