№ 4а-167/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 12 апреля 2019 года
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области Ч. на решение судьи Астраханского областного суда от 2 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эргашевой Мехриджемал,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 марта 2019 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Астраханского областного суда от 2 апреля 2019 года постановление судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области Ч. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения судьи Астраханского областного, ввиду нарушения норм административного законодательства.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц.
Часть 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Материалами дела установлено, что 20 марта 2019 года в 09 часов 30 минут по ул. <...> г. Астрахани сотрудниками ОИК УВМ УМВД России по Астраханской области выявлено незаконное осуществление гражданкой республики <...> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой деятельности в качестве <...> с ноября 2014 года без разрешения на работу в Российской Федерации на данный вид деятельности.
По данному факту составлен протокол <...> № <...> от 20 марта 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Действия ФИО1 квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд второй инстанции, отменяя постановление судьи районного суда, пришел к выводу, что в отношении ФИО1 подлежат применению положения Венской конвенции о консульских сношениях (заключена 24 апреля 1063 года в г.Вене), в связи с чем она освобождена от обязанностей, связанных с получением разрешения на работу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При разрешении дела судья областного суда руководствовался только положениями части 1 статьи 47 Венской конвенции о консульских сношениях, указывающих, что работники консульского учреждения, в том, что касается выполнения работы для представляемого государства, освобождаются от любых обязанностей, связанных с получением разрешения на работу, установленных законами и правилами государства пребывания о найме на работу иностранцев.
Основанием для применения в отношении иностранного гражданина ФИО1 части 1 статьи 47 Венской конвенции о консульских сношениях послужила принятая судьей в качестве доказательства светокопия вербальной ноты консульства <...> в Российской Федерации (г. Астрахань) № <...> от 20 марта 2019 года, согласно которой гражданка <...> ФИО1 выполняла работы для Консульства в качестве обслуживающего персонала (<...>) с 4 апреля 2015 года по 2 марта 2019 года.
Судья областного суда признал данный документ доказательством достаточным и допустимым для рассмотрения дела по существу и прекращении производства по делу.
Однако такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях, поскольку судом не выполнены требования статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о непосредственном исследовании доказательств.
Частью 1 статьи 1 Венской конвенции о консульских сношениях определено понятие работника обслуживающего персонала, который означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения. При этом понятия "работники консульского учреждения" и "работники консульского персонала" включают в себя работников обслуживающего персонала.
Вместе с тем, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 19 Конвенции, представляемое государство обязано сообщить государству пребывания сведения, категорию и класс всех консульских должностных лиц, с тем, чтобы государство пребывания могло, если оно это пожелает, осуществить свои права, предусмотренные в пункте 3 статьи 23.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 24 Конвенции Министерство иностранных дел государства пребывания или указанный этим министерством орган уведомляется о назначении работников консульского учреждения, их прибытии после назначения в консульское учреждение, об их окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти во время их работы в консульском учреждении.
В силу части 1 статьи 8 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Туркменистаном (от 18 мая 1995 года, заключена в г. Москве) Министерство иностранных дел государства пребывания или указанный этим Министерством орган уведомляется о назначении работников консульского учреждения, их прибытии после назначения в консульское учреждение, об их окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые могут произойти во время их работы в консульском учреждении.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в качестве сотрудника Консульства <...>, будет пользоваться иммунитетом только при наличии аккредитации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации исходя из характера трудовых правоотношений.
В материалах дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 имеется письмо за подписью исполняющего обязанности руководителя территориального органа - представителя МИД России в г. Астрахани А. от 4 марта 2019 года №<...>, согласно которому ФИО1 заявлена Консульством <...> в г. Астрахани в качестве официального сотрудника, осуществляющего трудовую деятельность на должности <...> с ноября 2014 года по настоящее время, однако в качестве сотрудника административно-технического персонала Консульства <...> в г. Астрахани ФИО1 МИД России не аккредитована.
Указанному документу судьей областного суда какая-либо оценка не дана, тогда как отсутствие у ФИО1 статуса сотрудника административно-технического персонала Консульства <...> в г. Астрахани является существенным условием при оценке законности осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации и квалификации действий лица по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что указывает о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных при рассмотрении дела.
На основании изложенного, решение судьи Астраханского областного суда от 2 апреля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эргашевой Мехриджемал подлежит отмене.
При новом рассмотрении необходимо дать надлежащую оценку исследованным доказательствам.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области Ч. удовлетворить.
Решение судьи Астраханского областного суда от 2 апреля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эргашевой Мехриджемал отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Астраханский областной суд.