НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Апатитского городского суда (Мурманская область) от 14.06.2017 № 5-263/2017

Адм.дело № 5-263/2017 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 июня 2017 года г. Апатиты

Судья Апатитского городского суда Мурманской области Воронцов Ю.Ю.,

при секретарях Солуяновой Ж.Е., Светловой И.А.,

с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области Луковицкого Г.Л.,

рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: г.Апатиты, ул. Ферсмана, д. 44, дело об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ в отношении юридического лица – Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр», имеющего <.....>

У С Т А Н О В И Л:

В период с «09» марта по «05» апреля 2017 года на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 09.02.2017 № 67-р была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» (далее – МООО КЭЦ)), в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года. По результатам проверки был составлен акт № 6 от 05 апреля 2017 года.

В ходе указанной проверки установлено: в деятельности общественного объединения содержатся признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, при этом, вопреки требованиям закона МООО КЭЦ не обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Указанная деятельность образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Место совершения правонарушения: <.....>

Представитель МООО КЭЦ Оленичев М.В., будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, как указано в его дополнительных письменных пояснениях от 13.06.2017г., по причине болезни, однако документов подтверждающих факт заболевания с указанными материалами не представлено, об отложении судебного заседания ходатайство не заявлено.

Вместе с тем Оленичев М.В. высказал свое мнение по настоящему административному материалу, позицию по делу изложил в предыдущем судебном заседании от 05.06.2017. Кроме того, доводы Оленичева М.В. изложенные в письменном виде были приобщены к материалам дела.

Вину организации в совершении вменяемого правонарушения Оленичев М.В. не признал. При этом дополнительно представил письменные пояснения, в которых свои доводы, изложенные в судебном заседании от 05.06.2017г. полностью подтвердил. Также из указанных письменных пояснений Оленичева М.В. следует, что организация полностью поддерживает письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области <.....> не возражал против рассмотрения административного материала в отсутствие представителя МООО КЭЦ Оленичева М.В.

При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть административный материал в отсутствие представителя МООО КЭЦ Оленичева М.В., поскольку его доводы в письменном виде приведены полно и изложены в предыдущем судебном заседании.

Кроме того, представитель МООО КЭЦ Оленичев М.В. по настоящему делу дополнительно представил письменные пояснения, которые также приобщены к административному материалу.

Как следует из материалов представленных представителем МООО КЭЦ Оленичевым М.В. МООО КЭЦ несогласно с вменяемым административным правонарушением по следующим основаниям:

1.Управление Минюста провело проверку с существенными процессуальными нарушениями, в связи с чем результаты такой проверки являются недействительными и не могут служить основанием для привлечения Центра к административной ответственности;

2.Управление Минюста составило протокол с существенными нарушениями гарантий, предоставляемых лицу, в отношении которого ведется производство по делу административном правонарушении; такие нарушения не могут быть устранены в настоящий момент, в связи с чем дело об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения;

3.Деятельность организации не является политической, в связи с чем данный признак некоммерческой организации, выполняющей функции «иностранного агента», отсутствует и организация не должна была подавать заявление о включении в соответствующий реестр.

Указанные основания влекут прекращение производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события и состава административного правонарушения в связи со следующими обстоятельствами:

1.Нарушение Управлением Минюста процессуальных норм, регламентирующих основания и порядок проведения проверки.

В период с 9 марта по 5 апреля 2017 года Управление Минюста провело плановую документарную проверку деятельности Центра, по итогам которой составило акт.

При этом Управление Минюста допустило следующие существенные нарушения организации и проведения проверки, которые влекут признание результатов проверки недействительными и не могущими быть положенными в основу протокола об административном правонарушении.

1.1. Проверка назначена и проведена без достаточных правовых оснований, в связи с чем акт проверки создан с нарушением закона и не может подтверждать совершение МООО КЭЦ административного правонарушения.

Как следует из п.п.6-6.2 ст.9 ФЗ о проверках план проверок создается и согласуется в период с 1 сентября по 1 ноября года, предшествующему году проведения проверки.

7 марта 2014 года Управление Минюста окончило проведение плановой документарной проверки деятельности МООО КЭЦ, в ходе которой исследовало содержательную деятельность организации, но наличие политической деятельности не установило.

В период с 1 сентября по 1 ноября 2016 года, то есть, ранее чем по истечении трех лет с момента проведения последней плановой документарной проверки МООО КЭЦ, Управление Минюста включило Центр в план проведения проверок на 2017 год, в связи с чем нарушило запрет на включение в план проведения проверок организаций, с момента окончания проведения проверок которых не истекло три полных года.

Поскольку последняя плановая документарная проверка Центра включена в план проверок с нарушением срока, то проверка проведена в отсутствие правовых оснований, а ее результаты не могут свидетельствовать о нарушении Центром каких-либо правовых норм.

Поскольку правовые основания для проведения проверки отсутствуют, то она проведена Управлением Минюста в 2017 году незаконно, а акт проверки в силу ч.3 ст.26.3 КоАП РФ, ч.1 ст.20 ФЗ о проверках не может являться допустимым доказательством, так как получен с нарушением закона.

Соответственно, настоящее дело подлежит прекращению на основании п.п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.

1.2. Управление Минюста нарушило требования законодательства об опубликовании плана проверок некоммерческих организаций на 2017 год.

На официальном сайте Управления Минюста расположен план проверок не на 2017, а на 2016 год – как следует из его наименования, а также отсутствуют реквизиты утверждения указанного плана правовым актом. Таким образом, план проверок является недействительным, поскольку не утвержден в установленном законом порядке, а проверка, проведенная на основании такого плана, является незаконной.

1.3. Управление Минюста провело проверку Центра за пределами срока, согласованного прокуратурой.

Как следует из плана проверок юридических лиц на 2017 год, размещенного на официальном сайте прокуратуры Мурманской области, месяцем проведения проверки является март 2017 года. Между тем Управление Минюста превысило согласованные прокуратурой сроки проведения проверки, проведя проверку и в течение апреля 2017 года.

1.4. Центр не получил извещение о дате, времени и месте составления акта проверки, в связи с чем был лишен возможности представить свои возражения и реализовать права, предоставляемые проверяемой организации действующим законодательством.

Допущенное Управлением Минюста нарушение является неустранимым, поскольку действующее законодательство прямо предусматривает необходимость составления акта проверки в присутствии проверяемого лица, которое должно быть извещено о дате, времени и месте его составления.

1.5. Управление Минюста пересоставило акт проверки от 05.04.2017, не известив МООО КЭЦ о дате, времени и месте составления акта проверки.

Изначально Управление Минюста провело проверку в период с 9 марта по 5 апреля 2017 года, но составило акт проверки 5 марта 2017 года, о чем МООО КЭЦ извещал суд (акт проверки от 5 марта 2017 года имеется в материалах настоящего дела).

Позднее, 11 мая 2017 года – уже после поступления настоящего дела в Апатитский городской суд (25 апреля 2017 года) и после составления протокола об административном правонарушении (19 апреля 2017 года) – в одностороннем порядке пересоставило акт проверки, указав на нем дату «5 апреля 2017 года».

Указанное свидетельствует о нарушении Управлением Минюста оснований для составления протокола об административном правонарушении, который был составлен на основании акта проверки от 5 марта 2017 года (а не на основании акта проверки от 5 апреля 2017 года).

На основании изложенного, акт проверки от 5 апреля является недопустимым доказательством и не может свидетельствовать о наличии признаков административного правонарушения.

2. Управление Минюста составило протокол с существенными нарушениями гарантий, предоставляемых лицу, в отношении которого ведется производство по делу административном правонарушении.

Письмом от 05.04.2017г. Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области известило Организацию о том, что 19.04.2017г. с 11.00 до 12.00 в помещении Управления состоится составление протокола об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ст.19.34 КоАП РФ.

19.04.2017г. в 11 час. 30 мин. (лист 13 протокола) Центр подал в Управление Минюста ходатайство об отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении в связи с тем, что руководитель организации - Гмыря Д.В. – не может присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении 19 апреля 2017г. в связи с тем, что <.....> в связи с чем по уважительной причине не сможет прибыть 19.04.2017г. с 11.00 до 12.00 в Управление для составления протокола об административном правонарушении. Иных представителей Организация не имеет. С учетом изложенного, Организация просила Управление отложить составление протокола об административном правонарушении на дату после 20.05.2017г. Управление Минюста посчитало, что <.....> не является основанием для удовлетворения ходатайства и составило протокол 19 апреля 2017 года в 12 час. 00 мин. в отсутствие законного представителя Организации.

При составлении протокола 19.04.2017г. законному представителю Центра протокол для ознакомления не представлялся, законный представитель Центра был лишен Управлением Минюста представить свои замечания и возражения в момент составления протокола об административных правонарушении.

3. Политическая деятельность у Центра отсутствует, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.

3.1. Деятельность Центра с момента его проверки в 2014 году Управлением Минюста не изменилась. Следовательно, указанная деятельность не может быть признана политической.

3.2. В протоколе об административном правонарушении не указана совокупность признаков некоммерческой организации, выполняющей функции «иностранного агента». Указанные в протоколе сведения не позволяют прийти к выводу о том, что исследованная Управлением Минюста деятельность организации направлена на изменение какой-либо существующей государственной политики, так как в протоколе:

- не указано, на изменение какой именно государственной политики была направлена деятельность организации;

- не указано, каким правовым актом утверждена такая государственная политика, на изменение которой была направлена деятельность организации;

- не установлено, какие государственные органы пыталась побудить организация к принятию решений об изменении такой политики;

- не установлено, какие именно положения существующей государственной политики организация призывала изменить;

- не указано, каких результатов в изменении существующей государственной политики организация достигла.

3.3. В протоколе не дана квалификация деятельности Центра в качестве политической исходя из критериев, установленных в. 6 ст.2 ФЗ об НКО (цели, виды и формы политической деятельности), а только наличие все указанных критериев в деятельности Центра может свидетельствовать о его политической деятельности.

3.4. Деятельность Центра осуществляется строго в рамках Устава и направлена на защиту растительного и животного мира, что в соответствии с п.6 ст.2 ФЗ об НКО исключает его деятельность из деятельности, которая может признаваться политической.

Доказательство того, что практическая деятельность Центра не соответствует положениям его Устава и является политической, Управлением Минюста – кроме собственных оценок, подкрепленных документально, - в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, у Центра отсутствует политическая деятельность, а дело об административном правонарушении в соответствии с положениями ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.

4. Привлечение Центра к административной ответственности нарушает ст.ст.10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем является незаконным и недопустимым.

Необоснованное привлечение Центра к административной ответственности по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ стигматизирует организацию и «навешивает» на нее ярлык «иностранного агента», препятствующий установлению новых связей в обществе и осуществлению своей деятельности.

Согласно ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

5. С учетом обстоятельств дела, характер вменяемого Организации правонарушения и роль Центра в его совершении являются крайне незначительными. Иные доказательства вины Организации материалы дела об административном правонарушении не содержат, равно как и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии какого-либо вреда и ущерба или существенного нарушения охраняемых общественных отношений. В этой связи к настоящему делу применимы положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности, в связи с чем имеются все основания для того, чтобы освободить Организацию от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием.

6. С момента включения в реестр НКО, выполняющих функцию «иностранного агента», Центр фактически приостановил свою деятельность. Расчетный счет Центра имеет нулевой остаток денежных средств, Организация не имеет никаких денежных средств и имущества для продолжения своей деятельности, в том числе для уплаты штрафа.

Кроме того, Центр просит учесть такое смягчающее вину обстоятельство как то, что Центр ранее к административной ответственности не привлекался. Просит, если суд придет к выводу о невозможности прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, снизить штраф ниже низшего предела.

7. По настоящему делу имеются все правовые основания для применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение в случае, если суд придет к выводу о наличии состава административного правонарушения в деятельности Центра.

Просит дело №5-263/2017об административном правонарушении прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения в соответствии с п.п.1, п.п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области <.....> в судебном заседании подтвердил факт нарушения со стороны МООО КЭЦ, дополнительно представил письменные пояснения, приобщенные к материалам дела.

Выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области <.....>., исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также письменные пояснения от 05.06.2017 и дополнительные письменные пояснения представителя МООО КЭЦ Оленичева М.В. от 13.06.2017г., считаю, что юридическим лицом МООО КЭЦ совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ - осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

При этом учитываю следующее.

Согласно пп.65 п.6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 №26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу п. 7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организации, выполняющих функции иностранного агента; такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и бланк заявления утверждены приказом Минюста России от 30.11.2012 №223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Пунктом 12 указанного приказа установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет полномочия по ведению названного реестра.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 08.04.2014 № 10-Г1 «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева» указал, что подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.

Вышеуказанным Постановлением определено, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента, - должна, в частности, участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» не представила в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о ее включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 09.02.2017 № 67-р в период с «09» марта по «05» апреля 2017 года была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» <.....>), в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.

По результатам проверки установлено, что в деятельности общественного объединения содержатся признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

При проведении проверки деятельности общественного объединения комиссией установлены обстоятельства, свидетельствующие о деятельности общественного объединения, направленной на формирование общественного мнения, изменение законодательства Российской Федерации, а также на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.

Так, по результатам мониторинга деятельности, контрольных мероприятий установлено, что в проверяемом периоде Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» организовывала мониторинг окружающей среды, сопряженный со сбором, обработкой, распространением информации, докладов, методических материалов; содействовала мерам по предотвращению деятельности, угрожающей экологической безопасности, в том числе проводила публичные мероприятия, выпускала брошюры, проводила круглые столы, презентации).

Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» является членом международной сети общественных организаций <.....>

Кроме того, по проекту «От закрытости к открытости», реализованному общественной организацией в 2014-2016 годах в целях повышения знаний на локальном и региональном уровне о ключевых аспектах планов по выводу из эксплуатации атомных станций (работа международной сети <.....> и возможной финансовой схеме, в 2015 году была представлена дорожная карта по выводу из эксплуатации старых реакторов Кольской атомной станции (далее - дорожная карта), которая размещена на сайте в сети Интернет <.....>

В рамках проекта «От закрытости к открытости» общественной организацией осуществлялось взаимодействие с Председателем комитета по природопользованию Мурманской областной Думы, природоохранной прокуратурой Мурманской области, администрациями муниципальных образований Мурманской области с целью выработки рекомендаций властям по обращению с ядерными отходами на основе равной экологической безопасности среди регионов. В рамках проекта организовывались и проводились обучающие семинары для журналистов по вопросу работы <.....> Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» подавала заявления против продления срока эксплуатации 4 реактора Кольской атомной станции, доводила до Председателя Комитета по природопользованию Мурманской областной Думы рекомендации для органов власти по обращению с ядерными отходами и отработавшим ядерным топливом, в ноябре 2015 года на заседании Комитета по природопользованию Мурманской областной Думы была представлена дорожная карта. Общественная организация комментировала отмену встречи Межправительственной Российско-Норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно- техническому сотрудничеству, работала с заявлениями в поддержку экологических НКО, признанных выполняющими функции иностранного агента. Указанная информация размещена на официальном сайте общественной организации в сети «Интернет» (<.....>

Также в аудиторских заключениях независимой аудиторской компании <.....> о подтверждении достоверности расходов Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» по реализуемому проекту 3/2015 «От закрытости к открытости» за 2014-2016 годы приведен план выполнения проекта, в котором указаны осуществленные общественной организацией мероприятия:

- в соответствии с пунктом 1 «Деятельность направлена на / в сотрудничестве с местными и региональными органами власти для расширения участия в принятии решений в отношении вывода из эксплуатации атомных станций. Постоянный контакт и лоббирование, совещания, семинары, ознакомительные поездки» плана выполнения «От закрытости к открытости» с 2014 по 2016 годы общественная организация регулярно проводила встречи и поддерживала контакты с Председателем комитета по природопользованию Мурманской областной Думы. Совместно с Председателем комитета по природопользованию Мурманской областной Думы совершена поездка в Норвегию в 2015 году. В январе 2016 года дорожная карта была направлена в органы государственной Мурманской области. Согласно информации администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области 22.10.2016, 27.12.2016 Мурманская областная общественная организация «КЭЦ» принимала участие в общественных слушаниях (обсуждениях), организуемых органами местного самоуправления города Полярные Зори с подведомственной территорией по объектам государственной экологической экспертизы.

Однако уставом общественной организации не предусмотрено участие и проведение экологической экспертизы;

- согласно пункту 4.1 «Наращивание потенциала по вопросам стратегии информационно-пропагандистской работы» плана выполнения проекта «От закрытости к открытости» Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» в сотрудничестве с правозащитными группами разработала доклад / рекомендации членов Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз», содержащий мониторинг и наиболее важные случаи, и советы по адаптации НКО в случае причисления их к статусу иностранного агента. Кроме того, как указано в аудиторском заключении, по отчетности, составленной по специальным правилам Мурманской областной общественной организацией «Кольский экологический центр» по проекту 1/2014 «От открытости к закрытости» за период 01.01.2014-31.12.2014, по дополнительному проекту 1-2/2014 «От закрытости к открытости» за период с 01.01.2014 по 28.02.2015, Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» участвовала в подготовке отчета деятельности сети «<.....> и распространяла его на презентациях в городах Мурманске и Апатитах, в том числе распространяла вышеуказанный доклад среди представителей Генерального консульства Финляндии в г.Мурманске, представителей депутатского корпуса Мурманской области, членов и волонтеров экологических НКО, в средствах массовой информации, среди других граждан.

Указанный отчет размещен на сайте в сети интернет в форме доклада «10 лет повышения открытости и общественного участия в принятии решений о будущем реакторов АЭС Северо-Запада России, выработавших проектный ресурс» в разделе публикации(<.....>

Согласно информации, размещенной на сайте, данным докладом МООО «Кольский экологический центр» ставит целью открытость процесса и вовлечение общественности в решение вопроса о будущем ядерных реакторов Северо-Запада России. В докладе приведен анализ проектов состояния атомных станций, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, проведенный сетью некоммерческих организаций <.....> содержатся сведения о состоянии и качестве окружающей среды, рассматриваются вопросы применения законодательства Российской Федерации.

В рамках проекта 2/2015 «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» общественной организаций рассматривались вопросы улучшения механизмов защиты и уменьшения негативного влияния на биоразнообразия ценных природных территорий. Однако общественной организацией в рамках вышеуказанного проекта также осуществлялась деятельность, выходящая за пределы её уставных целей, в аудиторских заключениях независимой аудиторской компании ООО «Практик-Аудит» о подтверждении достоверности расходов Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический» по реализуемому проекту 2/2015 «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» за 2015 годы приведены планы выполнения проекта с отметками об исполнении и достижении поставленных целей: в соответствии с подпунктом 3д раздела «5 Плана и информационного отчета реализации проекта в 2015 году» общественной организацией проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в части деятельности некоммерческих организаций. Организовывались и проводились юридические консультации для некоммерческих организаций.

В рамках проекта были заключены договоры возмездного оказания услуг:

-договор возмездного оказания услуг от 01.12.2015 года №18-ПС-02/2015 по проекту «Природа Севера» 2/2015, заключенного с членом организации <.....> Согласно п. 1 договора Исполнитель (<.....> обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по организации консультаций у профессиональных юридических организаций в части изменений законодательства в деятельности общественных объединений. 31.12.2015 года составлен акт приемки-сдачи к договору возмездного оказания услуг №18-ПС-02/2015 от 01.12.2015 года по проекту «Природа Севера» 2/2015, в котором указано, что <.....> надлежащим образом исполнила обязанности по организации консультаций у профессиональных юридических организаций в части изменений законодательства, в том числе в сфере деятельности общественных объединений.

<.....> является членом общественной организации с 2000 года и по настоящее время.

-договор возмездного оказания услуг от 01.12.2015 года №19-ПС-02/2015 по проекту «Природа Севера» 2/2015, заключенного с <.....> Согласно п. 1 договора Исполнитель (<.....> обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по подготовке анализа работы некоммерческих организаций в условиях действия нового законодательства. 31.12.2015 года составлен акт приемки-сдачи к договору возмездного оказания услуг №19-ПС-02/2015 от 01.12.2015 года по проекту «Природа Севера» 2/2015, в котором указано, что <.....> надлежащим образом исполнил обязанности по подготовке анализа работы коммерческих организаций в условиях действия нового законодательства.

В рамках проекта 1/2015 «Устойчивое развитие Баренцева моря» общественной организацией рассматривались вопросы сохранения биологических ресурсов, изменения климата, информационной деятельности.

Также в аудиторских заключениях независимой аудиторской компании <.....> о подтверждении достоверности расходов Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» по реализуемому проекту 1/2015 «Устойчивое развитие Баренцева моря» за 2014- 16 годы приведены планы выполнения проекта с отметками об исполнении и достижении поставленных целей:

-в соответствии с подпунктом lb «Установление контакта и налаживание сотрудничества с местными жителями, рыбаками и /или группами гражданского сообщества в Териберке и Ура-Губе по вопросам традиционного рыболовства, а также с Саамским парламентом в Норвегии и России» раздела «5 План деятельности на 2015 год», общественная организация проводила встречи с представителями местного населения, в 2015 году участвовала в форуме в рамках фестиваля «Териберка. Новая жизнь», в котором принимали участие представители органов местного самоуправления, органов государственной власти Мурманской области, в 2015 году организовывала Конференцию «Традиционное рыболовство в Баренцевом море. Вызовы. Перспективы», в которой принимали участие представители Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, представители Пограничного Управление ФСБ России, представители НКО. Указанная информация размещена на официальном сайте организации (<.....> а также на сайтах СМИ, органов государственной власти (<.....> Целью мероприятия стало привлечение внимания общественности и властей к проблеме традиционного и индивидуального рыболовства (промысла), поиск возможных путей решения проблемы.

В рамках проекта общественной организацией направлялись приглашения в органы государственной власти субъекта (Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской ста) с приглашением принять участие в поездке на Лофотенские острова (Норвегия).

В июне 2015 года по приглашению Норвежского общества охраны природы Кольский экологический центр организовал поездку российской делегации в Норвегию для участия в Генеральной Ассамблее народного Движения за свободные от нефти острова, Вестеролен и Сенья. В состав делегации также вошли журналисты ГТРК «Мурман», представители предпринимателей в сфере прибрежного рыболовства. Кроме того, как указано в отчете о деятельности МООО «Мурманский экологический центр», размещенном на сайте в сети «Интернет» <.....> в 2015 году просветительская деятельность велась в рамках международных и региональных проектов по направлениям: энергетика и климат, природные ценности, устойчивое развитие, изучались новые направления: экологические проблемы горнодобывающей промышленности, развитие Арктического региона. Все мероприятия проводились в тесном содействии с партнёрскими общественными организациями. Также общественной организацией направлялись обращения в Министерство обороны Российской Федерации по вопросу создания в Мурманской области особо охраняемой природной территории на полуостровах Средний и Рыбачий и согласования границ особо охраняемой природной территории в Мурманской области. В 2016 году общественной организацией проводились мероприятия по формированию общественного мнения с целью изменения и влияния на принимаемые общественными органами решения и проводимую ими политику в области охраны окружающей среды, вылова водных биологических ресурсов, эксплуатации и пользования атомной энергетики, а именно:

- 22.10.2016 представители МООО «КЭЦ» принимали участие в общественных слушаниях, проводимых на территории муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, по «Предварительным материалам по оценке воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока № 3 Кольской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной», организованных в соответствии с постановлением Главы муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией от 22.09.2016 №958, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте муниципального образования и информацией полученной от Администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией <.....>

- 27.12.2016 представители Мурманской областной общественной «КЭЦ» принимали участие в общественных слушаниях, проводимых на территории муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией, по «Предварительным материалам по оценке воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблока № 3 Кольской АЭС на мощности реакторной установки 107% от номинальной», организованных согласно постановлению муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией от 22.09.2016 года №958, что подтверждается информацией, размещенной на сайте муниципального образования и информацией, полученной от Администрации муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией <.....>

В материале, размещенном на официальной странице общественной организации в Интернет» <.....>, содержится информация о том, что в 2015 году в Арктике в садковых фермах произошла массовая гибель рыбы. Рассматривались факторы, влияющие на массовую гибель рыбы в садках. Указана формация о фактах отсутствия надлежащего контроля со стороны государственных контролирующих и надзорных органов. Содержится информация о необходимости создания координационных органов для развития аквакультуры и выработки единых международных экологических, ветеринарных и нормативных требований, связанных с ведением аквакультуры в Арктике.

В сети «Интернет» опубликован материал «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России: взгляд неправительственных организаций» (2015 г.), подготовленный, в том числе членом Организации <.....><.....> Согласно данному материалу «...Количество образуемых РАО необходимо снижать порядок, исключая из ЯТЦ наиболее «отходные» технологии, процессы и стадии. Закон РАО должен соответствовать международным принципам, нормам и правилам обращения ЯТ и РАО. Целесообразно объединить правовой режим обращения с РАО и ОЯТ в одном правовом акте, как это сделано на международном уровне.

Необходимо дополнить Закон РАО нормами общественного контроля в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Например, предусмотреть в законе положения о Наблюдательном совете в структуре компетентного органа по обращению с РАО и определить порядок его формирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти.

Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захоронения РАО или ОЯТ целесообразно закрепить за представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения.

Необходимо определить порядок осуществления внешнего контроля за расходованием средств фонда финансирования обращения с радиоактивными отходами.

Необходимо внесение изменений и дополнений в региональное законодательство, направленных на наделение органов местного самоуправления правом «вето» по решению вопросов размещения ядерно-опасных или радиационно-опасных объектов на соответствующей территории.

...Целесообразно в законе «Об использовании атомной энергии» и Законе РАО писать четкие требования к месту захоронения радиоактивных отходов, как это указано, например, в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Для этой цели предпочтительнее создавать фонды финансирования вывода из эксплуатации каждой АЭС, с созданием региональных Наблюдательных советов, при участии представителей федеральных органов власти, национальных и международных правительственных организаций.

Необходимо введение в федеральное законодательство об использовании атомной энергии норм, запрещающих ввозить на территорию Российской Федерации зарубежные: ядерные материалы и радиоактивные вещества в целях хранения и (или) захоронения, а также оставлять РАО, образовавшиеся от переработки указанных материалов и веществ на территории Российской Федерации...»

Общественное объединение в проверяемом периоде получало денежные средства от иностранных источников.

В части получения организацией финансирования из иностранных источников Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области установлено, что согласно информации, предоставленной 06.03.2017 региональным управлением Росфинмониторинга по Северо-Западному федеральному угу, Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» получено в 2014 году <.....>, в 2015 году <.....>

Финансирование общественной организации получено от Норвежского общества охраны природы (Norges Naturvernforbundet).

В 2016 году иностранных поступлений не было. Вместе с тем как указано в бухгалтерской справке к балансу за 2016 год, подготовленной Председателем Совета Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» Гмыря Д.В., указано, что по результатам аудиторской проверки по проектам, финансируемым из иностранных источников, на 31.12.2015 остались неизрасходованными денежные средства, которые перешли на 2016 финансовый год в размере:

- по проекту «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» - 80 рублей,

- по проекту «Устойчивое развитие Баренцева моря» - 0,76 рублей;

- по проекту «SPARE» - 6854,75 руб.;

- по проекту «От закрытости к открытости» - 0,04 руб.;

- по проекту «Изменение климата и процессы закисления северных полярных экосистем» (аудиту не подвергался, данные на основании отчета) - 1 руб.

Факт финансирования политической деятельности общественной организации подтверждается банковскими документами, представленными общественной организацией ведения проверки. Общественная организация имеет следующее расчетные счета:

<.....>

<.....>

Согласно документам, представленным для проведения проверки, на валютный счет общественной организации от иностранных источников финансирования в проверяемом периоде поступали денежные средства.

После продажи и переоценки иностранный валюты общий размер денежных средств, поступивших на расчетный счет общественной организации в 2014 году, составил 3426 тыс. руб., в 2015 году 5342 тыс. руб.

Указанная деятельность Мурманской областной общественной организации Кольский экологический центр» не относится к исключениям, установленным положениями абз. 3 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О «коммерческих организациях», не ограничивается собственными нуждами некоммерческой организации, а со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан. Вне зависимости от формы участия в политической деятельности некоммерческая организация воздействует, в том числе путем привлечения к участию в проводимых мероприятиях представителей органов власти с целью публичного обсуждения вопросов их деятельности, на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также имеет целью публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества.

Таким образом, в проверяемом периоде общественная организация доводила до сведения неопределенного круга лиц информацию об оценке положений действующего законодательства Российской Федерации и его изменений, а также информацию о необходимости изменений законодательства Российской Федерации. Кроме того, некоммерческая организация принимала участие в подготовке и проведении различных мероприятий, организуемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что деятельность Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» в полной мере отвечает признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» получает иностранное финансирование и осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность, то есть выполняет функции иностранного агента, и вопреки названным требованиям закона не обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Указанная деятельность образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 1904.2017; актом проверки № 6 от 05.04.2017; уведомлением о продолжении деятельности общественного объединения и отчетом о деятельности в 2016 году; уставом МООО КЭЦ; актом осмотра сайта сети Интернет от 21.02.2017 и приложением к нему; аудиторским отчетом от 30.03.2016независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» о подтверждении расходов МООО КЭЦ по совместному российско-норвежскому школьному проекту по энергосбережению SPARE в рамках Договора № 2014-15 с Naturvernforbundet за период с 25.11.2014 по 31.12.2015; аудиторским отчетом от 27.02.2016 независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» о подтверждении расходов МООО КЭЦ по совместному российско-норвежскому проекту 1/2015 «Устойчивое развитие Баренцева моря» в рамках Договора № 1/2015 с Naturvernforbundet за период с 01.01.2015 по 31.12.2015; аудиторским отчетом от 19.02.2016 независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» о подтверждении расходов МООО КЭЦ по совместному российско-норвежскому проекту 2/2015 «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» в рамках Договора № 2/2015 с Naturvernforbundet за период с 01.01.2015 по 31.12.2015; аудиторским отчетом от 10.04.2015 независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» по отчетности, составленной по специальным правилам МООО КЭЦ по проекту «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» за период с 01.01.2014 по 31.12.2014; аудиторским отчетом от 30.03.2016 независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» о подтверждении расходов МООО КЭЦ по совместному российско-норвежскому проекту 3/2015 «От закрытости к открытости» в рамках Договора № 3/2015 с Naturvernforbundet за период с 01.01.2015 по 31.12.2015; аудиторским отчетом от 24.04.2016 независимой аудиторской компании ООО «ПРАКТИК-АУДИТ» по отчетности, составленной по специальным правилам МООО КЭЦ по проекту 1/2014 «От закрытости к открытости» за период с 01.01.2014 по 28.02.2015; распечаткой с Интернет сайта с обозначением международной сети общественных организаций ДЕКОМИССИЯ; распечаткой анализа потребления электроэнергии в Мурманской области, проведенного международной сетью общественных организаций ДЕКОМИССИЯ; распечатками с сайта международной сети общественных организаций ДЕКОМИССИЯ; письмом Минобороны № 307/1540 от 16.06.2014; распоряжениями № 08 от 01.12.2014, № 07 от 27.11.2014, № 13 от 18.12.2015, № 11 от 25.11.2015, № 10 от 17.11.2015, № 09 от 20.10.2015, № 07 от 22.09.2015, № 08 от 22.09.2015, № 12 от 02.12.2015, № 01 от 26.05.2014, № 2 от 26.05.2014, № 03 от 30.05.2014, № 03 от 10.03.2015, № 04 от 29.04.2015, № 05 от 18.05.2015, № 06 от 18.05.2015, № 01 от 23.01.2015, № 02 от 26.01.2015, № 04 от 29.08.2014, № 05 от 29.08.2014, № 06 от 27.10.2014 об осуществлении обязательной продажи; справкой о валютных операциях от 01.12.2014; выпиской с лицевого счета за 01.12.2014, за 11.12.2015, за 18.12.2015; справкой о валютных операциях от 27.11.2014, от 18.12.2015; уведомлением № 11123550 от 11.12.2015, № 11110212 от 10.11.2015, № 13110503 от 12.11.2015, № 16107662 от 15.10.2015, № 18094782 от 17.09.2015, № 18094783 от 17.09.2015, № 15050055 от 14.05.2014, № 16050190 от 16.05.2014, № 21117875 от 21.11.2014, № 25118113 от 25.11.2014, № 23050848 от 22.05.2014, № 22089379 от 21.08.2014, № 22089378 от 21.08.2014, № 27111966 от 27.11.2015, № 02034690 от 02.03.2015, № 27040934 от 24.04.2015, № 12052368 от 12.05.2015, № 12052370 от 12.05.2015, № 19010066 от 19.01.2015, № 21010366 от 21.01.2015, № 21104878 от 21.10.2014 о поступлении денежных средств на транзитный валютный счет; платежным поручением на сумму 25000 норвежских крон; мемориальным ордером № 86700 от 09.12.2015, № 18762 от 09.11.2015, № 30674 от 11.11.2015, № 78876 от 14.10.2015, № 35492 от 16.09.2015, № 95910 от 13.05.2014, № 1771 от 14.05.2014, № 36297 от 21.05.2014, № 98550 от 20.08.2014, № 98515 от 20.08.2014, № 84492 от 26.02.2015, № 76326 от 23.04.2015, № 63202 от 08.05.2015, № 62816 от 08.05.2015; выпиской с лицевого счета за 25.11.2015, за 10.11.2015, за 12.11.2015, за 15.10.2015, за 22.09.2015, за 17.09.2015, за 14.05.2014, за 22.05.2014, за 16.05.2014, за 27.10.2014, за 25.11.2014, за 27.11.2014, за 26.05.2014, за 30.05.2014, за 27.11.2015, за 02.03.2015, за 02.03.2015, за 29.04.2015, за 24.04.2015, за 12.05.2015, за 18.05.2015, за 19.01.2015, за 21.01.2015, за 26.01.2015, за 29.08.2014, за 21.08.2014, за 21.10.2014, за 21.11.2014; справкой о валютных операциях от 25.11.2015; платежным поручением от 09.11.2015, от 11.11.2015, от 11.11.2015, от 14.10.2015, от 16.09.2015, от 16.09.2015, от 13.05.2014, от 14.05.2014, от 19.11.2014, от 21.11.2014, от 21.05.2014, от 27.11.2015, от 25.11.2015, от 26.02.2015, от 23.04.2015, от 08.05.2015, от 19.01.2015, от 17.10.2014; контрактом № 2/2015 между МООО «КЭЦ» и Naturvernforbundet «Сохранение ценных природных территорий на Северо-западе России»; дополнением к контракту № 2/2015 от 17.11.2015, от 11.11.2015; справкой о валютных операциях от 17.11.2015, от 20.10.2015, от 22.09.2015, от 26.05.2014, от 30.05.2014, от 10.03.2015, от 29.04.2015, от 18.05.2015, от 23.01.2015, от 26.01.2015, от 29.08.2014, от 29.08.2014, от 27.10.2014; договором № 2/2014 между МООО «КЭЦ» и Naturvernforbundet для детализации проекта «Сохранение ценных природных территорий на Северо-западе России» в 2014 году; договором № 1/2014 между МООО «КЭЦ» и Naturvernforbundet для детализации проекта «От закрытости к открытости» в 2014 году; договором между МООО «КЭЦ» и общественной организацией «Норвежское общество охраны природы» для реализации проекта SPARE на 2014-2015 г.; договором № 3/2014 между МООО «КЭЦ» и общественной организацией «Норвежское общество охраны природы» для реализации проекта «Устойчивое развитие Баренцева моря» в 2014 г.; контрактом № 5/2015 между МООО «КЭЦ» и общественной организацией «Норвежское общество охраны природы» по сотрудничеству в проекте «Изменение климата и процессы закисления северных полярных экосистем» от 17.11.2015; договором № 1/2015 между МООО «КЭЦ» и общественной организацией «Норвежское общество охраны природы» для реализации проекта «Устойчивое развитие Баренцева моря» в 2015 г.; договором № 2/2015 между МООО «КЭЦ» и Naturvernforbundet для детализации проекта «Сохранение ценных природных территорий на Северо-западе России» в 2015 году; договором № 3/2015 между МООО «КЭЦ» и Naturvernforbundet для детализации проекта «От закрытости к открытости» в 2015 году; распоряжением Министерства юстиции России № 521-р от 20.04.2017 о включении МООО «КЭЦ» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, считаю несостоятельными по следующим основаниям.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 названной статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 2-3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ).

Аналогичное требование содержится в п. 29 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456, в котором также закреплено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации некоммерческой организации или дня окончания проведения ее последней плановой проверки.

07.03.2014 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области окончена плановая документарная проверка за соответствием деятельности по соблюдению Мурманской областной общественной организацией «Кольский экологический центр» уставных целей и задач, а также о расходовании денежных средств, в проверяемом периоде с 01.01.2011 по 31.12.2013.

Основанием для включения Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр в ежегодный план проверок некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на 2017 года являлось истечение 08 марта 2017 года трех лет с момента окончания проведения последней плановой проверки.

Довод представителя МООО КЭЦ о невозможности включения общественной организации в ежегодный план проверок на 2017 год в связи с тем, что на момент составления плана проверок не истек трехлетний срок, основана на неверном толковании норм Закона. Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит запрета на включение в план проведения проверок организаций, если три полных года с момента окончания последней проверки истекают в том календарном году, на который составляется план проверок.

Таким образом, нарушения фактических сроков начала проведения проверки не допущено: уполномоченный орган начал проверку после истечения 3-летнего срока с даты окончания предыдущей проверки.

План проведения плановых проверок некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на 2017 год был согласован с органами прокуратуры, как того требует п. 6.1 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п. 6 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 вышеуказанных Правил, в сети Интернет.

Ежегодный план проведения плановых проверок некоммерческих организаций Управлением Минюста по Мурманской области был размещен на официальном сайте в сети «Интернет» в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, а именно 20.12.2016.

Согласно утвержденной типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в плане проверок указывается дата начала проведения проверки, а также срок проведения плановой проверки (в рабочих днях). Сведения о конкретной дате окончания контрольных мероприятий по проверки не подлежат включению в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Управления в сети «Интернет», в план проверок некоммерческий организаций на 2017 год включено проведение проверки Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр», дата начала которой 09.03.2017, срок проведения - 20 рабочих дней. На основании Плана Управлением издано распоряжение от 09.02.2017 №67-р о проведении плановой документарной проверки Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр».

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит требований к форме и содержанию размещенного в сети «Интернет» плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, реквизиты утверждающего приказа, точная дата окончания проверок).

Соблюдение требований по утверждению плана проверок некоммерческих организаций Управления на 2017 год подтверждается наличием сведений о нем на официальном сайте Прокуратуры Мурманской области <.....>

Кроме того, и представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в своем пояснении указывает, что общественной организацией своевременно были получены копии распоряжения и уведомления о проведении проверки организации с указанием срока окончания проведения проверки – 5 апреля 2017 года. Это же подтверждается п. 7 распоряжения Управления о проведении плановой документарной проверки Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» от 09.02.2017 года №67-р.

Ссылка представителя организации на нарушение права организации на присутствие ее представителя при составлении акта проверки также является необоснованной.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).

На момент проведения проверки и по настоящее время Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области располагается по адресу: г.Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7. Адрес (место нахождения) Управления в период проведения плановой документарной проверки общественной организации не менялся.

В уведомлении о проведении проверки (исх. №51/02-468 от 09.02.2017), п. 7 распоряжения Управления о проведении плановой документарной проверки Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» от 09.02.2017 №67-р датой окончания плановой документарной проверки указано 05 апреля 2017 года. Данные документы получены представителем организации.

Представитель организации (по доверенности) Иванов Ю.В. в период с 07 марта 2017 года по 07 апреля 2017 года лично являлся в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области и был ознакомлен с правами руководителя некоммерческой организации (иного уполномоченного лица) при проведении проверки уставной деятельности организации. При этом представители организации при проведении проверки не заявляли ходатайств, заявлений, иных обращений по вопросам, связанным с проведением проверки, распоряжение о проведении указанной проверки и акт по её результатам не обжаловали.

05.04.2017 представитель МООО КЭЦ Иванов Ю.В. специалистом-экспертом Управления Минюста Российской Федерации по Мурманской области по телефону был уведомлен об окончании проведения проверки и возможности ознакомления с актом проверки. Иванов Ю.В. сообщил, что прибудет для ознакомления с актом проверки 07.04.2017.

07.04.2017 представитель МООО КЭЦ Иванов Ю.В. был ознакомлен с актом проверки и получил его копию на руки, что подтверждается росписью Иванова Ю.В.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области не препятствовало представителям общественной организации в реализации их законных прав на ознакомление с результатами проведенной проверки деятельности общественной организации.

Доводы представителя организации о том, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области пересоставлен акт проверки от 05.04.2017, не соответствует истинному положению дел. Повторное направление акта было обусловлено необходимостью устранения технической ошибки в части даты составления акта проверки, при этом содержание акта осталось неизменным.

Несостоятельными признаю и доводы представителя МООО КЭЦ о нарушении права юридического лица в связи с отсутствием его представителя при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

07.04.2017 представителю МООО КЭЦ Иванову Ю.В. специалистом Управления было вручено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 19.04.2017 с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут, уведомление о правах и обязанностях лица, привлекаемого к административной ответственности. 19.04.2017 в Управление Минюста поступило ходатайство от генерального директора МООО КЭЦ Гмыря Д.В. об отложении процедуры составления протокола в связи с необходимостью обращения к врачу. Указанное ходатайство Управлением Минюста Российской Федерации по Мурманской области было рассмотрено и оставлено без удовлетворения.

При этом учитываю следующее.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Как установлено в судебном заседании, на момент проведения проверки организации ее членами являлись 36 членов. В соответствии с п. 3.3 устава организации постоянно действующим органом управления общественной организации является Совет.

Таким образом, представлять интересы Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» при составлении протокола об административном правонарушении мог любой член Совета общественной организации.

По вопросу осуществления политической деятельности представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, указывает только на часть деятельности, которую осуществляла Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» в проверяемом периоде. Между тем, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» политическая деятельность может осуществляться и в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.

Так, Мурманской областной общественной организацией «Кольский экологический центр» осуществлялись мероприятия по реализации проектов, финансируемых за счет средств иностранного юридического лица (общественная благотворительная организация, регистрационный номер 938 481 837) – Norges Naturvernforbundet (Норвегия): «От закрытости к открытости», «Устойчивое развитие Баренцева моря», «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России». Отчеты о расходовании иностранных денежных средств направлялись лицу, предоставившему иностранное финансирование, – Норвежскому обществу охраны природы (Norges Naturvernforbundet). Проводимые организацией мероприятия входили в круг интересов Норвежского общества охраны природы, предоставившего иностранное финансирование, и предполагали выполнение этих мероприятий с отчетом об их проведении от общественной организации.

Организацией проводились публичные мероприятия с участием, в том числе, представителей органов государственной власти, представителей Мурманской областной Думы, направленные на привлечение внимания со стороны гражданского общества и государственного аппарата к вопросам деятельности государственных органов, промышленных предприятий и гражданского общества.

Согласно пункту 1.2 «Непрерывный мониторинг процесса и пропагандистской работы, обеспечивающей вклад в федеральный план вывода из эксплуатации и финансовую схему» плана выполнения проекта «От закрытости к открытости» с 2014 по 2016 годы общественной организацией проведены информационные мероприятия с целью продвижения позиции Мурманской областной общественной организации «Кольский экологический центр» о декомиссионных процессах (День Чернобыля, Память Кыштымской аварии); указанная информация размещена на официальном сайте общественной организации <.....>

Согласно пункту 4.1 «Наращивание потенциала по вопросам стратегии и информационно-пропагандистской работы» плана выполнения проекта «От закрытости к открытости» Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр» в сотрудничестве с правозащитными группами разработала доклад / рекомендации для членов Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз», содержащий мониторинг и наиболее важные случаи и советы по адаптации НКО в случае причисления их к статусу иностранного агента.

В соответствии с подпунктом 3д раздела «5 Плана и информационного отчета реализации проекта в 2015 году» проекта 2/2015 «Сохранение ценных природных территорий на Северо-Западе России» общественной организацией проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации в части деятельности некоммерческих организаций. Организовывались и проводились юридические консультации для некоммерческих организаций.

Таким образом, в проверяемом периоде общественная организация доводила до сведения неопределенного круга лиц информацию об оценке положений действующего законодательства Российской Федерации и его изменений, а также информацию о необходимости изменений законодательства Российской Федерации. Кроме того, некоммерческая организация принимала участие в подготовке и проведении различных мероприятий, организуемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления.

Обстоятельства, препятствующие соблюдению МООО КЭЦ требований Федеральных законов "Об общественных объединениях" и «О некоммерческих организациях», судом не установлены.

Учитывая, что невыполнение юридическим лицом МООО КЭЦ требований закона обратиться с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нашло подтверждение в судебном заседании, суд усматривает в действиях юридического лица МООО КЭЦ состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Как следует из санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ за инкриминируемое правонарушение законом предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении наказания юридическому лицу МООО КЭЦ в соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица МООО «КЭЦ» не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность МООО «КЭЦ» является повторное совершение однородного правонарушения.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Прихожу к выводу о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений и отсутствии оснований для освобождения организации от административной ответственности.

Поскольку в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, судья, с учетом вышеизложенного и для обеспечения достижения цели административного наказания, применяет в отношении юридического лица МООО «КЭЦ» административное наказание в виде административного штрафа.

Вместе с тем с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и в Постановлении от 08.04.2014 N 10-П, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела МООО КЭЦ внесено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, считаю возможным снизить размер штрафа, назначаемого МООО КЭЦ.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

В каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П является категорией оценочной.

В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо - Мурманскую областную общественную организацию «Кольский экологический центр» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, которые следует перечислить на расчетный счет №40101810000000010005 в ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК г.Мурманск, ИНН5190188050, КПП519001001, получатель УФК по Мурманской области (Управление Министерства юстиции Российской Федерации в Мурманской области), БИК 044705001, ОКТМО47701000, КБК318 1 16 90040 04 6000 140.

Разъяснить, что в соответствии со ст.ст. 20.25, 32.2 КоАП РФ не уплата административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Квитанцию об уплате административного штрафа представить в Апатитский городской суд в кабинет № 7.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд.

Судья Ю.Ю. Воронцов