НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 № 2-331/2023

№ 88-34126/2023

№ 2-331/2023

Уникальный идентификатор дела 69RS0026-01-2023-000250-44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2023 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Лысовой Е.В.,

судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, Иноземцевой Ирине Анатольевне о признании незаконным бездействия администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, признании незаконным распоряжения № 2216-р от 28.10.2022 в части основания прекращения трудового договора с Иноземцевой Ириной Анатольевной по собственному желанию, изменении формулировки основания увольнения на увольнение в связи с утратой доверия, возложении обязанности внести исправления в трудовую книжку в части указания основания увольнения и направить сведения для включения Иноземцевой Ирины Анатольевны в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия,

по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Тверской области на решение Ржевского городского суда Тверской области от 30 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года,

Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

У С Т А Н О В И Л А:

Ржевский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

С учетом изменения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил: признать незаконным бездействие администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер ко взысканию в виде увольнения к начальнику отдела образования администрации города РжеваТверской области Иноземцевой И.А. за совершение коррупционного правонарушения; признании незаконным указанного в распоряжении исполняющего полномочия Главы города Ржева Тверской области - первого заместителя Главы администрации города Ржева Тверской области ФИО12 № 216-р от 28.10.2022 основания прекращения трудового договора с Иноземцевой И.А. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по собственному желанию, изменении формулировки основания увольнения начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. на увольнение в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14,1, части 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункту 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации; обязании администрации Ржевского муниципального округа Тверской области внести в трудовую книжку Иноземцевой И.А. исправления в части указания основания увольнения, обязании уволить начальника Управления образования и молодёжной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Иноземцеву И.А. на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», направив сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

В обоснование требований со ссылками на нормы части 1 статьи 10, статьи 11, статьи 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», части 1 и части 2 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 12, статьи 15, части 2.3 статьи 14.1, части 1 и части 6 статьи 27.1, статьи 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 7 статьи 11, пункта 7.1 части 1 и части 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного постановлением администрации города Ржева Тверской области № 1557 от 17.11.2014, статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что межрайонной прокуратурой в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе выявлены нарушения федерального законодательства.

Согласно информации ЕГРЮЛ руководителем (начальником) отдела образования администрации города Ржева Терской области, впоследствии Управления образования и молодежной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, является Иноземцева И.А., о чем внесены сведения в реестр.

01.09.2021 Иноземцевой И.А., замещающей должность муниципальной службы - начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области, в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО13. направлено уведомление о намерении с 01.09.2021 выполнять иную оплачиваемую работу (педагогическую) по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области по обучению школьников.

Директором МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области с начальником отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. 06.09.2021 заключен срочный трудовой договор № 297 по совместительству с исполнением обязанностей учителя информатики на учебный год 2021-2022, с установлением размера заработной платы за выполняемую работу. Срок действия трудового договора с 06.09.2021 по 30.06.2022.

Аналогичное уведомление Иноземцевой И.А. направлялось 26.08.2020 в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО14 после чего 01.09.2020 заключен соответствующий трудовой договор на учебный год 2020-2021, срок действия трудового договора с 01.09.2020 по 28.06.2021.

В уведомлениях о намерении выполнять иную оплачиваемую работу Иноземцевой И.А. указывалось, что работа по обучению школьников не повлечет за собой конфликта интересов, однако данное заключение не имеет законного основания, то есть является самостоятельно принятым решением последней.

Кроме того, в уведомлениях не оговаривается, что при выполнении указанной работы муниципальный служащий обязуется соблюдать требования, предусмотренные статьями 14 и 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, по мнению прокурора, Иноземцева И.А., являясь начальником отдела образования администрации города Ржева Тверской области и работодателем директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в 2020-2022 учебных годах трудоустроилась в указанную школу учителем информатики и как учитель находилась в подчинении директора школы. При этом в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Ржева и урегулированию конфликта интересов заявление (уведомление) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не подавала, что подтверждается копией журнала регистрации обращений.

Администрацией г. Ржева Тверской области в нарушение части 3 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», когда достоверно было известно о возникновении у начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не приняты. Заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Ржева и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению вопроса о трудоустройстве Иноземцевой И.А. учителем в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2022 учебных годах не проводились.

Указанный факт свидетельствует о том, что Иноземцева И.А., имея личную заинтересованность в виде получения доходов, работая в должности учителя информатики в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области (нагрузка 5 часов в неделю по трудовому договору от 01.09.2020 и 7 часов в неделю по трудовому договору от 06.09.2021), ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности, как руководителя отдела образования администрации города Ржева Тверской области, поскольку при выполнении работы в образовательном учреждении она не находилась на своем рабочем месте, что является конфликтом интересов.

В соответствии с п. 1.2 Устава МОУ «СОШ № 122» г. Ржева Тверской области его учредителем является муниципальное образование город Ржев. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация города Ржева Тверской области.

Отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с Решением Ржевской городской Думы № 166 от 26.01.2012 «Об утверждении порядка осуществления администрацией города Ржева» и её структурными подразделениями функций и полномочий учредителя муниципального учреждения города Ржева» осуществляет отдел образования администрации города Ржева согласно Положению об отделе образования администрации города Ржева. Отдел образования осуществляет в установленном порядке за счёт средств бюджета города Ржева финансирование деятельности образовательных учреждений, капитального и текущего ремонта, утверждает сметы доходов и расходов образовательных учреждений, устанавливает муниципальное задание для подведомственных муниципальных бюджетных образовательных учреждений.

В свою очередь директор МОУ «СОШ № 12» имел возможность осуществить выплаты стимулирующего характера Иноземцевой И.А. на основании п. 2.3 трудовых договоров № 278 от 01.09.2020 и № 297 от 06.09.2021.

Исходя из Положения об отделе образования администрации города Ржева и Устава МОУ «СОШ № 12» г. Ржева руководитель отдела образования администрации г. Ржева Тверской области Иноземцева И.А., осуществляя одновременно трудовую деятельность на должности учителя информатики в подконтрольном, подотчётном и подведомственном ей учреждении, имела конфликт интересов, который мог повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей.

По мнению прокурора, непринятие начальником отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим её увольнение. В силу ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» данная мера ответственности является безальтернативной, у работодателя возможность произвольного усмотрения отсутствует.

Применение к муниципальному служащему, не исполнившему свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия имеет целью предупреждение совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений и является обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Возможность применения к муниципальному служащему иных видов дисциплинарного взыскания, в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, действующим правовым регулированием не предусмотрена.

Учитывая тот факт, что после совершения коррупционного правонарушения ответчик до настоящего времени занимает муниципальную должность начальника Управления образования и молодёжной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, она подлежит увольнению с муниципальной службы Ржевского муниципального округа Тверской области на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Решением Ржевского городского суда Тверской области от 30 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований Ржевского межрайонного прокурора Тверской области отказано.

В кассационном представлении исполняющего обязанности прокурора Тверской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В представлении прокурора указано, что судами необоснованно оставлено без внимания, что материалами дела подтверждено неисполнение Иноземцевой И.А. и администрацией Ржевского муниципального округа Тверской области своих обязанностей по противодействию коррупции, что посягает на утверждённый законом порядок осуществления публичной власти на территории Российской Федерации и является основанием для увольнения муниципального служащего. В частности, прокурор ссылается на то, что Иноземцева И.А., занимающая в настоящее время должность муниципального служащего администрации Ржевского муниципального округа Тверской области – начальника Управления образования и молодежной политики, в 2011 году являлась директором МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, с 2012 года принята на муниципальную службу на должность начальника отдела образования администрации г. Ржева, и принимала в 2012 году на работу действующего директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области – ФИО15. Вместе с тем, Иноземцева И.А. после увольнения в должности директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области не прекратила в нем свою трудовую деятельность, на протяжении 10 лет, являясь муниципальным служащим, работала по трудовому договору в подконтрольном ей, как начальнику отдела образования администрации г.Ржева, МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области на должности учителя информатики по совместительству, и соответственно, как учитель, находилась в подчинении директора школы. Таким образом, трудоустройство в отделе образования администрации г. Ржева и МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области носило системный характер. При этом мер по вопросу кадрового обеспечения МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в том числе по поиску учителя информатики, которая в 10-11 классах не является обязательным предметом, Иноземцева И.А. с учетом своих полномочий не принимала. Также прокурором указано на то, что в уведомлении о намерении выполнять оплачиваемую работу по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, Иноземцева И.А. делала вывод о том, что работа по обучению школьников не повлечет за собой конфликта интересов, однако, данное заключение не имеет законного основания, является самостоятельно принятым решением Иноземцевой И.А. Более того, Иноземцева И.А., работая в МОУ «СОШ №12» г. Ржева Тверской области по четвергам и пятницам, ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности в качестве руководителя отдела образования администрации г. Ржева, поскольку при выполнении работы в образовательном учреждении она не находилась на своем рабочем месте, что является конфликтом интересов. Также, прокурор обращает внимание на то, что в судебном заседании было установлено, что по поручению Министерства образования Тверской области отделом образования администрации г. Ржева было рассмотрено обращение ФИО16. в отношении МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, где в период проведения проверки работала учителем информатики Иноземцева И.А. Ответ от 21.06.2022 о том, что по результатам проверки нарушений законодательства об образовании не установлено, подписан Иноземцевой И.А., что также свидетельствует о конфликте интересов. Кроме того, прокурор считает ошибочным применение судом шестимесячного срока для наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения муниципального служащего и оспаривает вывод об истечении этого срока, считает, что совершённый Иноземцевой И.А. проступок имеет длящийся характер.

От администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, Иноземцевой И.А., Министерства образования Тверской области, Управления образования и молодёжной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области, МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области поступили возражения на кассационное представление.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г. доводы кассационного представления поддержала, представитель администрации Ржевского муниципального округа Тверской области по доверенности Грехова Н.В., представитель Управления образования и молодёжной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области по доверенности Петрова А.Н. возражали против удовлетворения кассационного представления.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений на него, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационного представления по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении данного спора.

Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.09.2012 Иноземцева И.А. распоряжением администрации города Ржева Тверской области № 233-рк принята на муниципальную службу и назначена на должность муниципальной службы начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области, с ней заключен трудовой договор № 23 от 07.09.2012, сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ 18.09.2012, что подтверждается выпиской от 05.12.2022.

Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в сентябре 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в муниципальном образовании город Ржев Тверской области.

В ходе проверки установлено, что Иноземцева И.А., замещающая должность муниципальной службы - начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области, в период с 2020 по 2022 годы работала учителем информатики в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области по совместительству.

26.08.2020 Иноземцева И.А. направила в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО17 уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (педагогическую) по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области по обучению школьников.

01.09.2020 между МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области и Иноземцевой И.А. заключен срочный трудовой договор № 278 по совместительству с. исполнением обязанностей учителя информатики на учебный год 2020-2021, с установлением размера заработной платы за выполняемую работу. Срок действия трудового договора с 01.09.2020 по 28.06.2021.

01.09.2021 Иноземцевой И.А. направлено аналогичное уведомление в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО18

06.09.2021 между МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области и Иноземцевой И.А. заключен трудовой договор № 297 на учебный год 2021- 2022, срок действия которого определен с 06.09.2021.

Режим работы согласно трудовым договорам №278 от 01.09.2020 и №297 от 06.09.2021 установлен 5-ти часовая 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (п. 3.1).

Согласно выпискам из табеля учета рабочего времени за 2020-2021, 2021- 2022 учебные годы МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области Иноземцева И.А. работала учителем информатики еженедельно по четвергам – 2 часа, пятницам - 3 часа.

Заявления (уведомления) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов Иноземцева И.А. не подавала.

Администрацией города Ржева Тверской области проверка соблюдения муниципальными служащими муниципального образования город Ржев Тверской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральными законами, законами Тверской области, не проведена.

Ржевским межрайонным прокурором Тверской области в адрес Главы города Ржева Тверской области ФИО19 внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции №15-2022 от 30.09.2022 с требованием принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

24.10.2022 в рамках исполнения вышеназванного представления проведено заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению вопроса о наличии конфликта интересов при трудоустройстве Иноземцевой И.А. по совместительству в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, на котором членами Комиссии принято решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы Иноземцевой И.А. в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в качестве учителя информатики в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах не содержит признаков заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов.

31.10.2022 Иноземцева И.А. уволена с муниципальной службы и освобождена от замещения должности начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области, трудовой договор № 23 от 07.09.2012 прекращен.

С 07.11.2022 Иноземцева И.А. работает начальником Управления образования и молодежной политики администрации г. Ржева Тверской области по трудовому договору № 19 от 07.11.2022.

В ответе № Ис-2887 от 02.11.2022 на представление Ржевского межрайонного прокурора Тверской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции № 15-2022 от 30.09.2022 администрацией города Ржева Тверской области сообщено о рассмотрении 28.10.2022 представления, по результатам которого членам Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства. К председателю Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, заместителю Главы администрации города Ржева Тверской области ФИО20 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, выразившееся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно в не проведении заседаний комиссии по рассмотрению вопроса о трудоустройстве начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. учителем информатики в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах. Привлечь к дисциплинарной ответственности начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцеву И.А. за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции не представилось возможным в связи с её увольнением по собственному желанию.Данные обстоятельства также подтверждаются распоряжением администрации города Ржева Тверской области № 221-рк от 31.10.2022 «О привлечении к дисциплинарной ответственности Ямщиковой Е.Н.», распоряжением администрации города Ржева Тверской области № 216-рк от 28.10.2022 «Об увольнении Иноземцевой И.А.», протоколом заседания комиссии № 3 от 24.10.2022.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны муниципального служащего - начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области (в дальнейшем начальника Управления образования и молодёжной политики администрации Ржевского муниципального округа Тверской области) Иноземцевой И.А. нарушений части 1 статьи 11 Федерального закона от 25,12.2008 № 273-ФЗ не допущено, поскольку она ежегодно направляла на имя Главы города Ржева Тверской области уведомления о своём намерении осуществлять по совместительству иную оплачиваемую работу. Проведение заседаний Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева и урегулированию конфликта интересов в целях рассмотрения вопроса о ее трудоустройстве в МОУ «СОШ. № 12» г. Ржева Тверской области не зависит от воли Иноземцевой И.А., которая своевременно проинформировав работодателя о намерении заниматься педагогической деятельностью, вправе была рассчитывать на надлежащее рассмотрение этих заявлений.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение муниципального служащего не является единственным и безальтернативным способом предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Поскольку последнее уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу Иноземцева И.А. предоставила работодателю 01.09.2021, то истек шестимесячный срок, предусмотренный Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, для применения взыскания в виде увольнения муниципального служащего.

Суд первой инстанции указал, что по результатам рассмотрения представления Ржевского межрайонного прокурора Тверской области об устранений нарушений требований законодательства о противодействии коррупции № 15-2022 от 30.09.2022 председатель Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих й урегулированию конфликта интересов (заместитель Главы администрации города Ржева Тверской области) ФИО21. на основании распоряжения администрации города Ржева № 221-рк от 31.10.2022 привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов, выразившееся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно: в непроведении заседаний комиссии по рассмотрению вопроса о трудоустройстве начальника отдела образования администрации города Ржева Тверской области Иноземцевой И.А. учителем информатики в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области в 2020-2022 гг.

Также суд сослался на то обстоятельство, что на дату вынесения Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в адрес администрации города Ржева Тверской области представления № 15-2022 от 30.09.2022 трудовой договор Иноземцевой И.А с МОУ «СОШ. № 12» г.Ржева Тверской области уже был расторгнут на основании дополнительного соглашения о расторжении трудового договора от 28.06.2022 к трудовому договору № 297 от 06.09.2021.

С учетом изложенного и положений части 6 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, суд первой инстанции не установил законных оснований для признания незаконным и изменения формулировки основания увольнения Иноземцевой И.А. по собственному желанию на увольнение в связи с утратой доверия, внесения соответствующих изменений в трудовую книжку Иноземцевой И.А. и увольнения начальника Управления образования и молодежной политики Администрации Ржевского муниципального округа Тверской области Иноземцевой И.А., а также оснований для вывода о бездействии администрации Ржевского муниципального округа Тверской области в непринятии мер ко взысканию в виде увольнения начальника отдела образования администрации города Ржева Иноземцевой И.А за совершение коррупционного правонарушения.

Кроме того, суд первой инстанции учёл представленную в дело информацию о том, что Иноземцева И.А. принята на работу в 2020-2021 и 2021-2022 году учителем информатики по совместительству в связи с отсутствием учителя информатики в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области и невозможностью закрыть вакансию учителя информатики высшей категории для 9-11 классов.

Также городской суд пришёл к выводу об отсутствии преимуществ МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в которой работала по совместительству Иноземцева И.А., в получении средств бюджета города Ржева перед другими школами города и не установил наличия личной выгоды Иноземцевой И.А. при исполнении работы по совместительству. Судом сделан вывод о том, что преподавательская деятельность Иноземцевой И.А. не сказывалась и на оплате труда директора МОУ «СОШ №12» г. Ржева Тверской области, поскольку выплаты стимулирующего характера устанавливает Комиссия по определению размеров выплат, в состав которой Иноземцева И.А. не входила.

Отклоняя доводы прокурора о ненадлежащем исполнении Иноземцевой И.А. своих служебных обязанностей руководителя отдела образования в связи с отсутствием на рабочем месте, суд первой инстанции сделал вывод о выполнении Иноземцевой И.А. своих обязанностей за пределами установленной продолжительности рабочего времени, что позволяло ей работать по совместительству.

Признавая несостоятельным указание прокурора на наличие конфликта интересов при рассмотрении обращения ФИО22. по поручению Министерства образования Тверской области, суд сослался на то, что Иноземцева И.А. самостоятельно проверку по обращению не проводила, поручила её проведение МОУ «СОШ № 12» г. Ржева, Иноземцева И.А. подписала ответ на запрос Министерства образования Тверской области по этому обращению, поскольку это входит в её должностные обязанности.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции не установил в действиях Иноземцевой И.А. признаков коррупционного проступка, в связи с чем отказал в удовлетворении иска прокурора в полном объёме.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения по апелляционному представлению Ржевского межрайонного прокурора, согласился с указанными выводами суда первой инстанции, их правовым и фактическим обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года подлежащим отмене на основании следующего.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Согласно частям 1,2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

На основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

За несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в частности, в виде увольнения (часть 1 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Таким образом, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, в которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок и условия, при соблюдении которых работодатель вправе расторгать трудовой договор с работником, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе статьями 71, 81, 192, 193, и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, в частности, непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

По смыслу приведенных правовых норм достаточным основанием для увольнения муниципального служащего с занимаемой должности в связи с утратой доверия к нему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов является сам факт непринятия государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов, меры по предотвращению и урегулированию которого обязан принимать муниципальный служащий, имеет правовое значение возможность получения муниципальным служащим и (или) связанными с ним лицами доходов или каких-либо выгод (преимуществ). Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения и соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не принял во внимание, что городской суд не дал оценку тому обстоятельству, что полномочия отдела образования администрации города Ржева предполагают организационную подчинённость муниципального образовательного учреждения «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области, в котором на основании срочного трудового договора по совместительству работала руководитель отдела образования администрации г. Ржева Иноземцева И.А., находясь в свою очередь в подчинённом положении по отношению к директору учреждения.

Судебная коллегия не учла, что Иноземцева И.А., принятая с 2012 года на муниципальную службу на должность начальника отдела образования администрации г. Ржева, принимала в 2012 году на работу действующего директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области – ФИО23 При этом, после увольнения с должности директора МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области Иноземцева И.А. не прекратила в нем свою трудовую деятельность, а на протяжении длительного периода – 10-ти лет, являясь муниципальным служащим, работала по трудовому договору в подконтрольном ей, как начальнику отдела образования администрации г.Ржева, МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области на должности учителя информатики по совместительству, и соответственно, как учитель, находилась в подчинении директора школы, осуществляя трудовую функцию за вознаграждение, предусмотренное порядком оплаты труда образовательной организации.

Тогда как такое правоотношение между руководителем отдела образования администрации города Ржева Иноземцевой И.А. и МОУ «СОШ № 12» г. Ржева ставит под сомнение надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление полномочий муниципальным служащим, в том числе при рассмотрении обращений граждан, касающихся работы данного образовательного учреждения.

Соглашаясь с городским судом, суд второй инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что отсутствие доказательств фактического предоставления преимуществ МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области при совмещении Иноземцевой И.А. функций руководителя отдела образования администрации г. Ржева и преподавателя информатики в указанном образовательном учреждении не исключает установление конфликта интересов муниципального служащего.

Кроме того, нельзя признать обоснованным вывод суда апелляционной инстанции, признавшего правильным указание городского суда на недоказанность ненадлежащего исполнения Иноземцевой И.А. своих служебных обязанностей в связи с отсутствием её на рабочем месте в дни осуществления трудовой деятельности в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева со ссылкой на исполнение своих обязанностей за пределами установленной продолжительности рабочего времени, поскольку судебной коллегией оставлен без внимание сам факт отсутствия Иноземцевой И.А. на рабочем месте в отделе образования администрации города Ржева в рабочее время в течение 7 часов в четверг и пятницу каждой недели.

Также судебной коллегией не дано оценки тому обстоятельству, что направление Иноземцевой И.А. уведомления Главе города Ржева о её намерении выполнять педагогическую работу по трудовому договору в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева Тверской области не является той мерой, которая ведёт к урегулированию конфликта интересов.

В силу изложенных выше нормативных предписаний муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а при возникновении такого конфликта должен отказаться от исполнения той трудовой функции, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) муниципального служащего. Неисполнение такой обязанности муниципальным служащим является правонарушением, за совершение которого законом предусмотрено увольнение.

Не применение к муниципальному служащему мер ответственности за совершение правонарушения, установленного пунктом 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», влекущего согласно части 2 статьи 27.1 этого Федерального закона увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия, противоречит закрепленному в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Заслуживает внимания и довод кассационного представления прокурора о несоответствии закону и обстоятельствам дела вывода суда об истечении шестимесячного срока для применения взыскания в виде увольнения муниципального служащего.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что этот срок надлежит исчислять с 01.09.2021 – даты направления Иноземцевой И.А. уведомления Главе города Ржева Тверской области о намерении выполнять оплачиваемую педагогическую работу в МОУ «СОШ № 12» г. Ржева. При этом судебная коллегия не учла, что трудовые отношения Иноземцевой И.А. с МОУ «СОШ № 12» г. Ржева продолжались в течение всего 2021-2022 учебного года, прекращены 28.06.2022. Указанное свидетельствует о том, что в течение указанного времени продолжалось допущенное ответчиком нарушение, проступок имел длящийся характер, поэтому исчисление срока с 01.09.2021 не соответствует закону.

То обстоятельство, что на дату вынесения Ржевской межрайонной прокуратурой Тверской области в адрес администрации города Ржева Тверской области представления № 15-2022 от 30.09.2022 трудовой договор Иноземцевой И.А с МОУ «СОШ. № 12» г. Ржева Тверской области уже был расторгнут, а также принятие Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ржева Тверской области и урегулированию конфликта интересов решения от 24.10.2022 об отсутствии в действиях Иноземцевой И.А. признаков заинтересованности, которая могла привести к конфликту интересов, увольнение Иноземцевой И.А. 31.10.2022 с муниципальной службы по собственному желанию, не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении иска прокурора, в том числе, принимая во внимание, что с 07.11.2022, то есть через 7 дней после увольнения Иноземцева И.А. вновь была принята на должность начальника Управления образования и молодежной политики администрации г. Ржева Тверской области по трудовому договору № 19 от 07.11.2022, где продолжает работать по настоящее время.

Таким образом, принятое по делу апелляционное определение требованиям статей 195 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не отвечает.

С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года нельзя признать законным и обоснованным как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное постановление подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции с учётом действующего правового регулирования следует правильно определить и установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Тверской областной суд.

Председательствующий

Судьи