НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ) от 05.09.2018 № 5-204/18

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>

Судья Анадырского районного суда <адрес> Косматенко Оксана Анатольевна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, с высшем образованием, женатого, несовершеннолетних детей, а также иных лиц на иждивении не имеющего, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, работающего заместителем главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу (далее – Управление) по результатам мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации за 2017 год о плате и соблюдении сроков её представления, представленной Открытым акционерным обществом «Шахта Угольная» (далее – ОАО «Шахта «Угольная») установлены не соответствия представленных сведений и расчётов с имеющимися в Управлении сведениями, выявлен факт нарушения ОАО «Шахта «Угольная» лицензионных требований, выразившийся в следующем.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Шахта «Угольная» представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 года, согласно которой в отчётный период была осуществлена деятельность по утилизации отходов минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн.

В соответствии с пунктом 40 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую вреду, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила) ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Шахта «Угольная» выписано требование о внесении изменений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также представить обоснованные пояснения факта утилизации отходов.

Из представленных в Управление уточнённой декларации и пояснений (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что на ОАО «Шахта «Угольная» введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ Технические условия «Масла отработанные. ТУ 3ДД.ММ.ГГГГ». Согласно представленным дополнениям к пояснениям (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) каталожный лист продукции был зарегистрирован ФБУ «ЦСМ <адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ТУ 3ДД.ММ.ГГГГ отходы III-класса опасности: отходы минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) и отходы минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) применяются для собственных нужд предприятия (используются в редукторах скребковых и ленточных конвейерах для смазки). Согласно характеристики продукции, первичный сбор отработанного масла осуществляется в специально предназначенные герметически закрываемые ёмкости с маркировкой, находящиеся на территории предприятия. Транспортирование масел отработанных осуществляется транспортом на территории предприятия.

По результатам проверки уточнённой декларации составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

ОАО «Шахта «Угольная» имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ. В составе лицензируемого вида деятельности ОАО «Шахта «Угольная» разрешается осуществлять размещение отходов I-IV класса опасности, в том числе отходы III-класса опасности: отходы минеральных, масел моторных и отходы, минеральных масел трансмиссионных (приложение к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год (Форма «2-ТП (отходы)) предоставленным ОАО «Шахта «Угольная» ДД.ММ.ГГГГ (вх.), за отчетный период на предприятии было образованы и утилизированы отходы III - класса опасности: отходы минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн.

По результатам проверки декларации о плате, из представленных на рассмотрение документов установлено, что ОАО «Шахта «Угольная» в нарушении пункта 30 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2017 году осуществлялась деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности (масла отработанные) без необходимых лицензий.

В соответствии с положениями статьи 28 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно выписке из приказа генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по охране окружающей среды и производственному экологическому контролю», в целях уменьшения и предотвращения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду и выполнения природоохранного законодательства РФ, заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 назначен координатором деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии с приказом генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных лиц в области обращения с отходами, за производственный экологический контроль в ОАО «Шахта «Угольная» заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 назначен ответственным за общее руководство и координацию работ по производственному экологическому контролю в области обращения с отходами.

Из должностной инструкции заместителя главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», утвержденной генеральным директором ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должностное лицо ФИО2 несет ответственность за соблюдение Правил безопасности в угольных шахтах и других нормативных актов при ведении горных работ, выполнение других обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, а также приказами руководства шахты.

В соответствии с требованиями статей 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к названной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, на главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 возложена обязанность за соблюдением действующего экологического законодательства, и он несет ответственность за нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанного в деянии должностного лица главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2, усматриваются признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ

В судебном заседании должностное лицо ФИО2 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ признал полностью, в содеянном раскаялся и просил суд назначить ему минимальное наказание из возможного предусмотренного соответствующей частью и статьёй КоАП РФ.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» в его отсутствие (л.д. , 172, 176).

Судья, заслушав должностное лицо ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которая влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 вышеуказанного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 30 № 7-ФЗ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - № 89-ФЗ) установлено понятие «утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

На основании пункта 1 статьи 9 № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - № 99-ФЗ) с учётом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 3 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

В соответствии с № 99-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение).

В силу пункта 1 Положения, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В приложении к Положению содержится перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В указанный перечень включены работы по утилизации отход I - IV классов опасности.

Таким образом, деятельность по утилизации отходов подлежит лицензированию.

По результатам проверки декларации о плате, из представленных на рассмотрение документов установлено, что ОАО «Шахта «Угольная» в нарушении пункта 30 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2017 году осуществлялась деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности (масла отработанные) без необходимой лицензии.

В соответствии с положениями статьи 28 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Как следует из материалов дела, ОАО «Шахта «Угольная» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1028700517779, состоит на налоговом учете в инспекции по месту нахождения организации, имеет ИНН 8701003195, КПП 870101001 (л.д. ).

Согласно п.п. 6.2, 6.4 Устава ОАО «Шахта Угольная» в предмет его деятельности входит добыча подземным и открытым способом угля и его переработка, реализация угля потребителям. Отельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (л.д. ).

Согласно выписке из приказа генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по охране окружающей среды и производственному экологическому контролю», в целях уменьшения и предотвращения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду и выполнения природоохранного законодательства РФ, заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 назначен координатором деятельности по охране окружающей среды (л.д. ).

В соответствии с приказом генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственных лиц в области обращения с отходами, за производственный экологический контроль в ОАО «Шахта «Угольная» заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 назначен ответственным за общее руководство и координацию работ по производственному экологическому контролю в области обращения с отходами (л.д. ).

Согласно должностной инструкции заместителя главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», утверждённой генеральным директором ОАО «Шахта «Угольная» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должностное лицо ФИО2 несёт ответственность за соблюдение Правил безопасности в угольных шахтах и других нормативных актов при ведении горных работ, выполнение других обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, а также приказами руководства шахты (л.д. ).

В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию, к названной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, на главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 возложена обязанность за соблюдением действующего экологического законодательства, и он несёт ответственность за нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определённых действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанного в деянии должностного лица главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2, усматриваются признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исследовав материалы административного дела, суд считает, что вина должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- рапортом начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывает о выявлении в декларации о плате и соблюдения сроков её представления за 2017 год не соответствия представленных сведений и расчётов ОАО «Шахта Угольная» с имеющими сведениями Управления (л.д. ).

- декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, согласно которой в отчётный период была осуществлена деятельность по утилизации отходов минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн (л.д., 50-58);

- актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду , на основании которого вынесено требование о внесении изменений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (л.д. );

- требованием о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым необходимо представить в адрес Управления декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду с устранением замечаний (л.д. );

- лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. );

- техническими условиями на масла отработанные. ТУ 3ДД.ММ.ГГГГ (л.д. , 74-83).

Оценивая доказательства в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2, суд признаёт согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Оснований для освобождения должностного лица ФИО2 от административной ответственности и прекращения дела об административном правонарушении по малозначительности правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, не имеется.

Учитывая характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить должностному лицу ФИО2 минимальное административное наказание согласно санкции части 1 статьи 19.20 КоАП РФ в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо ОАО «Шахта «Угольная» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.А. Косматенко