НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 02.08.2022 № 2-2129/2022

Дело № 2-2129/2022

24RS0017-01-2022-002090-87

211г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2022 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Лузгановой Т.А.

при секретаре – Голомазовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «КАМ» об устранении нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «КАМ» об устранении нарушений лесного законодательства. Требования мотивированы тем, что между агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «КАМ» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ-з, зарегистрированный под номером 24-24-19/003/2011-326 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым агентство предоставило ООО «КАМ» во временное пользование для заготовки древесины, сроком на 49 лет, лесной участок, общей площадью 7081 га, расположенный на территории <адрес>, КГБУ «Казачинское лесничество», Галанинского участкового лесничества (колхоз им. Кирова), в кварталах №, 59, 66, 67, 78-83, 87-90,94, 95 (колхоз «Заветы Ленина»), в кварталах №, 14-24, с кадастровым номером 24:17:0000000:149, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре 3322-1, предназначен для заготовки древесины. К договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-глр/э. Заготовка древесины ООО «КАМ» производилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ в лесную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию лесосечных работ, ДД.ММ.ГГГГ лесничим Галанинского участкового лесничества КГБУ «Казачинское лесничество» Кислициным А.В., в присутствии представителя ОО «КАМ» Резникова В.А., произведен осмотр мест рубок лесосеки , расположенной в квартале , выделе Галанинского участкового лесничества, (колх. Им. Кирова), КГБУ «Казачинское лесничество. В ходе натурного осмотра лесосеки составлены материалы осмотра, согласно которым, ООО «КАМ» допущено загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса на площади 0,5 га, что является нарушением требований пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. На момент выявления лесонарушения на территории <адрес> пожароопасный сезон открыт с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно технологической карты, мероприятия по очистке лесосеки необходимо осуществить одновременно с заготовкой древесины, т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока давности привлечения ООО «КАМ» к административной ответственности, государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Игнатовым Н.Г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ООО «КАМ» принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку от порубочных остатков в лесосеке , расположенной в квартале , выделе Галанинского участкового лесничества, (колх.им. Кирова), КГБУ «Казачинское лесничество», в срок до истечения трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

В ходе судебного разбирательства судом поставлен на обсуждение вопрос о передаче данного дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд <адрес>.

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежаще извещенный о дате, времени и месте его проведения, не явился, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика - ООО «КАМ», представитель третьего лица – КГБУ «Казачинское лесничество» о слушании дела уведомлены надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть вопрос о передаче гражданского дела по подсудности в арбитражный суд в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.47 Конституции РФ, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ч.2.1 ст.33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.27 АПК РФ).

В силу ч.2 ст.27 АПК РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст.28 АПК РФ).

Положения приведенных правовых норм свидетельствуют о том, что основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Таким образом, для отнесения гражданского дела к подсудности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть, спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности при соответствующем субъектном составе.

Кроме того, частью 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Часть 2 данной статьи содержит указание на то, что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, также рассматриваются судом или арбитражным судом.

Таким образом, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 13,17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

При этом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм права, рассмотрение такого рода требований входит в компетенцию, как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, следовательно, родовая подсудность по такой категории дел должна определяться, исходя из субъектного состава спорящих сторон, и не зависит от того, заявлено ли требование о выплате компенсации в денежном выражении, либо об устранении допущенных нарушений в натуре.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «КАМ» заключен договор аренды лесного участка, предназначенный для заготовки древесины, в соответствии с которым Агентство передает во временное пользование ООО «КАМ» сроком на 49 лет лесной участок, общей площадью 7081 га, расположенный по адресу: <адрес>, КГБУ «Казачинское лесничество», Галанинское участковое лесничество (колхоз им. Кирова), в кварталах №, 59, 66, 67, 78-83, 87-90, 94, 95 (колхоз «Заветы Ленина»), в кварталах №, 14-24, с кадастровым номером 24:17:0000000:149, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 3322-1, предназначенный для заготовки древесины.

Объем использования лесов в целях заготовки древесины (с указанием номеров кварталов, выделов) приведен в приложении , среди которых указан, в том числе, участок КГБУ «Казачинское лесничество», Галанинское участковое лесничество - колхоз им. Кирова, колхоз «Заветы Ленина».

Согласно изменениям в лесную декларацию от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено использование лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке КГБУ «Казачинского лесничества», Галанинского участкового лесничества, леса СХА «колхоз Заветы Ленина», СХА «колхоз им. Кирова» <адрес>, - бессрочно.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО «КАМ» (ОГРН 1092468025033) ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица. В качестве основного вида деятельности указано: лесозаготовки. Также имеются сведения о дополнительных видах деятельности: производство пиломатериалов, профилированных по кромке, производство древесного полотна, древесной муки, производство технологической щепы или стружки; торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами.

Как следует из Устава КГКУ «Лесная охрана», учреждение создано Красноярским краем для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений (п. 2.1), предметом деятельности является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности Учреждения (п. 2.2 Устава).

Целями Учреждения являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п. 2.3 Устава). Для достижения указанных целей деятельности Учреждение, в том числе вправе обращаться в суд с иском (п. 2.4 Устава).

Согласно ч.1 ст.29 Лесного кодекса РФ, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

В силу ч.8 ст.29 Лесного кодекса РФ, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям) установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии со ст.16.1 Лесного кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к данным правоотношениям), лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки.

Согласно п. 9 раздела IV (Порядок проведения заключительных лесосечных работ) Приложения к приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, к заключительным лесосечным работам относятся, в частности, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков (п.п.1), при этом отмечено, что очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Таким образом, очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к заключительным лесосечным работам и, соответственно, является составляющей частью хозяйственной деятельности субъекта лесозаготовки.

Положениями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды и включает в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что заявленные нарушения, необходимость устранения которых послужило основанием для обращения КГКУ «Лесная охрана» в суд с данным иском, непосредственно вытекают из нарушения ответчиком при осуществлении им хозяйственно-экономической деятельности по заготовке древесины требований лесного законодательства об очистке лесосеки, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что дело принято к производству Железнодорожным районным судом г.Красноярска с нарушением правил подсудности, в связи с чем, подлежит передаче для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.33, 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «КАМ» об устранении нарушений лесного законодательства передать для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.

На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение 15 дней с момента его вынесения.

Копия верна

Судья Т.А. Лузганова