4а-10/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 января 2016 года город Архангельск
Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев истребованное по жалобе Маракушина Ф.Д. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 14 августа 2015 года председатель Приходского совета – церковный староста <данные изъяты>» Маракушин ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 300 (Триста) рублей.
Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года жалоба Маракушина Ф.Д. оставлена без удовлетворения, постановление – без изменения.
Маракушин Ф.Д. в жалобе в областной суд просит отменить вступившие в силу судебные постановления. Мотивирует жалобу тем, что религиозная организация штатных работников не имеет, коммерческой деятельностью не занимается, страховые взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования не начисляет, поэтому нарушение сроков представления расчёта не образует состав вменённого административного правонарушения.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Маракушин Ф.Д. является председателем приходского совета – церковным старостой <данные изъяты>.
Привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.33 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
За первый квартал 2015 года расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам обязан представить не позднее 15 мая 2015 года, Маракушин Ф.Д. представил отчет 09 июня 2015 года.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении и полагая, что Маракушин Ф.Д. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 КоАП РФ, судья районного суда не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу ст.26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении.
В нарушение процессуальных требований, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом.
Из пункта 2 Устава Местной православной религиозной организации прихода деревни <данные изъяты> следует, что приход образован верующими гражданами Российской Федерации православного вероисповедания.
Устав утвержден Епархиальным архиереем Архангельской и Холмогорской Епархии Русской Православной церкви 31 октября 2000 года, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области 29 января 2001 года. Свидетельство о регистрации №.
Местная православная религиозная организация прихода деревни <данные изъяты> в установленном законом порядке зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.
Кроме того, Местная православная религиозная организация прихода деревни <данные изъяты> зарегистрирована в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию под регистрационным номером №.
Согласно пунктам 1-4 статьи 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками.
Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми в состав застрахованных лиц включены священнослужители.
В соответствии с письмом Канцелярии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 15 июля 2008 г. № в совершении религиозных обрядов (богослужений, чинопоследований, таинств) принимают участие архиереи, священники, диаконы, церковнослужители, включая регентов, певчих, церковных старост и их помощников, также иные лица, которые совершают религиозные обряды, либо обеспечивают их совершение.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
В силу части 1 статьи 10 приведенного Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального - страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.
В силу п.1 ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Поскольку работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации, религиозные организации обязаны предоставлять в установленные законом срок и порядке отчетность в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пунктами 31,32,33 Устава <данные изъяты> определено, что председатель Приходского совета – церковный староста – представляет Приходской совет в деловых отношениях по финансово-хозяйственным и административным вопросам, а также в суде; в необходимых случаях выдает доверенности.
Все официальные исходящие от Прихода документы подписывают Настоятель и председатель Приходского совета – церковный староста. В случае если председателем Приходского совета является настоятель, вторая подпись принадлежит казначею.
Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель Приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.
Таким образом, из содержания положений Устава следует, что председатель Приходского совета – церковный староста не является единоличным органом прихода и не обладает полномочиями для единоличного подписания ни одного официального документа, исходящего от Прихода, а также банковских и других финансовых документов.
В этой связи судье необходимо было выяснить, кто - председатель Приходского совета – церковный староста либо казначей является ответственным за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов.
Неправильное определение субъекта административного правонарушения не образует состава административного правонарушения, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенное судьей нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому решение судьи Приморского районного суда Архангельской области подлежит отмене с возвращением дела в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенное нарушение норм процессуального права и постановить решение, отвечающее требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17 и статьёй 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Маракушина ФИО8 удовлетворить частично.
Решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 25 сентября 2015 года отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Приморский районный суд Архангельской области на новое рассмотрение.
Председатель М.Г. Аверин