НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2021 № 88-24095/20

Дело №88-24095/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 декабря 2021 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Курчевской С.В.,

судей Матушкиной Н.В., Патронова Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы к ФИО1 о взыскании переплаты региональной социальной доплаты

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, №2-1356/2020)

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В., объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя истца ФИО4, возразившей против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а :

Истец УСЗН ВАО г. Москвы обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с 1 мая 2013 года по 30 июня 2018 года в размере 412643 рубля 16 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 с 23 октября 2002 года как неработающий пенсионер получал региональную социальную доплату к пенсии. 4 июня 2018 года при обращении ответчика в отдел социальной защиты населения района Ивановское ВАО г. Москвы по вопросу изменения учетных данных в порядке межведомственного взаимодействия были получены сведения о том, что он с апреля 2013 года состоит в трудовых отношениях с Управлением специальной связи по Москве и Московской области. Поскольку ответчик в добровольном порядке вернуть безосновательно полученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии отказался, УСЗН ЮАО г. Москвы обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.

Решением Перовского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года исковые требования УСЗН г. Москвы удовлетворены, с Борисова С.А. в пользу УСЗН ВАО г. Москвы взыскана переплата региональной социальной доплаты в размере 412643 рубля 16 копеек. Также с Борисова С.А. в пользу бюджета г. Москвы взыскана госпошлина в размере 7326 рублей 43 копейки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 марта 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 октября 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.

По итогам нового рассмотрения дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года решение Перовского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года изменено, с ФИО1 в пользу УСЗН ВАО г. Москвы в качестве неосновательного обогащения взыскана сумма излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 203708 руб. 51 коп.

Постановлено: решение в связи с исполнением в указанной части в исполнение не приводить. Произвести поворот исполнения решения Перовского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года, взыскать УСЗН ВАО г. Москвы в пользу ФИО1 208934,65 руб.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение от 18 июня 2020 года как вынесенное с нарушениями норм материального права и принять по делу новое решение без передачи его на новое рассмотрение. Ссылается на отсутствие своей вины в образовавшейся переплате, поскольку уведомлял истца о трудоустройстве. Также ссылается на то, что в данном случае усматривается отсутствие надлежащего выполнения своих обязанностей сотрудниками истца.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, ответчика, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами, ФИО1 состоит на учете в отделе социальной защиты населения района Ивановское ВАО г. Москвы с 23 октября 2002 года.

ФИО5 с 23 октября 2002 года являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты к социальной пенсии по инвалидности как неработающий пенсионер на основании постановления Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года № 891 «О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве», которым было утверждено Положение о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета.

С Борисова А.С. 23 октября 2002 года было взято обязательство в 10-дневный срок известить отдел социальной защиты населения по месту выплаты пенсии о поступлении на работу.

С 1 января 2010 года ФИО5 взамен ежемесячной компенсационной выплаты к социальной пенсии по инвалидности в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года №1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.

4 июня 2018 года ответчик обратился в ОСЗН района Ивановское ВАО г. Москвы по вопросу изменения учетных данных (изменение выплатного предприятия).

В ходе проверки представленных документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия сотрудниками ОСЗН района Ивановское ВАО г. Москвы были получены сведениях о доходах ответчика, согласно которым ответчик с апреля 2013 года работает в Управлении специальной связи по г. Москве и Московской области.

Однако о данном обстоятельстве истец уведомлен не был, в связи с чем образовалась переплата региональной социальной доплаты ФИО1 к пенсии за период с 1 мая 2013 года по 30 июня 2018 года в размере, согласно расчету истца, - 412643 рубля 16 копеек.

Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.

В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт «г» пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:

а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;

б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);

в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.

Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии») право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).

Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 октября 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции исходила из того, что судом не определялись в качестве юридически значимых обстоятельства того, был ли ФИО1 проинформирован УСЗН ВАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии; разъяснены ли ему были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии; подавал ли ФИО1 заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии; принимал ли ФИО1 письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Также кассационный суд посчитал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что срок исковой давности истцом не пропущен и указал, что для решения данного вопроса должно быть выяснено, когда орган социальной защиты населения должен был узнать о возможной утрате гражданином (в данном случае ФИО1) права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, принимая во внимание его компетенцию и полномочия, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Разрешая повторно апелляционную жалобу ответчика, суд апелляционной инстанции выполнил указания вышестоящего суда, истребовал и исследовал дополнительные доказательства, установил все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, и пришел к выводу, что со стороны УСЗН ВАО г. Москвы не осуществлялся контроль при выплате региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 за соблюдением им как пенсионером условий для получения такой выплаты и за целевым расходованием средств на осуществление выплаты ответчиком региональной социальной доплаты к пенсии на протяжении длительного периода - с 2013 год по 2018 год, в связи с чем решение суда первой инстанции изменил, ограничившись взысканием переплаты за три года до момента обращения в суд с настоящим иском, то есть с 01 января 2016 по 30 июня 2018 года, когда выплата региональной социальной доплаты была прекращена.

Оснований для освобождения ФИО1 в полном объеме от возвращения переплаты суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел, так как дополнительно установил, что ФИО1 подал заявление 28.02.2011 о переходе на региональную социальную доплату и подписал памятку – письменное обязательство, и данные обстоятельства подписания указанных документов им в суде апелляционной инстанции не оспаривались.

В нарушении пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировал Управления социальной защиты населения ВАО г. Москвы об обстоятельствах трудоустройства и таких доказательств им суду представлено не было.

Выводы суда апелляционной инстанции доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Все доводы кассационной жалобы ответчика повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном акте, и не могут служить основанием к его отмене в кассационном порядке.

В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Нарушений либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи