I инстанция - Крон И.В.
II инстанция – Пойменова С.Н. (докладчик), Комарова Ю.В., Климова К.В.
Дело №88-15992/2021
№ 2-109/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Москва 22 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.,
судей Кисловой Е.А., Шамрай М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 21 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 октября 2020 года,
заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А.,
установила:
УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 с 01 мая 2011 года является получателем досрочной пенсии по старости и федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». При назначении указанных выплат ответчик был предупрежден о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии и прекращение ее выплаты и (или) иных социальных выплат. Однако в рамках проведенной пенсионным органом проверки было установлено, что ответчик проживает на территории Республики Беларусь и в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 20 февраля 2020 года осуществлял трудовую деятельность.
Поскольку ответчик не исполнил обязанности по уведомлению пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии и прекращение выплаты федеральной социальной доплаты, в связи с чем образовалась переплата пенсии за период с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года в размере 7 926,80 руб. и переплата федеральной социальной доплаты к пенсии за периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года в размере 53 659,56 руб., указанную сумму истец просил взыскать с ФИО1 в судебном порядке.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 21 мая 2020 года, исковые требования УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) удовлетворены, с ФИО1 в пользу УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) взыскана переплата пенсии в сумме 7 926,80 руб. и переплата федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 53 659,56 руб., а всего 61 586,36 руб.
С ФИО1 в доход муниципального образования «Торопецкий район» взыскана государственная пошлина в сумме 2 047,59 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 октября 2020 года решение Торопецкого районного суда Тверской области от 21 мая 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) удовлетворены частично.
С ФИО1 в пользу УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) взыскана переплата пенсии в размере 7 926,80 руб. и переплата федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 27 939,82 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С ФИО1 в доход муниципального образования «Торопецкий район» взыскана государственная пошлина в сумме 1 276 руб.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные постановления, определить размер пенсии согласно расчетам, представленным в жалобе.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом.
В письменном заявлении представитель УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) ФИО8 просила рассмотреть кассационную жалобу ФИО1 в его отсутствие, судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу и ответчика – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 с 25 марта 2011 года зарегистрирован по адресу: <адрес>.
18 апреля 2011 года ФИО1 обратился в УПФР в Торопецком районе Тверской области (после реорганизации - УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях.
Решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 27 сентября 2011 года №ФИО1 с 01 мая 2011 года назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения в размере 4 180,39 руб.
Решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 20 октября 2011 года истцу пожизненно с 01 мая 2011 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в размере 677,61 руб.
В ходе проведенной пенсионным органом проверки было установлено, что ФИО1 проживает в <адрес> по адресу: <адрес>, и в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по настоящее время осуществлял и осуществляет трудовую деятельность.
Распоряжением пенсионного органа от 16 января 2020 года №ФИО1 с 01 февраля 2020 года приостановлена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии.
28 января 2020 года УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) принято решение №/В о выплате ФИО1 с 01 января 2019 года в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой пенсии с учетом фиксированной выплаты в размере 7 023,07 руб.
В протоколах Центра ПФР в Тверской области от 21 января 2020 года № и № зафиксированы факт выявления излишней выплаты ФИО1 пенсии в связи с трудоустройством за период с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года в размере 7 926,80 руб. и факт выявления излишней выплаты ФИО1 федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с трудоустройством за периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года в размере 53 659,56 руб.
Уведомлением УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 27 января 2020 года ФИО1 проинформирован об образовавшейся переплате федеральной социальной доплаты и он приглашен в пенсионный орган для решения указанного вопроса.
В добровольном порядке переплата пенсионером не возвращена.
Разрешая спор о взыскании с ФИО1 излишне полученной суммы пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии за спорные периоды, суд со ссылкой на положения части 4 статьи 23 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пункта 1 статьи 1102 и пункта 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) исковые требования.
При этом суд исходил из того, что ответчик, являясь получателем пенсии и федеральной социальной доплаты, не поставил пенсионный орган в известность об изменении места постоянного проживания (выехал из Российской Федерации в связи с трудовой деятельностью в Республику Беларусь), в связи с чем ответчик в отсутствие каких-либо законных на то оснований получил в период с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года пенсию в размере 7 926,80 руб. и в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года федеральную социальную доплату к пенсии в размере 53 659,56 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, в интересах законности, вышел за пределы доводов апелляционной жалобы ФИО1, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные отношения, не определения и не установления по делу юридически значимым обстоятельств, таких как, имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность в получении в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года пенсии в размере 7 518,37 руб., а с 01 января 2020 года - в размере 8 014,67 руб., имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность в получении в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года федеральной социальной доплаты к пенсии, изменился ли статус ФИО1 как лица, имеющего право с мая 2011 года на получение федеральной социальной доплаты к пенсии на основании пункта 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в результате получения им гражданства в <адрес> в 2012 году и проживания по адресу: <адрес>, а также в результате осуществления им на территории Республики Беларусь трудовой деятельности в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года, был ли ФИО1 проинформирован пенсионным органом при подаче 18 апреля 2011 года заявления о назначении пенсии, а также после внесения Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 385-Ф3 изменений в пенсионное законодательство о том, что трудоустройство, в том числе в другом государстве, проживание по иному месту жительства, в том числе в другом государстве, являются обстоятельствами, влекущими изменение размера пенсии, и обстоятельствами, влекущими приостановление или прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, о которых ФИО1 обязан своевременно сообщать пенсионному органу.
Принимая по делу новое решение, судом апелляционной инстанции были исследованы и оценены имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, в том числе принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых.
Так, из материалов гражданского и пенсионного дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 на основании Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
В связи с переездом на территорию Российской Федерации и получением гражданства Российской Федерации ФИО1 А.Е. 18 апреля 2011 года обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях (Список №) и на основании пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В заявлении о назначении пенсии ответчик указал, что проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, не работает.
При подаче заявления ФИО1 был ознакомлен с положениями статей 23, 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которым пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, и в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление указанных сведений, повлечет перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер обязуется возместить пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 8 заявления).
Кроме того, в указанном заявлении (пункт 10) ФИО1 просил назначить федеральную социальную доплату к пенсии при наличии права на нее (если общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации).
Решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 27 сентября 2011 года №ФИО1 с 01 мая 2011 года назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года в размере 4 180,39 руб.
Федеральная социальная доплата к пенсии была установлена ФИО1 решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 20 октября 2011 года.
Из материалов гражданского дела также следует, что ФИО1 с 25 марта 2011 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес><адрес>.
Кроме того, с февраля 2012 года ответчик имеет гражданство <данные изъяты>. С 14 февраля 2012 года он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
19 августа 2019 года ФИО1 пенсионным органом Республики Беларусь выдано пенсионное удостоверение, согласно которому ответчику пожизненно с 18 января 2008 года назначена пенсия по возрасту при стаже работы 05 лет 08 месяцев 05 дней.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 22 октября 2019 года, предоставленной Управлением по труду, занятости и социальной защите Витебского райисполкома Республики Беларусь, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность: с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года - ГПК № 11 Первомайского района г. Витебска, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года - ясли-сад № 62 г. Витебска, с 03 сентября 2018 года по 22 октября 2019 года - Витебский филиал РУП «БПОВЦ».
В справке Республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (Витебский филиал) от 27 декабря 2019 года № указано, что ФИО1 принят на работу в РУП «БПОВЦ» уборщиком территории на основании приказа от 03 сентября 2019 года №-к и продолжает работать по настоящее время.
Ответчик ФИО1 ни в своих письменных объяснениях по заявленным требованиям, ни в апелляционной жалобе не оспаривал того обстоятельства, что в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 29 февраля 2020 года он проживал в Республике Беларусь и осуществлял трудовую деятельность.
Во всех заявлениях, адресованных суду первой инстанции, ответчик указывает о проживании в Республике Беларусь.
Из пенсионного дела следует, что распоряжениями руководителя УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 21 декабря 2018 года и от 31 декабря 2019 года ответчику соответственно с 01 января 2019 года и с 01 января 2020 года производилась индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка (индексация) размера страховой пенсии, в связи с чем размер страховой пенсии стал составлять соответственно 7 518,37 руб. и 8 014,67 руб., и в указанном размере пенсия выплачивалась ответчику. Без индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки (индексации) размера страховой пенсии размер страховой пенсии ответчика с 01 января 2019 года составлял 7 023,07 руб.
В материалах пенсионного дела имеется заявление ФИО1 о доставке пенсии от 28 октября 2016 года. В заявлении ответчиком отражено, что он предупрежден о необходимости извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства. В случае невыполнения указанных требований и получения в связи с этим излишних сумм пенсии обязуется возместить причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб.
В указанном заявлении стоит личная подпись ФИО1
Как следует из текста письма пенсионного органа от 12 октября 2018 года №, которое было получено ФИО1, истцом ответчику разъяснялись положения части 11 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что на граждан, осуществляющих работу за пределами Российской Федерации, возложена обязанность предоставлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, выплачивающий им пенсию, сведения об осуществлении такой работы.
При подаче заявления о назначении пенсии от 18 апреля 2011 года и заявления о доставке пенсии от 28 октября 2016 года ответчик принял на себя обязательство по возмещению пенсионному органу ущерба в случае, если он не сообщит или несвоевременно сообщит об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии.
Установив на основании совокупности приведенных доказательств, что ответчик в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года изменил место постоянного проживания, выехал с территории Российской Федерации в связи с трудовой деятельностью в Республику Беларусь, не исполнил возложенную на него обязанность предоставлять сведения об осуществлении работы за границей, не уведомил пенсионный орган о выполнении оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации в период с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения пенсионным органом в названный период индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки (индексации) размера страховой пенсии, а также взыскании с ФИО1 в пользу УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) суммы переплаты пенсии в размере 7 926,80 руб.
Рассматривая требования о взыскании переплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с изменением места постоянного проживания, выезда с территории Российской Федерации в Республику Беларусь в связи с трудовой деятельностью, принимая во внимание, что обязанность по разъяснению ФИО1 законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок назначения и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, информированию ФИО1 о его обязанности безотлагательно сообщать в пенсионный орган об изменении места жительства или места пребывания, о трудоустройстве, в том числе за рубежом, когда пенсионер не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и влекущие приостановление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, была исполнена УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) только 28 октября 2016 года, когда ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о доставке пенсии, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности возвратить федеральную социальную доплату к пенсии, полученную в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года и с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года
Поскольку ФИО1 не выполнил обязанность об уведомлении пенсионного органа об изменении места жительства в связи с работой в Республике Беларусь в период с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года, суд апелляционной инстанции в ввиду отсутствия законных оснований для проведения выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, взыскал с ФИО1 в пользу УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) переплату федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 27 939,82 руб.
Принимая во внимание, что сумма удовлетворенных имущественных требований составляет 35 866,62 руб., с ответчика ФИО1 на основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджет муниципального образования «Торопецкий район» взыскана государственная пошлина в размере 1 276 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения, которым отменено решение суда первой инстанции, по доводам кассационной жалобы ответчика.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 5).
Пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность за пределами территории Российской Федерации, в период которой они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", для выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности и выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства (часть 11).
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно частям 1-3 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше норм, индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не выплачивается пенсионерам, осуществляющим работу на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пенсионерам, осуществляющим работу за пределами Российской Федерации.
При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу на территории Российской Федерации, принятие пенсионным органом решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то есть без непосредственного участия самого пенсионера.
В отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», принятие пенсионным органом соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.
При непредставлении или несвоевременном представлении пенсионером документа о факте осуществления работы за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
В соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (часть 1).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (часть 4).
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется (часть 6).
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 10).
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 12).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2009 года № 805н были утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, которые действовали на момент назначения ФИО1 федеральной социальной доплаты к пенсии и утратили силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07 апреля 2017 года № 339н.
Пунктом 4 указанных Правил было предусмотрено, что в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии; принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии одновременно с документами, указанными в пункте 13 настоящих Правил; принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил.
Согласно пунктам 25, 26 указанных Правил, выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается:
одновременно с приостановлением выплаты соответствующей пенсии;
на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ;
если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или пребывания.
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии прекращается одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на федеральную социальную доплату к пенсии имеют пенсионеры, которые проживают (пребывают) на территории Российской Федерации, не осуществляют работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и общая сумма материального обеспечения которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в которых пенсионеры проживают. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии со всеми необходимыми документами, принимает решения о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в ее установлении. При этом основанием для приостановления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На пенсионера возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, и о наступлении других обстоятельств, влияющих на изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. При непредставлении или несвоевременном представлении пенсионером сведений, влияющих на размер федеральной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные ему суммы федеральной социальной доплаты к пенсии должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Учитывая изложенные нормы права, установив, что ответчик в периоды с 10 января 2015 года по 04 мая 2015 года, с 23 ноября 2015 года по 21 октября 2016 года и с 03 сентября 2018 года по 31 января 2020 года изменил место постоянного проживания, выехал с территории Российской Федерации в связи с трудовой деятельностью в Республику Беларусь, не исполнил возложенную на него обязанность предоставлять сведения об осуществлении работы за границей, не уведомил пенсионный орган о выполнении оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации, выводы судов об отсутствии оснований для проведения пенсионным органом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки (индексация) размера страховой пенсии, а также выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии являются правомерными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы ФИО1 о том, что он имеет гражданство Республики Беларусь, в ней проживает и работает как пенсионер Республики Беларусь, а не пенсионер Российской Федерации, в связи с чем размер и начисление российской пенсии, а также выплата федеральной социальной доплаты не зависят от работы как пенсионера и гражданина Беларуси, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указание ответчика в адресованных суду заявлениях от 16 апреля 2020 года, от 30 апреля 2020 года и от 20 мая 2020 года о своем несогласии с установленным ему размером пенсии и ее перерасчетом, федеральной социальной доплаты к пенсии, а также ссылка на то, что общий размер назначенных и выплачиваемых ему в Российской Федерации и Республике Беларусь пенсий по старости не достигает минимального размера пенсии, в связи с чем должны применяться положения пункта 3 статьи 12 Договора от 24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, не опровергают обжалуемые судебные постановления, правильно разрешенные по существу иска пенсионного органа о взыскании с ФИО1 переплат пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, образовавшихся в связи с осуществлением им трудовой деятельности и проживанием за пределами Российской Федерации.
Поскольку судом апелляционной инстанции, которым отменено решение суда первой инстанции, правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 27 октября 2020 года, которым отменено решение Торопецкого районного суда Тверской области от 21 мая 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи