НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022 № 2А-106/2021

I инстанция – Тришин С.К.

II инстанция – Рязанцева Л.В., Сорокина С.Л. (докладчик), Рожкова Т.В.

Дело №88 - 1945/2022 (88-31933/2021)

2а-106/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2022 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шамрай М.С.

судей: Лысовой Е.В., Кисловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения № 3», ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице незаконным, обязании восстановить выплату пособия по безработице, о включении периодов в страховой стаж и внесении сведений о страховом стаже в индивидуальный лицевой счет,

по кассационной жалобе Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения № 3» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 02 августа 2021 г.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения № 3» (далее ТОГКУ ЦЗН № 3), ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице незаконным, обязании восстановить выплату пособия по безработице, о включении периодов в страховой стаж и внесении сведений о страховом стаже в индивидуальный лицевой счет, указав в обоснование заявленных требований, что с 01 января 2019 г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоена категория «лица предпенсионного возраста».

Приказом ТОГКУ ЦЗН № 3 от 26 августа 2019г. ФИО2 признан безработным и ему назначено пособие по безработице с 16 августа 2019 г.; установлен период выплаты пособия по безработице 12 месяцев.

Приказом ТОГКУ ЦЗН № 3 от 12 августа 2020 г. ФИО2, в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 г. № 460, увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 6 недель, с 16 августа 2020 г. по 30 сентября 2020 г. С 01 октября 2020 г. выплата пособия по безработице ФИО2 прекращена.

Для подтверждения права на увеличение продолжительности периода выплаты пособия истец получил в Пенсионном фонде сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС от 22 июля 2020 г., согласно которым его страховой стаж составил менее 25 лет. Согласно справкам УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по форме № 1 от 19 июня 2019 г. и от 11 сентября 2020 г., его страховой стаж составляет 28 лет 7 месяцев 27 дней и 36 лет 5 месяцев 5 дней, соответственно.

По мнению истца, исходя из разности данных о стаже, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» должно было сделать вывод о недостоверности сведений, и запросить достоверные сведения в пенсионном органе.

УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) при назначении пенсии по инвалидности в 2009 году установило его страховой стаж 28 лет 7 месяцев 27 дней, однако эти сведения о действительном страховом стаже в соответствующий лицевой счет включены не были, в связи с чем, 22 июля 2020 г. истцу были выданы не соответствующие действительности сведения по форме СЗИ-ИЛС. Периоды обучения в техникуме и периоды участия в боевых действиях не учтены при подсчете стажа, тогда как в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период учебы должен быть учтен в стаже в календарном порядке, а в соответствии со ст.94 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1, подлежат зачету период военной службы по призыву в двойном размере и период военной службы в период боевых действий в тройном размере.

С учетом уточненных исковых требований, ФИО2 просил суд признать незаконными действия ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» по возложению только на него обязанности предоставить сведения по форме СЗИ-ИЛС и в отказе в принятии трудовой книжки, справок УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по форме № 1 от 19 июня 2019 г. и от 11 сентября 2020 г.; признать незаконным бездействие по исполнению требований абз. 3 ст. 17 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 февраля 2019 г. № 116н о запросе сведений о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда РФ; обязать ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» увеличить продолжительность периода выплаты пособия по безработице с 01 октября 2020 г.

ФИО2 также просил суд признать незаконным бездействие УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) по внесению сведений о страховом стаже по состоянию на 22 июля 2009 г. в его индивидуальный лицевой счет; обязать зачесть в страховой стаж период учебы в Калининском строительном техникуме с 01 сентября 1975 г. по 27 февраля 1979 г. продолжительностью 03 года 5 месяцев 27 дней, периоды военной службы по призыву с 18 ноября 1979 г. по 25 декабря 1980 г. и участия в боевых действиях продолжительностью 06 лет 3 месяца 14 дней дополнительно к периоду военной службы с 18 ноября 1979 г. по 22 апреля 1985 г.; обязать УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) внести сведения о его страховом стаже в индивидуальный лицевой счет продолжительностью 48 лет 2 месяца 18 дней по состоянию на 31 декабря 2019 г.

Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 02 августа 2021 г. решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 января 2021 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым на ТОГКУ ЦЗН № 3 возложена обязанность увеличить ФИО1 с 01 октября 2020 г. продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней. В удовлетворении остальной части иска ФИО2 отказано.

В кассационной жалобе ТОГКУ ЦЗН № 3 ставится вопрос об отмене апелляционной определения в связи с его незаконностью и необоснованностью, нарушением норм материального и процессуального права. Кассатор не согласен с выводами суда об обязанности ответчика посредством взаимодействия с Пенсионным фондом РФ определять продолжительность страхового стажа. Указанные сведения запрашиваются, если заявитель не представил по собственной инициативе сведения. В настоящем случае, не имелось необходимости запрашивать сведения, так как истец сам предоставил сведения, где указан стаж 25 лет. Кассатор обращает внимание на отсутствие своей вины в том, что в справке указан стаж менее 25 лет. Суд апелляционной инстанции необоснованно обязал ответчика увеличить продолжительность периода выплаты пособия с 01 октября 2020 г., а не с 16 августа 2020 г.

Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.

С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебного постановления в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО2 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица с 04 августа 1998 г.

С 22 июля 2009 г. ФИО2 является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со ст.8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При назначении пенсии по инвалидности УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) был учтен страховой стаж ФИО2 по состоянию на 31 декабря 2008 г. продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней.

С 01 января 2019 г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоена категория «лица предпенсионного возраста», под которым в соответствии с п. 10 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет.

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от 26 августа 2019 г. ФИО2 признан безработным и ему назначено пособие по безработице с 16 августа 2019 г.; установлен период выплаты пособия по безработице 12 месяцев по 15 августа 2020 г.

ФИО2, проинформированный о необходимости предоставления в центр занятости населения справки по форме СЗИ-ИЛС, представил в ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 22 июля 2020 г., оценив которые, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» пришло к выводу о том, что продолжительность страхового стажа ФИО2 составила 19 лет 10 месяцев 9 дней.

Приказом ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» от 12 августа 2020 г. ФИО2 в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2020 г. № 460, увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 6 недель, с 16 августа 2020 г. по 30 сентября 2020 г.

С 01 октября 2020 г. выплата пособия по безработице ФИО2 прекращена.

03 ноября 2020 г. ФИО2 обратился в УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, рассмотрев которое Управление решением от 02 декабря 2020 г. произвело корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета ФИО2 в части периодов его работы и (или) иной деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Представленные ФИО2 сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-ИЛС от 07 декабря 2020 г., согласно которым продолжительность страхового стажа составила 38 лет 3 месяца 11 дней, ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» приняты не были, поскольку решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице принимается только в период его получения.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что в форме СЗИ-ИЛС от 22 июля 2020 г. отражен страховой стаж истца менее 25 лет, что не дает ему право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, а в связи с тем, что решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице принимается только в период его получения, форма СЗИ-ИЛС от 07 декабря 2020 г. не была принята Центром занятости; с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет ФИО2 обратился в пенсионный орган только 03 ноября 2020 г., оснований для корректировки сведений индивидуального лицевого счета по состоянию на 22 июля 2009 г., у пенсионного органа, по мнению суда первой инстанции, не имелось, поскольку ФИО2 с какими-либо заявлениями о корректировке сведений не обращался. Как указал суд первой инстанции, ФИО2 с целью реализации своих прав имел реальную возможность до окончания периода выплаты пособия по безработице обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о корректировке сведений индивидуального учета, а в период после регистрации его в системе обязательного пенсионного страхования имел право осуществлять контроль за исполнением работодателями требований пенсионного законодательства Российской Федерации.

С приведенными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, который, приняв во внимание положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Приказ Минтруда России от 09 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", Постановление Правления ПФР от 14 декабря 2005 г. N 246п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации" (утратившее силу в связи с утверждением Постановлением Правления ПФР № 519н от 15 октября 2019 г. Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Приказ Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, а также учитывая, что в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 по форме СЗИ-ИЛС от 22 июля 2020 г. имелись данные о стаже ФИО2 за период с 01 января 1998 г. по 31 декабря 2019 г., продолжительностью 19 лет 10 месяцев 9 дней, в то время, как при назначении пенсии УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) был учтен страховой стаж ФИО2 по состоянию на 31 декабря 2008 г. продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, несмотря на то, что страхователем в установленный срок не были представлены сведения о застрахованном лице ФИО2, в результате чего в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО2 имелись данные о стаже только лишь за период с 01 января 1998 г., и сам ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений только лишь 03 ноября 2020 г., данные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, не могли повлечь иную продолжительность страхового стажа, необходимого для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице на момент возникновения спорных правоотношений (август 2020 года), чем продолжительность страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней, нашедшую свое отражение в форме СЗИ-ИЛС от 07 декабря 2020 г.

При этом, суд апелляционной инстанции учел, что пенсионный орган, учитывая в 2009 году при назначении пенсии страховой стаж ФИО2 по состоянию на 31 декабря 2008 г. продолжительностью 28 лет 7 месяцев 27 дней, при отсутствии в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО2 данных о стаже за период до 01 января 1998 г., не разъяснил ФИО2 о необходимости обращения в пенсионный орган по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе, в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже.

Суд апелляционной инстанции счел необоснованными доводы представителя УПФР в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о том, что на пенсионный орган не возложена обязанность разъяснять гражданам о наличии у них права на корректировку сведений индивидуального учета, указав, что в силу ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ, пенсионные органы обязаны разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, в том числе право застрахованного лица обратиться с заявлением об исправлении сведений индивидуального учета.

Приняв во внимание, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 по форме СЗИ-ИЛС от 07 декабря 2020 г. содержат данные о периодах его работы и (или) иной деятельности, а также иных периодах, предусмотренных ст. ст.11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 10 апреля 1979 г. по 31 декабря 2019 г., продолжительность которых составляет 38 лет 3 месяца 11 дней, при этом указанные сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 по форме СЗИ-ИЛС не содержат данных о периоде учебы ФИО2 в Калининском строительном техникуме с 01 сентября 1975 г. по 28 февраля 1979 г., а также указанные сведения отражают продолжительность периодов работы, иных периодов в календарном исчислении, приняв во внимание, что истцом оспаривается продолжительность страхового стажа, необходимого непосредственно для увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что продолжительность периода выплаты пособия по безработице ФИО2 с 01 октября 2020 г. должна быть увеличена с учетом наличия у ФИО2 страхового стажа продолжительностью 38 лет 3 месяца 11 дней.

Поскольку в отношении получателей пенсии в Форме сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражаются только те данные (стаж, данные о доходах и страховых взносах и т.п.), которые не учтены при произведении последнего пенсионного действия (назначения, перерасчета, индексации пенсии), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ТОГКУ «Центр занятости населения № 3», которое при решении вопроса об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице ориентировалось только на продолжительность стажа застрахованного лица ФИО2, указанную в разделе 1 Сведений, необходимо было посредством взаимодействия с пенсионным органом определить продолжительность страхового стажа истца, и в дальнейшем принять решение о прекращении выплаты пособия по безработице либо об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице.

Установив, что продолжительность страхового стажа ФИО2 на 31 декабря 2019 г. составила 38 лет 3 месяца 11 дней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца существовало безусловное право на увеличение периода выплаты пособия по безработице, в связи с чем, на ТОГКУ «Центр занятости населения № 3» суд возложил обязанность увеличить ФИО2 с 01 октября 2020 г. продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа указанной продолжительности.

Отклоняя доводы ответчиков о законности оспариваемого истцом решения и признавая их несостоятельными, суд апелляционной инстанции указал, что при наличии у ФИО1 на 15 августа 2020 г. (дата, по которую установлен период выплаты пособия по безработице) страхового стажа значительно больше 25 лет, что, безусловно, влекло увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице с 01 октября 2020 г., выплата пособия по безработице была прекращена с 01 октября 2020 г., что свидетельствует о нарушении прав истца на социальную выплату безработным гражданам.

Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст. 31 Закона о занятости населения, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1). Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п.2).

В соответствии со ст. 34.2 Закона о занятости населения, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев (п.1).

Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2).

Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, зарегистрированным в Минюсте России 29 июля 2019 г. № 55424, утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, согласно приложению (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил, являющихся приложением к приказу Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со статьями 29 - 36 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляются центрами занятости населения в виде пособия по безработице, которое назначается гражданам с первого дня признания их безработными (п.4, п.6 Правил).

Решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, который оформляется на бланке личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Факт ознакомления гражданина с приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице подтверждается его личной подписью (п.9, 10 Правил).

Основанием принятия работником центра занятости населения решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста является наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин, не достигших возраста 65 лет, и 20 лет для женщин, не достигших возраста 60 лет, либо указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие безработному гражданину право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности (п. 15 Правил).

Согласно пункту 17 Правил, наличие страхового стажа, указанного в пункте 15 настоящих Правил, подтверждается до истечения 12-месячного периода выплаты пособия сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, представленными гражданами, либо полученными органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения о наличии страхового стажа, подтверждающего право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, могут быть предоставлены безработным гражданином по форме СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", утвержденной приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", по результатам предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования на основании Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", утвержденного приказом Минтруда России от 16 января 2017 г. N 38н.

При отсутствии предоставленных безработным гражданином сведений, подтверждающих право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице, на основании п. 4 ст. 15 Закона о занятости населения указанные сведения запрашиваются органами службы занятости по безработице в рамках межведомственного обмена в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решение работника центра занятости населения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия (п. 18 Правил).

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

Индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ).

Общая часть индивидуального лицевого счета - составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения уточняются и дополняются (п.6 ст.6 Федерального закона N 27-ФЗ).

По общим правилам в соответствии со ст.8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», могут обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Федерального закона).

Приказом Минтруда России от 09 января 2019 г. N 2н "Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2019 г. N 53957) утверждена форма СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением); в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

При этом в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, представляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг; разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности.

Порядок осуществления корректировки был установлен Постановлением Правления ПФР от 14 декабря 2005 г. N 246 п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации", утратившим силу в связи с утверждением Постановлением Правления ПФР № 519н от 15 октября 2019 г. Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персони-фированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.

При этом корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г. (п.4 Порядка от 14 декабря 2005 г. N 246п).

Аналогичный заявительный порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета определен Постановлением Правления ПФР № 519н от 15 октября 2019 г.

Согласно данному Порядку, корректировке подлежат сведения индивидуального (персонифицированного) учета только в отношении трудового (страхового) стажа и сведений о заработке за период с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2002 г., ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Проведение корректировки иных сведений действующим законодательством не предусмотрено. При отсутствии возможности внесения изменений в ИЛС со стороны работодателя (ликвидация), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица, при документальном подтверждении факта принимает меры для изменения данных застрахованного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального персонифицированного учета, в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также Инструкцией от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России.

С учетом приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения № 3» обязанности увеличить ФИО1 с 01 октября 2020 г. продолжительность периода выплаты пособия по безработице с учетом страхового стажа 38 лет 3 месяца 11 дней.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности посредством взаимодействия с Пенсионным фондом РФ определять продолжительность страхового стажа выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, о нарушении либо неправильном применении норм процессуального либо материального права не свидетельствуют, указанные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, что нашло свое отражение в апелляционном определении.

Довод кассационной жалобы ответчика о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно обязал ответчика увеличить продолжительность периода выплаты пособия с 01 октября 2020 г., а не с 16 августа 2020 г. отклоняется судебной коллегией, поскольку указание в апелляционном определении даты, с которой необходимо увеличить продолжительность периода выплаты пособия без указания конкретной даты окончания выплаты пособия не препятствовало ответчику произвести расчет исходя из стажа 38 лет 3 месяца 11 дней с учетом требований действующего законодательства.

Приведенные ответчиком в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта в обжалуемой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 02 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения № 3» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи