НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Архангельского областного суда (Архангельская область) от 19.10.2012 № 4А-585

       4а-585

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 19 октября 2012 года

                 город Архангельск

Заместитель председателя Архангельского областного суда В.П. Кокунова, рассмотрев истребованное по надзорной жалобе должностного лица – начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского округа города Архангельска от 29 марта 2012 года должностное лицо - начальник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (сокращенное наименование ИФНС России по г. Архангельску) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 (Триста) рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 02 мая 2012 года жалоба ФИО1 на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.

Начальник ИФНС России по г. Архангельску ФИО1 обратилась с надзорной жалобой в Архангельский областной суд, в которой просит судебные постановления, состоявшиеся в отношении ее по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными.

В силу ч.2 ст.30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ административным правонарушениям признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, 13 января 2012 года заместителем руководителя

Государственной жилищной инспекции Архангельской области Б. в адрес начальника ИФНС России по г. Архангельску ФИО1 направлено письмо, согласно которому ИФНС России по г. Архангельску предлагалось на основании Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области в течение 10 дней со дня получения настоящего запроса направить в адрес инспекции копии бухгалтерской отчетности ООО «Р.» за 2010-2011 годы (л.д.8).

            Письмом должностного лица налогового органа на основании ч.1 ст.102 Налогового Кодекса РФ в представлении информации по ООО «Р.» отказано (л.д.6).

            10 февраля 2012 года по факту непредставления информации по ООО «Р.» государственным жилищным инспектором в отношении должностного лица - начальника ИФНС России по г. Архангельску ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

   Разрешая дело, мировой судья исходил из того, что п.9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731, установлено, что раскрытию подлежит информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, в том числе годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, поэтому требование заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Б. основано на законе.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда также пришел к выводу, что бухгалтерская отчетность ООО «Р.» за 2010-2011 годы к налоговой тайне не относится.

С такими выводами мирового судьи и судьи районного суда согласиться нельзя.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу и распространение информации; применении информационных технологий и обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Статьями 9,10 Федерального закона № 149-ФЗ установлены критерии ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

В силу ст.102 Налогового Кодекса РФ любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Не составляют налоговую тайну сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика.

          Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ к общедоступной информации отнесены общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Материалы дела не подтверждают, что копии бухгалтерской отчетности ООО «Р.» за 2010-2011 годы являлись общеизвестными сведениями или стали общедоступными с согласия их обладателя – налогоплательщика.

Таким образом, полученная налоговым органом бухгалтерская отчетность ООО «Р.» за 2010-2011 годы составляла налоговую тайну.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен Приказом МНС России от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (далее Порядок).

Согласно п.3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.6,7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации.

В силу п.11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области (подп.1 п.8, подп.1 п.11) установлено, что инспекция в целях осуществления своих полномочий по осуществлению регионального государственного надзора, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок,  имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и иные сведения от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, структурных подразделений администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций.

Оснований, устанавливающих право государственной жилищной инспекции Архангельской области на получение конфиденциальной информации, в том числе информации, составляющей налоговую тайну, Положение не содержит.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что мировым судьей и судьей районного суда не было учтено, что положения п.9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не изменяют режим налоговой тайны и не предоставляют полномочия налоговому органу по разглашению сведений, отнесенных Налоговым Кодексом РФ к налоговой тайне.

            Поскольку выводы о совершении должностным лицом - начальником ИФНС России по г. Архангельску ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, являются необоснованными, постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат отмене.

            Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях должностного лица - начальника ИФНС России по г. Архангельску ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.

            Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

надзорную жалобу должностного лица – начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ФИО1 удовлетворить.

            Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского округа города Архангельска от 29 марта 2012 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 02 мая 2012 года отменить.

            Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя                                                                                          В.П. Кокунова