<данные изъяты> I инстанция – Мишина Н.И. II инстанция – Морозова Н.В., Рогозина Н.И. (докладчик), Насонова В.Н. Дело №88-21144/2020 Уникальный идентификатор дела 62RS0003-01-2019-003585-02 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 октября 2020 года город Москва Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Матушкиной Н.В., судей Захаровой С.В., Патронова Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чёрного Александра Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (Государственное учреждение) о перерасчете страховой пенсии по старости (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-240/2020) по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (Государственное учреждение) на решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июля 2020 года. Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установила: Черный А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонному) о перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что 10 июля 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».Для определения размера заработка за 1986-1990 годы им были предоставлены копии лицевых счетов в виде табуляграмм (карточек), выданных архивным отделом администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области, за период работы в Управлении механизации № 2 объединения «Агропромстрой», которые содержат информацию о ежемесячной заработной плате без указания денежных единиц заработка. При этом за указанное время работы, заработная плата начислялась и выплачивалась в рублях, других денежных единиц предусмотрено не было. Решением от 13 августа 2019 года № 548 ответчик отказал в принятии для назначения страховой пенсии по старости в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за период с 1986 года по 1990 год сумм, указанных в копиях табуляграмм, выданных архивным отделом. По мнению ответчика, лицевые счета за период работы с 30 апреля 1986 года по 22 мая 1990 года, представленные в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц измерения заработка, не относятся к первичным бухгалтерским документам, а номенклатура и шифры видов оплат и удержаний для расшифровки шифров заработной платы в архиве отсутствуют. Полагает, что пенсионным органом решение принято необоснованно, поскольку документы, представленные архивным отделом администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области возможно было принять для подсчета расчетного размера его страховой пенсии. Просил суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) произвести подсчет расчетного размера пенсии по старости на основании архивных документов за период с июня 1985 года по май 1990 года, произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента возникновения права на нее, то есть с 08 августа 2019 года. Решением Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июля 2020 года, постановлено: «Исковые требования Черного Александра Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонному) о перерасчете страховой пенсии по старости - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) произвести подсчет расчетного размера страховой пенсии по старости Черного Александра Александровича за период с июня 1985 года по апрель 1986 года на основании справки № 8 от 26.02.2020г., выданной АО «РМПМК-4» (до переименования ПМК-1 объединения «Облколхозстрой»), за период с мая 1986 года по май 1990 года на основании табуляграмм, выданных архивным отделом администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, учитывая заработок Черного Александра Александровича за: май 1986 г. — 118 руб. 65 коп.; июнь 1986 г. - 243 руб. 48 коп.; июль 1986 г. - 226 руб. 24 коп.; август 1986 г. - 197 руб. 30 коп.; сентябрь 1986 г. - 215 руб. 62 коп.; октябрь 1986 г. — 218 руб. 71 коп.; ноябрь 1986 г. - 241 руб. 76 коп.; декабрь 1986 г. - 443 руб. 71 коп.; январь 1987 г. - 58 руб. 54 коп.; февраль 1987 г. - 162 руб. 28 коп.; март 1987 г. - 146 руб. 83 коп.; апрель 1987 г. - 219 руб. 10 коп.; май 1987 г. - 236 руб. 08 коп.; июнь 1987 г.- 226 руб. 27 коп.; июль 1987 г. - 182 руб. 88 коп.; август 1987 г. - 335 руб. 94 коп.; сентябрь 1987 г. - 82 руб. 61 коп.; октябрь 1987 г. - 169 руб. 17 коп. ; ноябрь 1987 г. - 222 руб. 80 коп.; декабрь 1987 г. - 187 руб.67 коп. январь 1988 г. - 112 руб. 97 коп. ; февраль 1988 г. - 227 руб. 86 коп.; март 1988 г. - 399 руб. 28 коп. ; апрель 1988 г. - 210 руб. 78 коп. ; май 1988 г. - 257 руб. 61 коп.; июнь 1988 г. - 273 руб. 82 коп.; июль 1988 г. - 239 руб. 05 коп.; август 1988 г. - 516 руб. 24 коп.; сентябрь 1988 г. - 63 руб. 32 коп.; октябрь 1988 г. - 307 руб. 17 коп.; ноябрь 1988 г. - 282 руб. 74 коп.; декабрь 1988 г. - 267 руб. 02 коп.; январь 1989 г. - 275 руб. 02 коп.; февраль 1989 г. - 439 руб. 40 коп.; март 1989 г. - 858 руб. 72 коп.; апрель 1989 г. - 227 руб. 40 коп.; май 1989 г. - 234 руб. 73 коп.; июнь 1989 г. - 246 руб. 21 коп.; июль 1989 г. - 241 руб. 15 коп.; август 1989 г. - 308 руб. 04 коп.; сентябрь 1989 г. - 32 руб. 04 коп.; октябрь 1989 г. - 401 руб. 44 коп.; ноябрь 1989г.- 520 руб. 06 коп.; декабрь 1989 г. - 273 руб.08 коп. январь 1990 г. - 280 руб. 82 коп.; февраль 1990 г. - 241 руб. 74 коп.; март 1990 г. - 258 руб. 53 коп.; апрель 1990 г. - 285 руб. 09 коп.; май 1990 г. - 213 руб. 04 коп. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г. ». В кассационной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (Государственное учреждение) Шашелова М.С. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права, судом неправильно оценены доказательства. Указывает, что представленные истцом документы не могут считаться лицевыми счетами, платежными ведомостями и иными первичными бухгалтерскими документами, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца. Архивная справка и выданные табуляграммы (карточки) не позволяют однозначно сделать вывод о том, кому производилось начисление и выплата, какие виды выплат и в каком размере вошли в состав заработка, а следовательно, не могут быть приняты во внимание при назначении истцу страховой пенсии по старости из расчета по среднемесячному заработку за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002. В документах, имеющихся в материалах дела, отсутствуют какие-либо основания для определения именно этих сумм как начисленных. Кроме того, не согласны с выводом суда в части обязания Управления ПФР произвести перерасчет размера страховой пенсии с момента возникновения права на нее, т.е. с 08.08.2019. В нарушение пункта 3 статьи 196 ГПК РФ суд указанным решением обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) произвести перерасчёт размера страховой пенсии Черного А.А. с 08.08.2019 года на основании представленных табуляграмм за период с мая 1986 года по май 1990 года (49 месяцев) и справки № 8 от 26.02.2020 года от АО «РМПМК-4» о сведениях о заработной плате Черного А.А. в период с мая 1985 года по апрель 1986 года (12 месяцев), где заявленные истцом требования были в отношении принятия для перерасчёта страховой пенсии с 08.08.2019 - только табуляграммы за период с мая 1986 года по май 1990 года (49 месяцев), а принятие справки № 8 от 26.02.2020 года от АО «РМПМК-4» о сведениях о заработной плате Черного А.А. в период с мая 1985 года по апрель 1986 года (12 месяцев) для перерасчёта размера страховой пенсии с 08.08.2019, в исковых требованиях истца отсутствует. Заявление о назначении пенсии № 207543/19 истцом - подано в Управление ПФР 10.07.2019. При обращении с указанным заявлением № 207543/19 от 10.07.2019 года для расчёта размера страховой пенсии в Управление ПФР какой-либо справки от АО «РМПМК-4» содержащие сведениях о заработной плате Черного А.А. за период с мая 1985 года по апрель 1986 года (12 месяцев) не представлялось. На основании вышеуказанного, срок в три месяца (со дня подачи заявления № 207543/19 от 10.07.2019 года) для предоставления дополнительных документов в Управление ПФР – истёк 09.10.2019. В указанный период сведения о заработной плате Черного А.А. в период с мая 1985 года по апрель 1986 года для учета при определении размера страховой пенсии по старости не предоставлялось и оценка Управлением ПФР не проводилась. Следовательно, необходимость представления суду Управлением ПФР доказательств, свидетельствующих о том, что истцу пенсионным органом давались разъяснения о необходимости представить дополнительные справки о заработной плате за недостающий период 11 месяцев, как того требует положения статьи 22 Закона № 400-ФЗ. в вияу вышеуказанных доводов отсутствует, по причине отсутствия у Управления ПФР документального подтвержденного факта о заработной плате истца за 49 месяцев (за период: с мая 1986 г. по май 1990 г.). т.к. данные лицевые счета за указанный период представлены в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц измерения заработка, не относятся к первичным бухгалтерским документам, а номенклатура и шифрьт вилов оплат и удержаний для расшифровки шифров заработной плата отсутствуют. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению частично. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права в части разрешения искового требования о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г., в остальной части Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции. Как установлено судом и следует из материалов дела, с 21 июля 1983 года по 28 апреля 1986 года Черный А.А. работал в ПМК-1 «Рязоблколхозстрой», с 30.04.1986 года принят в порядке перевода из ПМК-1 «Рязоблколхозстрой» в Управление механизации №2 «Рязаньагропромстрой», откуда уволен 22 мая 1990 года. 10 июля 2019 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, которая была ему назначена с 8 августа 2019 года. В соответствии с положением части 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» Черным А.А. с заявлением о назначении пенсии были представлены архивная справка № 318, выданная архивным отделом администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области, в которой указано на наличие в архиве приказа от 30 апреля 1986 года № 19 о приеме его на работу в объединение «Рязаньагропромстрой» Управление механизации №2 с 30 апреля 1986 года. Также в указанной справке отмечено, что по имеющимся в архиве неполным приказам по личному составу за 1990 год приказа об увольнении Черного А.А. в делах нет, но в личной карточку формы Т-2 имеется запись: «уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ, приказ 827-ок от 22 мая 1990 года». В качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за 1986-1990 годы представлены копии табуляграмм (карточки), выданные архивным отделом администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области за период работы в Управление механизации №2 с 30 апреля 1986 года по 22 мая 1990 года. Решением № 548 от 13 августа 2019 года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) отказало истцу в принятии для назначения страховой пенсии по старости в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за 1986-1990 годы табуляграмм, выданных архивным отделом. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что лицевые счета за период работы с 30 апреля 1986 года по 22 мая 1990 года представлены в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц изменения заработка, следовательно, не относятся к первичным бухгалтерским документам, номенклатура и шифры видов оплат и удержаний за 1986-1990 годы, для расшифровки шифров заработной платы в архиве отсутствуют. Полагая указанное решение нарушающим его пенсионные права, Черный А.А. обратился в суд. Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле». Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление размера заработка истца, за указанный им период, на основании табуляграмм возможно, поскольку табуляграммы отражают данные о начисленной ему заработной плате, периоде ее получения, позволяют сделать вывод об индивидуальном характере заработка Черного А.А. и о размере этого заработка, в связи с чем, табуляграммы могут рассматриваться в качестве документов, свидетельствующих о размере заработка истца для перерасчета назначенной ему пенсии. При этом суд обоснованно учел, что истец лишен возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение размера своего заработка в спорный период, отсутствие иных документов о заработной плате истца при наличии данных бухгалтерского учета, содержащихся в табуляграммах и отражающих размер его заработка, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца, он не может быть лишен прав для расчета размера пенсии по наиболее выгодному для него варианту. Анализируя данные о заработке Черного А.А., содержащиеся в табуляграммах, суд пришел к выводу о том, что сумма заработной платы в табуляграмме указывалась в рублях, две последние цифры означали копейки. Имеющиеся в сумме начисленной заработной платы исправления за март, август 1988 года, март, сентябрь, ноябрь 1989 года, судом не учтены, приняты во внимание указанные в табуляграммах цифры начисленной заработной платы Черного А.А. до внесения исправлений и зачеркиваний. При этом, для определения размера заработка, суд верно исходил из возможности учета суммы начисленной (без произведенных удержаний) Черному А.А. за каждый месяц указанного периода, а именно: май 1986 г. – 118 руб. 65 коп.; июнь 1986 г. – 243 руб. 48 коп.; июль 1986 г. – 226 руб. 24 коп.; август 1986 г. – 197 руб. 30 коп.; сентябрь 1986 г. – 215 руб. 62 коп.; октябрь 1986 г. – 218 руб. 71 коп.; ноябрь 1986 г. – 241 руб. 76 коп.; декабрь 1986 г. -443 руб. 71 коп.; январь 1987 г. – 58 руб. 54 коп.; февраль 1987 г. – 162 руб. 28 коп. ; март 1987 г. – 146 руб. 83 коп.; апрель 1987 г. – 219 руб. 10 коп.; май 1987 г. - 236 руб. 08 коп.; июнь 1987 г. - 226 руб. 27 коп.; июль 1987 г. – 182 руб. 88 коп.; август 1987 г. – 335 руб. 94 коп.; сентябрь 1987 г. – 82 руб. 61 коп.; октябрь 1987 г. – 169 руб. 17 коп. ; ноябрь 1987г. – 222 руб. 80 коп. ; декабрь 1987 г. – 187 руб.67 коп. январь 1988 г. – 112 руб. 97 коп. ; февраль 1988 г. – 227 руб. 86 коп.; март 1988 г. – 399 руб. 28 коп. ; апрель 1988 г. – 210 руб. 78 коп. ; май 1988 г. – 257 руб. 61 коп.; июнь 1988 г. – 273 руб. 82 коп.; июль 1988 г. – 239 руб. 05 коп.; август 1988 г. – 516 руб. 24 коп.; сентябрь 1988 г. – 63 руб. 32 коп.; октябрь 1988 г. – 307 руб. 17 коп.; ноябрь 1988 г. – 282 руб. 74 коп.; декабрь 1988 г. – 267 руб. 02 коп.; январь 1989 г. – 275 руб. 02 коп.; февраль 1989 г. – 439 руб. 40 коп.; март 1989 г. – 858 руб. 72 коп.; апрель 1989 г. – 227 руб. 40 коп.; май 1989 г. – 234 руб. 73 коп.; июнь 1989 г. – 246 руб. 21 коп.; июль 1989 г. – 241 руб. 15 коп.; август 1989 г. – 308 руб. 04 коп.; сентябрь 1989 г. – 32 руб. 04 коп.; октябрь 1989 г. – 401 руб. 44 коп.; ноябрь 1989г.- 520 руб. 06 коп.; декабрь 1989 г. – 273 руб.08 коп. январь 1990 г. – 280 руб. 82 коп.; февраль 1990 г. – 241 руб. 74 коп.; март 1990 г. – 258 руб. 53 коп.; апрель 1990 г. – 285 руб. 09 коп.; май 1990 г. – 213 руб. 04 коп. В материалы дела истцом также представлена справка АО «<скрыто>» (до переименования<скрыто>объединения «Облколхозстрой») от 26 февраля 2020 года о его заработной плате за период с мая 1985 года по апрель 1986 года, который подлежит учету при начислении пенсии истца. Установив изложенные обстоятельства, исследовав и оценив представленные Черным А.А. доказательства, суд первой инстанции обязал ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного А.А. с 08 августа 2019 года на основании справки№от 26 февраля 2020года, выданной АО « РМПМК-4» (до переименованияПМК-1объединения «Облколхозстрой») и табуляграмм, выданных архивным отделом администрации муниципального образования - Рязанский подтверждающих заработок Черного А.А. за период с июня 1985 года по май 1990 года. С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению в части разрешения искового требования о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г., поскольку при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права. В остальной части Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). На основании статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяются за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии, определяется за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. 27 февраля 2002 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением N 16/19па (действовавшим в период с 03 октября 2010 г. по 31 декабря 2014 г.) утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Пунктом 26 названного Перечня было предусмотрено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок. Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле» (в редакции от 18.06.2017г.) предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 17). Архивная справка, официально заверенная, является документом, имеющим юридическую силу, содержит подтверждение об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых данных документов. Табуляграммы - один из методов ведения бухгалтерского учета по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин – ЭВМ, информация в них кодировалась. В п. 2.7 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 указано, что в условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов. Совместным Письмом ЦСУ СССР и Министерства финансов СССР от 28.03.1972 N 61 "Об использовании в учете технических носителей информации как документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами" определено, что документам на машинных носителях информации, используемым в бухгалтерском учете, придается характер документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами. Приказом Центрального статистического управления при Совете Министров СССР от 17 декабря 1974 г. N 902 утверждены Типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. В общих положениях приказа указано, что "в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1971 г. N 459 "О мерах по дальнейшему улучшению организации учета и отчетности в народном хозяйстве" ЦСУ СССР Приказом от 17.12.1974 N 902 утвердило типовые междуведомственные формы первичной учетной документации. Настоящий альбом типовых междуведомственных форм содержит формы документации по учету использования рабочего времени, учету расчетов с рабочими и служащими по заработной плате, учету ликвидации автотранспортных средств, а также краткие указания по их применению и заполнению. Указанные формы должны применяться без изменения на предприятиях и в организациях независимо от их ведомственной подчиненности (кроме колхозов, межколхозных организаций и бюджетных учреждений). Формы N Т-13, Т-49, Т-49а, Т-51 применяются при ручной обработке учетных данных, а форма N Т-54а - при механизированной. Формы N Т-12, Т-53, Т-54, и ОС-4а применяются как при ручной, так и при механизированной обработке учетных данных". Форма Т-54 и Т-54а - это формы лицевых счетов. Согласно приказу "Форма N Т-54а применяется при механизированной обработке учетных данных и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике. Данные по расчету заработной платы вкладываются ежемесячно в лицевой счет в виде табуляграммы". Постановлением Государственного комитета по науке и технике СССР от 20 апреля 1981 г. № 100 утверждены Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники. В 1984 г. порядок придания юридической силы документам на машинном носителе и создаваемым на их основе машинограммам (табуляграммам) стал регулироваться Государственным стандартом СССР (ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники»). Таким образом, табуляграмма как документ бухгалтерской отчетности по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин - ЭВМ, имеющий одинаковую юридическую силу наряду с другими учетными данными, в частности, с лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы, является первичным документом, который может представляться в компетентный орган с целью осуществления расчета заработка для назначения пенсии Согласно пункту 3.3.3 Методических рекомендаций по исполнению запросов социального правового характера, утвержденных Федеральным архивным агентством, основанием для выдачи архивной справки о размере заработной платы рабочих и служащих, с которой начисляется пенсия, служат лицевые счета (карточки начисления заработной платы), табуляграммы, расчетные ведомости, платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости. В качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за 1986-1990 годы, истцом были представлены копии табуляграмм (карточки), выданные архивным отделом администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области за период работы в Управление механизации№с 30 апреля 1986 года по 22 мая 1990 года. Решением№от 13 августа 2019 года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) отказало истцу в принятии для назначения страховой пенсии по старости в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за 1986-1990 годы табуляграмм, выданных архивным отделом. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что лицевые счета за период работы с 30 апреля 1986 года по 22 мая 1990 года представлены в виде табуляграмм (карточек) без указания денежных единиц изменения заработка, следовательно, не относятся к первичным бухгалтерским документам, номенклатура и шифры видов оплат и удержаний за 1986-1990 годы, для расшифровки шифров заработной платы в архиве отсутствуют. Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что установление размера заработка истца на основании табуляграмм возможно, поскольку табуляграммы отражают данные о начисленной ему заработной плате, периоде ее получения, позволяют сделать вывод об индивидуальном характере заработка Черного А.А. и о размере этого заработка, в связи с чем, табуляграммы могут рассматриваться в качестве документов, свидетельствующих о размере заработка истца для перерасчета назначенной ему пенсии. При этом суды обоснованно учли, что истец лишен возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение размера своего заработка в спорный период, отсутствие иных документов о заработной плате истца при наличии данных бухгалтерского учета, содержащихся в табуляграммах и отражающих размер его заработка, не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца. Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанции об удовлетворения искового требования Черного Александра Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22). Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ (часть 2 статьи 22). В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного, заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных 1 сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22). ; Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательств, свидетельствующих о том, что истцу пенсионным органом давались разъяснения о необходимости представить дополнительные справки, о сроках их предоставления, как того требует положения статьи 22 Закона № 400-ФЗ, в материалах дела отсутствуют. С учетом установленных обстоятельств и положений названного Закона № 400-ФЗ, суды пришли к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии с даты ее назначения, то есть с 08 августа 2019 года. Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее. Заявление о назначении пенсии № 207543/19 истцом подано в Управление ПФР 10 июля 2019 года. При обращении с указанным заявлением № 207543/19 от 10 июля 2019 года для расчёта размера страховой пенсии Черный А.А. не представил в Управление ПФР какую-либо справку от АО «РМПМК-4», содержащую сведения о заработной плате за период с мая 1985 года по апрель 1986 года (12 месяцев). Предусмотренный законом срок в три месяца со дня подачи заявления № 207543/19 от 10 июля 2019 года для предоставления дополнительных документов в Управление ПФР истёк 09 октября 2019 года. В указанный период сведения о заработной плате Черного А.А. в период с мая 1985 года по апрель 1986 года для учета при определении размера страховой пенсии по старости не предоставлялись и их оценка Управлением ПФР не проводилась. Справка № 8 от АО «РМПМК-4» о сведениях о заработной плате Черного А.А. в период с мая 1985 года по апрель 1986 года выдана 26 февраля 2020 года. На момент представления заявления № 207543/19 от 10 июля 2019 года с последующим представлением указанных табуляграмм, у Управления ПФР не было оснований для запроса по их инициативе у Черного А.А. дополнительной справки по заработной плате недостающего периода (11 месяцев) для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - закон № 173-Ф3) (принимая в расчёт любые 60 месяцев работы подряд), поскольку решением Управления ПФР № 548 от 13.08.2019 (не оспоренным на тот период времени) было отказано в принятии указанных табуляграмм за 49 месяцев; сам Черный А.А. не представил в Управление ПФР какую-либо справку от АО «РМПМК-4», содержащую сведения о заработной плате за период с мая 1985 года по апрель 1986 года. При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным в части, в которой оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года об удовлетворения искового требования Черного Александра Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г., что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами. Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции о п р е д е л и л а : апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июля 2020 года отменить в части, в которой оставлено без изменения решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года об удовлетворения искового требования Черного Александра Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии Черного Александра Александровича с 08 августа 2019 г. В этой части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Рязанский областной суд. В остальной части решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения. Председательствующий Судьи <данные изъяты> <данные изъяты> |