НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 № 2-75/2021

Дело № 88-2322/2022
№ 2-75/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 января 2022 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лысовой Е.В.,

судей Анненковой К.К. и Шамрай М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чухаревой Елены Владимировны к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о назначении пенсии

по кассационной жалобе Чухаревой Елены Владимировны на решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

У С Т А Н О В И Л А:

Чухарева Е.В. обратилась с иском к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее ГУ – УПФР в г. Ярославле) о признании решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии № 412315/19 от 19.12.2019 недействительным в части периодов работы, не включенных в специальный стаж Чухаревой Е.В., а именно: с 01.03.2010 по 05.12.2019 - в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда, отпуск по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993; курсы повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000, с 31.01.2005 по 01.04.2005; о включении в стаж работы Чухаревой Е.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, следующих периодов: с 01.03.2010 по 05.12.2019 - в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.08.1992 по 31.07.1993 - отпуск по уходу за ребенком в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 01.09.2000 по 31.10.2000 - курсы повышения квалификации в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца); с 31.01.2005 по 01.04.2005 - Туношенская участковая больница в должности терапевта в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), а также о назначении Чухаревой Е.В. досрочной страховой пенсии по старости с 06.12.2019; взыскании с ответчика в пользу истца расходов на представителя в размере 20000 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 года, исковые требования Чухаревой Е.В. удовлетворены частично.

Решение ГУ – УПФР в г. Ярославле от 19.12.2019 № 412315/19 в части отказа Чухаревой Е.В. во включении в специальный стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005 признано недействительным.

На ГУ – УПФР в г. Ярославле возложена обязанность включить в специальный стаж Чухаревой Е.В., учитываемый для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды: с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005 в льготном исчислении 1 год = 1 год 3 месяца.

С ГУ – УПФР в г. Ярославле в пользу Чухаревой Е.В. взысканы судебные расходы в размере 10300 руб.

Исковые требования Чухаревой Е.В. о включение в специальный стаж периодов: с 01.03.2010 по 05.12.2019 - в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда, отпуск по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993, о назначении досрочной страховой пенсии с 06.12.2019 - оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Чухарева Е.В. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение. Полагает не основанным на законе отказ судов во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993. Заявитель жалобы ссылается на необоснованный отказ судов во включении в специальный стаж периода работы в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда, поскольку её трудовая деятельность в названный период тождественна работе в доме-интернате для престарелых и инвалидов, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ГУ - УПФР в г. Ярославле от 19.12.2019 № 412315/19 Чухаревой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

В специальный стаж истца не включены период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005, а также период её работы в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда с 01.03.2010 по 05.12.2019.

Согласно трудовой книжке Чухаревой Е.В. и справке Краснохолмской ЦРБ от 21.04.2017, истец с 01.08.1992 по 31.07.1993 работала в должности участкового врача-терапевта в Краснохолмской ЦРБ, с 01.08.1992 по 31.07.1993 находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В период с 19.12.1995 по 08.12.2000 Чухарева Е.В. работала в ГБУЗ ЯО Борисоглебская центральная районная больница в должности главного врача Краснооктябрьской амбулатории.

С 14.08.2001 по 27.02.2010 истец работала в Туношонской участковой больнице в должности врача-терапевта.

С 01.03.2010 Чухарева Е.В. принята на должность врача-терапевта в ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда, с 08.11.2010 переведена на должность заведующей отделением «Милосердия», врач-терапевт.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Чухаревой Е.В. только в части зачета в стаж для досрочного назначения пенсии периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 01.09.2000 по 31.10.2000 и с 31.01.2005 по 01.04.2005 в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца.

Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Чухаревой Е.В. в остальной части, указав на отсутствии правовых оснований для включения периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993 в специальный стаж в льготном исчислении, при этом исходил из того, что в данный период Чухарева Е.В. была принята на должность участкового врача-терапевта в Краснохолмской ЦРБ, весь указанный период находилась в отпуске по уходу за ребенком, при этом до этого истец проходила обучение в высшем учебном заседании и не имела специального стажа.

Также суд признал не подлежащими удовлетворению требования Чухаревой Е.В. о включении в специальный стаж периода работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), поскольку в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа у которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена работа в учреждении социального обслуживания: дом интернат для престарелых и инвалидов, тогда как наименование учреждения пансионат для ветеранов войны и труда, указанный список не содержит. Также суд сослался на то, что работодателем - Туношенским пансионатом ветеранов войны и труда в отношении спорного периода работы истца не указан код льготной работы.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда находит вывод судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований Чухаревой Е.В. во включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993 в специальный стаж в льготном исчислении верным, соответствующим установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, анализ которых приведен в обжалуемых судебных постановлениях.

Доводы заявителя кассационной жалобы в данной части подлежат отклонению в силу следующего.

Статья 167 КЗоТ РСФСР до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием данного Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-I № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом акта его разъяснений, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть при условии, если такой отпуск начался до 06.10.1992.

Вместе с тем, по смыслу закона для включения в специальный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимо, чтобы такой отпуск имел место в период соответствующей работы, подлежащей включению в стаж работы по специальности.

Как усматривается из материалов дела, Чухарева Е.В. имеет сына - Чухарева Г.А., родившегося 01.09.1991, то есть в период обучения истца в Высшем учебном заведении.

После окончания обучения 31.07.1992 истец была принята на работу с 01.08.1992 на должность участкового врача-терапевта в Краснохолмской ЦРБ, на указанный момент ребенку истца было 11 месяцев. Уволена истец с занимаемой должности - 31.07.1993.

Согласно справке Краснохолмской ЦРБ от 21.04.2017, весь указанный период с 01.08.1992 по 31.07.1993 Чухарева Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, в рассматриваемом случае до нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет Чухарева Е.В. не имела трудовой деятельности, подлежащей включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком полностью совпадает с записями о периоде её работы в Краснохолмской ЦРБ. В связи с чем, фактически трудовая деятельность истцом в данном учреждении в спорный период не осуществлялась.

При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о том, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1992 по 31.07.1993 не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как в этот период отсутствует факт работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, что является необходимым условием для включения и спорного периода в специальный стаж.

Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части разрешения требований Чухаревой Е.В. о включение в специальный стаж периода её работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда.

Как установлено судами, Чухарева Е.В. принята в ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда с 01.03.2010 на должность врача-терапевта, а с 08.11.2010 переведена на должность заведующей отделением «Милосердия», врач-терапевт.

Согласно приказу Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда от 13.06.2007 № 191-к на основании постановления администрации Ярославской области № 64 от 06.03.2007, приказа департамента труда и социальной поддержки Ярославской области № 91 от 15.03.2007 в соответствии с государственной регистрацией устава в новой редакции Туношенский дом-интернат для престарелых и инвалидов переименован в Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда с 08.06.2007.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в частности - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов; а разделом «Наименование должностей» врачи-специалисты всех наименований, в том числе руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований Чухаревой Е.В. о включении в специальный стаж периода работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), исходили из того, что в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа у которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена работа в учреждении социального обслуживания: дом интернат для престарелых и инвалидов, тогда как наименование учреждения пансионат для ветеранов войны и труда, указанный список не содержит.

Однако такой вывод судебных инстанций нельзя признать основанным на полном и всестороннем исследовании юридически значимых обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», утратившего силу с 01.01.2015, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

На основании Номенклатуры учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной Письмом Министерства труда Российской Федерации от 05.01.2003 № 30-ГК, к числу стационарных учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.

В соответствии с п. 6, дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 535-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2007 «ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», которым установлены виды учреждений социального обслуживания (п. 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.21), дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (п. 4.3.22).

Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 558-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2009 «ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», в п. 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесены дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда (п. 4.2.1).

Приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 258н утверждена Примерная номенклатура организаций социального обслуживания, к числу которых отнесены дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.

Таким образом, юридически значимым и подлежащим установлению в целях правильного разрешения спора являлось обстоятельство отнесения учреждения, в котором работает Чухарева Е.В. в период с 01.03.2010, к учреждениям социального обслуживания, предусмотренным Списком от 29.10.2002 № 781.

С учетом изложенного, суду первой инстанции следовало истребовать Устав ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда и дать ему оценку применительно к Номенклатурам учреждений социального обслуживания, утвержденным Письмом Министерства труда Российской Федерации от 05.01.2003 № 30-ГК и Приказом Минтруда России от 17.04.2014 № 258н.

Судом не установлены предмет и цели деятельности ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда, отделения «Милосердия», и не дано оценки применительно отнесения данного учреждения к учреждениям социального обслуживания, предусмотренным Списком от 29.10.2002 № 781.

Также судом не выяснена правовая позиция работодателя Чухаревой Е.В. - ГБУ СО ЯО Туношенский пансионат для ветеранов войны и труда, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, относительно периода работы истца в данном учреждении.

Однако указанные процессуальные обязанности судом первой инстанции выполнены не были, юридически значимые по делу обстоятельства в полной мере не установлены.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения по апелляционной жалобе Чухаревой Е.В., указанные нарушения также не устранил.

На основании изложенного, принятые по делу судебные постановления требованиям ст. ст. 195 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не соответствуют.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 года отменить в части разрешения требований Чухаревой Е.В. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода её работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), а также в части требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 года отменить в части разрешения требований Чухаревой Елены Владимировны к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода работы с 01.03.2010 по 05.12.2019 в Туношенском пансионате для ветеранов войны и труда в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца) и о назначении досрочной страховой пенсии по старости – отменить. В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Красноперекопский районный суд города Ярославля.

В остальной части решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чухаревой Елены Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи