НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 № 88-3385/20

Дело

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего ФИО6,

судей ФИО2 и ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Восточного административного округа <адрес> к ФИО1 о взыскании переплаты региональной социальной доплаты

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Перовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, объяснения ФИО1, представителя УСЗН ВАО <адрес>ФИО4,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

У С Т А Н О В И Л А:

Истец УСЗН ВАО <адрес> обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 412643 рубля 16 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ как неработающий пенсионер получал региональную социальную доплату к пенсии. ДД.ММ.ГГГГ при обращении ответчика в отдел социальной защиты населения района Ивановское ВАО <адрес> по вопросу изменения учетных данных в порядке межведомственного взаимодействия были получены сведения о том, что он с апреля 2013 года состоит в трудовых отношениях с Управлением специальной связи по Москве и <адрес>. Поскольку ответчик в добровольном порядке вернуть безосновательно полученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии отказался, УСЗН ЮАО <адрес> обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.

Решением Перовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования УСЗН <адрес> удовлетворены, с ФИО1 в пользу УСЗН ВАО <адрес> взыскана переплата региональной социальной доплаты в размере 412643 рубля 16 копеек. Также с ФИО1 в пользу бюджета <адрес> взыскана госпошлина в размере 7326 рублей 43 копейки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных актов ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права. В частности ответчик указывает на отсутствие своей вины в образовавшейся переплате, поскольку уведомлял истца о трудоустройстве. Также ссылается на то, что в данном случае усматривается отсутствие надлежащего выполнения своих обязанностей сотрудниками истца.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержал.

Представитель УСЗН ВАО <адрес>ФИО4 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Как установлено судами, ФИО1 состоит на учете в отделе социальной защиты населения района Ивановское ВАО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и является получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в ОСЗН района Ивановское ВАО <адрес> по вопросу изменения учетных данных (изменение выплатного предприятия).

В ходе проверки представленных документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия сотрудниками ОСЗН района Ивановское ВАО <адрес> были получены сведениях о доходах ответчика, согласно которым ответчик с апреля 2013 года работает в Управлении специальной связи по <адрес> и <адрес>.

Однако о данном обстоятельстве истец уведомлен не был, в связи с чем, образовалась переплата региональной социальной доплаты ФИО1 к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере согласно расчету истца - 412643 рубля 16 копеек.

Обращаясь в УСЗН ВАО <адрес> за назначением данной региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, им было подписано обязательство сообщать обо всех обстоятельствах, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты в течение 3 дней (л.д.15).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», пришел к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции) об удовлетворении исковых требований УСЗН ВАО <адрес> о взыскании с ФИО1 излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 412643 рубля 16 копеек, поскольку при рассмотрении дела было установлено безосновательное получение ответчиком суммы региональной социальной доплаты в данный период, так как он осуществлял трудовую деятельность, что в силу п. «з» п. 33 Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» является основанием для приостановления выплаты социальной доплаты. Также суды указали на то, что срок исковой давности истцом не пропущен ввиду того, что о безосновательном получении региональной доплаты истцу стало известно в июне 2018 года посредством внутриведомственного контроля, проведение которого было связано с обращением ответчика об изменении учетных данных.

Суд кассационной инстанции полагает, что указанные выводы судов нельзя признать законными и обоснованными, поскольку судами допущены существенные нарушениям норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты к социальной пенсии по инвалидности как неработающий пенсионер на основании постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в <адрес>», которым было утверждено Положение о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета.

С ФИО5ДД.ММ.ГГГГ было взято обязательство в 10-дневный срок известить отдел социальной защиты населения по месту выплаты пенсии о поступлении на работу.

С ДД.ММ.ГГГГФИО5 взамен ежемесячной компенсационной выплаты к социальной пенсии по инвалидности в связи с принятием постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.

Этим же постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения <адрес> по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.

В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения <адрес>, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт «г» пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Управления социальной защиты населения <адрес> вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения <адрес> приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения <адрес>, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).

Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:

а) на основании решения управления социальной защиты населения <адрес> об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;

б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения <адрес>);

в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.

Исходя из приведенных положений нормативного правового акта <адрес> (постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии») право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения <адрес> по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района <адрес> об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).

Изложенные выше нормативные положения, регулирующие спорные отношения, судебными инстанциями применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, судами первой и апелляционной инстанций не установлены.

УСЗН ВАО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности в виде излишне полученной им региональной социальной доплаты к пенсии по инвалидности.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).

Согласно материалам дела ФИО1 на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная компенсационная выплата (доплата) к пенсии по инвалидности как неработающему пенсионеру, ему были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии. В этом заявлении содержится обязательство ФИО1 сообщить управлению социальной защиты населения района <адрес> о поступлении на работу. Копия указанного заявления ответчика приложена истцом к исковому заявлению.

Документов, касающихся назначения ФИО1 региональной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, истцом суду не представлено.

Между тем по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований УСЗН ВАО <адрес> и их обоснования, а также с учетом регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление судом следующих обстоятельств: был ли ФИО1 проинформирован УСЗН ВАО <адрес> о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии; разъяснены ли ему были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии; подавал ли ФИО1 заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии; принимал ли ФИО1 письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения <адрес> о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Суду первой инстанции в соответствии с положениями процессуального закона (статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) следовало возложить бремя доказывания данных имеющих значение для дела обстоятельств на орган социальной защиты населения, требующий возврата излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии, то есть на истца, а также истребовать от истца документы, обосновывающие его исковые требования.

Однако суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, указанные выше обстоятельства в качестве юридически значимых не определил и не установил, обязанность на истца представить дополнительные доказательства не возложил, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований УСЗН ВАО <адрес> лишь на несвоевременное сообщение ФИО1 органу социальной защиты населения сведений о факте своего трудоустройства, в связи с чем этот вывод не может быть признан правомерным.

Второй кассационный суд общей юрисдикции также считает необоснованным вывод судебных инстанций о том, что УСЗН ВАО г Москвы не пропустило срок исковой давности по требованиям о взыскании с ФИО1 задолженности в виде излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратившись в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.

В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств <адрес>, главного администратора доходов бюджета <адрес> по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения <адрес>, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения <адрес> действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.

Приказом Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа <адрес>, пунктом 1.1 которого установлено, что УСЗН ВАО <адрес> (далее также - Управление) является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес>, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).

Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям <адрес> социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами <адрес> (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).

Управление осуществляет:

- работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в <адрес> с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ «Соцзащита» Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения);

- взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти <адрес>, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей <адрес> (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);

- обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);

- обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения).

Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета <адрес> согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).

Из приведенных норм Положения об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа <адрес> следует, что Управление наделено полномочиями в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.

Нормативные положения, определяющие полномочия УСЗН ВАО <адрес> по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности (о применении которой было заявлено ответчиком ФИО1) при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску УСЗН ВАО <адрес> к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты.

Суду следовало установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты населения узнал или должен был узнать исходя из его полномочий по контролю за расходованием средств из бюджета <адрес> о возможной утрате гражданином (пенсионером) права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты населения права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Приведенные выше нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, судом первой инстанции были применены неправильно, вследствие этого не установлены обстоятельства, связанные с определением начального момента возникновения у органа социальной защиты населения с учетом имеющихся у него полномочий по контролю за расходованием его средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты, о взыскании с ФИО1 суммы излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии.

Не были предметом исследования суда первой инстанции и причины невыполнения возложенных на УСЗН ВАО <адрес> функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> и <адрес>) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты.

Как усматривается из материалов дела, со стороны УСЗН ВАО <адрес> не осуществлялся контроль при выплате региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 за соблюдением им как пенсионером условий для получения такой выплаты и за целевым расходованием средств на осуществление ФИО1 региональной социальной доплаты к пенсии на протяжении длительного периода - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд не выяснил, когда орган социальной защиты населения должен был узнать о возможной утрате гражданином (в данном случае ФИО1) права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, принимая во внимание его компетенцию и полномочия, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Невыполнение УСЗН ВАО <адрес> в период с 2013 года по 2018 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате ФИО1 региональной социальной доплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной ФИО1 региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения <адрес> возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.

Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что орган социальной защиты населения узнал о трудоустройстве ФИО1 только в июне 2018 года посредством внутриведомственного контроля, проведение которого было связано с обращением ответчика об изменении учетных данных, и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям органа социальной защиты населения к ФИО1 о взыскании задолженности в виде излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии, вследствие чего истец, обратившись в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, не пропустил срок исковой давности, не соответствуют нормам закона об исковой давности.

Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Однако суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения по апелляционной жалобе истца, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.

Указанные нарушения являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие юридическое значение для его разрешения, закон, подлежащий применению, и с учетом установленных обстоятельств постановить законное и обоснованное судебное постановление.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.

Председательствующий

Судьи