НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 № 88-4643/2021

I инстанция – Муссакаев Х.И.

II инстанция - Семченко А.В., Климова С.В. (докладчик), Жолудова Т.В.

Дело №88-4643/2021

Уникальный идентификатор дела 77RS0024-01-2020-001956-22

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 февраля 2021 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Матушкиной Н.В.,

судей Курчевской С.В., Васева А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Москве и Московской области о взыскании суммы недоплаты по выходному пособию, взыскании суммы недоплаты по выплате компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска, взыскании суммы недоплаты по выплате за ранее отгулянные отпуска, взыскании компенсации за задержку выплаты долга, взыскании компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1868/2020)

по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Симоновского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения ФИО1, ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Москве и Московской области ФИО4, возражавшей против доводов жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО3, ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - ОПФР РФ по г. Москве и Московской области) о взыскании недополученных выплат, причитающихся при увольнении в виде компенсаций за неиспользованный отпуск и выходного пособия, а также отпускных, компенсаций за задержку выплаты по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации и компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что они работали у ответчика на различных должностях и 30.04.2019 уволены по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата и численности работников, однако окончательный расчет при увольнении произведен не в полном объеме, поскольку при исчислении среднего заработка для расчета компенсационных выплат не включены суммы премий ко дню социального работника, ко дню финансиста, ко дню образования ПФР, к праздничным датам 23 февраля и 8 марта, а также майским праздникам, в связи с чем размер среднего дневного заработка, применяемый при исчислении оспариваемых выплат при увольнении, определен работодателем неверно и значительно занижен, что является незаконным, нарушающим их права и причиняющим моральный вред.

Решением Симоновского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО2, ФИО1 к ГУ - ОПФР РФ по г. Москве и Московской области о взыскании суммы недоплаты по выходному пособию, взыскании суммы недоплаты по выплате компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска, взыскании суммы недоплаты по выплате за ранее отгулянные ежегодные отпуска, взыскании компенсации за задержку выплаты суммы долга отказано.

В кассационной жалобе ФИО3, ФИО2, ФИО1 выражают несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаются на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывают, что судом неправильно истолкован закон, а именно требования ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановление Правительства РФ № 922, не применены подлежащие применению ст. 8, 12 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд неправильно истолковал закон, а именно ст. 129 и 191 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29.06.2001 работал в ГУ - ОПФР РФ по г. Москве и Московской области, с 01.12.2010 - в должности начальника отдела контроля и анализа выплаты пенсий и других социальных выплат Управления централизованной выплаты пенсий и 30.04.2019 приказом № 745-пк от 30.04.2019 уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников организации); согласно расчетному листку в апреле 2019 года при увольнении истцу выплачено, в том числе выходное пособие в размере 32 752,26 руб., компенсация за 155 дней неиспользованного отпуска в сумме 194 759,05 руб., отпускные за отпуск в этом месяце в сумме 6 320,65 руб. (т. 1 л.д. 43).

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12.05.2004 работала в ГУ - ОПФР РФ по г. Москве и Московской области, с 12.08.2015 - в должности заместителя начальника отдела контроля и анализа выплаты пенсий и других социальных выплат Управления централизованной выплаты пенсий и 30.04.2019 приказом № 746-пк от 23.04.2019 уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников организации); согласно расчетному листку в апреле 2019 года при увольнении ей выплачено, в том числе выходное пособие в размере 30296,70 руб., компенсация за 42 дня неиспользованного отпуска в размере 48666,24 руб. (т. 3 л.д. 35).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17.02.2017 работал в ГУ - ОПФР РФ по г. Москве и Московской области в должности главного специалиста-эксперта отдела технического обеспечения средств вычислительной техники Управления централизованной выплаты пенсий и 30.04.2019 приказом № 747-пк от 30.04,2019 уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников организации); согласно расчетному листку в апреле 2019 год при увольнении ему выплачено, в том числе выходное пособие в размере 22 243,94 руб., компенсация за 6 дней неиспользованного отпуска в сумме 5 313,12 руб., отпускные за отпуск в этом месяце в сумме 4 456,05 руб. (т. 2 л.д. 43).

Сторонами не оспаривалось, что определение размера выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, а также отпускных производилось ответчиком без включения в расчет среднего дневного заработка, применяемого для их исчисления, начисленных и выплаченных в расчетном периоде (с мая 2018 года по апрель 2019 года) премий ко дню социального работника, ко дню финансиста, ко дню образования ПФР, к праздничным датам 23 февраля и 8 марта, а также майским праздникам.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции применил положения ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, а также постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ» и пришел к выводу об отказе в иске ввиду отсутствия оснований для включения в расчет среднего заработка премий ко дню социального работника, ко дню финансиста, ко дню образования ПФР, к праздничным датам 23 февраля и 8 марта, а также майским праздникам.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.

В силу ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления (ч. 1). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2). При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3). Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (ч. 4). В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников (ч. 6). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 7).

Такие особенности установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

В п.п. 2,3 указанного Положения предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам: в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно п. 15 данного Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке: ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода; премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода; вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.

20.06.2007 Правлением Пенсионного Фонда Российской Федерации утверждено Постановление № 145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ», которым предусмотрено, что оплата труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ состоит из должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию в размере до 30 процентов (п. 3.1.), ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы в размерах (согласно приложению 6) (п. 3.2.), ежемесячной надбавки за сложность и напряженность труда (п. 3.3.), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (п. 3.4.), ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и работникам структурных подразделений по защите государственной тайны системы Пенсионного фонда Российской Федерации за стаж работы в указанных структурных подразделениях (п. 3.6.), премий по результатам работы, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения выполнения задач и функций территориального органа ПФР и ИЦПУ, исполнения работником своих должностных обязанностей (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются). Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда могут выплачиваться премии: к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии (п. 3.6.), единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда, (п, 3.7.), материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда (п. 3.8), ежемесячной надбавки к должностному окладу за фактическое время работы на территории Чеченской Республики в размере 100 процентов (п. 3.9), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение дополнительных обязанностей в качестве членов Правления ПФР в размере 50 процентов (п. 3.10).

В п.п, 6, 7 Постановления Правления ПФ РФ от 20.06.2007 № 145п установлено, что при формировании фонда оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, определяемого Правлением ПФР, предусматриваются следующие средства, направляемые для выплаты (в расчете на год): должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за высокую квалификацию, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, премии по результатам работы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Этим же постановлением утверждено Положение об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ (приложение № 7), согласно которому оплата труда работников (кроме работников обслуживающего персонала) состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемыми ими должностями, ежемесячных надбавок, премий и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Разделом 3 Положения об оплате труда работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ «Порядок и условия выплаты премий по результатам работы» определено, что премирование работников осуществляется с целью выполнения территориальными органами ПФР и ИЦПУ возложенных на них функций, усиления материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, повышения качества выполняемой работы, а также привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров.

В п. 3.1. данного Положения предусмотрено, что премии за отчетный период могут выплачиваться всем работникам за своевременное и качественное выполнение своих должностных обязанностей с учетом личного вклада работника в общие результаты работы (важность и сложность выполняемой работы, оперативность, самостоятельность и инициативность работника при выполнении задания), кроме того, премии могут выплачиваться всем работникам, а также отдельным работникам единовременно за выполнение важных (срочных) работ, заданий и поручений Правления ПФР или руководителей территориальных органов ПФР и ИЦПУ; также предусмотрены следующие премии: премии по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) (п. 3.1.1); премии по результатам работы за иные периоды (п. 3.1.2.); единовременное премирование за выполнение важных (срочных) работ, заданий и поручений Правления ПФР или руководителей территориальных органов ПФР и ИЦПУ (п. 3.1.3.).

Согласно п. 3.9 Положения об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ при исчислении средней заработной платы работников в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ в расчет включаются только премии, предусмотренные разделом 3 Положения.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что системное толкование вышеприведенных нормативных и правовых актов, а также положений ст. 191 Трудового кодекса РФ о поощрениях за труд, которой установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии) свидетельствует о том, что в действующем трудовом законодательстве различаются премии как поощрение за труд и премии, непосредственно не связанные с выполнением работы, в частности премии к праздникам, в том числе профессиональным, которые могут выплачивать на регулярное основе, но в систему оплаты труда не включаются, поскольку не связаны непосредственно с оплатой труда как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в соответствии с положениями ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суда апелляционной инстанции обоснованно указал, что доводы истцов основаны на неправильном толковании и применении положений Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п, а также на иной оценке собранных по делу доказательств о составляющих систему оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, а ссылка истцов на включение премий к праздникам в справки 2-НДФЛ не влечет иного толкования и применения вышеприведенных нормативных и правовых актов, поскольку премии являются налогооблагаемым доходом в соответствии с положениями главы 23 Налогового кодекса РФ.

Довод жалобы о том, что Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п противоречит принятому позднее Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, не обоснован.

Постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п было принято в период действия ранее действовавшего Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213. В указанном нормативном акте также было предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым, в том числе, относятся: м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; н) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. С принятием Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, сущность правового регулирования расчета среднего заработка в части включения в него предусмотренных системой оплаты труда вид выплат не изменилась.

Таким образом, постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п, примененное ответчиком и судами первой и апелляционной инстанций не оспорено, не признано незаконным и подержит применению в совокупности со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Компенсации за неиспользованный отпуск и выходные пособия, а также отпускные начислены истцам в соответствии с постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2007 № 145п от 20.06.2007 № 145п.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а :

решение Симоновского районного суда города Москвы от 23 июня 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи