НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2019 № 88-2301/20

I инстанция – Демочкина О.В.

II инстанция – Мызникова Н.В., Масленникова Л.В. (докладчик), Лобова Л.В.

Дело № 88-2301/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 февраля 2019 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захаровой С.В.,

судей Матушкиной Н.В. и Курчевской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы к Дубинец Александру Юрьевичу о взыскании денежных средств, предоставленных в виде субсидий на организацию самозанятости, (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-769/2019)

по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Ильиной Т.В. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2019 года

Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Ильиной Т.В., поддержавшей доводы жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обратился в суд с иском к Дубинец А.Ю. м о взыскании денежных средств, предоставленных в виде субсидий на организацию самозанятости, в размере 309820 руб.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 01 августа 2011 года между Департаментом труда и занятости населения города Москвы и Дубинец А.Ю. был заключен договор о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости, по условиям которого ответчику за счет средств бюджета г. Москвы была предоставлена субсидия на организацию самозанятости. Ответчик обязался создать два новых рабочих места и трудоустроить двух граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и предоставлять истцу отчет о ходе выполнения обязательств по договору. Принятые на себя по договору обязательства Департамент труда и занятости населения г. Москвы выполнил, предоставив обусловленную договором денежную сумму, однако ответчик свои обязательства не исполнил, отчеты о проделанной работе не предоставил, трудоустройство двух граждан на срок, предусмотренный договором, не осуществил, полученные по договору денежные средства добровольно не возвратил.

Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены; взысканы с Дубинец Александра Юрьевича в пользу Департамента труда и занятости населения города Москвы денежные средства, предоставленные в виде субсидий на организацию самозанятости в размере 309 820 руб.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2019 года решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2019 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы к Дубинец А.Ю. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде субсидий на организацию самозанятости, в размере 309820 руб. отказано.

В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Ильина Т.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что судами существенно нарушены нормы материального права. Указывает, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание пункт 6.5 Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 727-ПП. Не согласна с выводами суда о том, что ответчиком выполнены условия договора, учитывая положение п. 4.2 договора. Выполнение условий договора о трудоустройстве работников актом № 1 от 02.11.2011 не зафиксировано; ответчиком акт № 1 от 02.11.2011 акт не подписан. Выделяя средства субсидии, город Москва гарантирует создание рабочих мест для граждан и трудоустройство их на созданные рабочие места не менее 12 месяцев, определив срок действия договора не менее 12 месяцев с момента трудоустройства последнего гражданина на созданное рабочее место.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, имеется несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 01 августа 2011 года между Департаментом труда и занятости города Москвы и Дубинец А.Ю. был заключен договор № 123 О предоставлении из бюджета г. Москвы субсидий на организацию самозанятости.

Пунктом 1.1 договора установлено, что гражданин организует самозанятость по оказанию услуг по перевозке людей, а Департамент в целях полного или частичного возмещения его затрат по организации самозанятости, предоставляет ему из бюджета города Москвы субсидию на организацию самозанятости, в том числе компенсирует расходы по регистрации предпринимательской деятельности в размере, предусмотренном п.2.2.1 настоящего договора, и сметой затрат (приложение 1 к Договору).

В соответствии с пунктом 2.2.1 договора Департамент предоставил ответчику бюджетные средства в виде субсидий на организацию самозанятости в размере 312 000 рублей, из которых 308 600 - на приобретение автомобиля Ниссан, 3 400 - компенсация затрат по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2.1.6 договора ответчик обязуется создать два новых рабочих места и трудоустроить на них 2 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с бизнес-планом, с заработной платой работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.

В силу пункта 2.1.7 договора ответчик обязался ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за кварталом, предоставлять в Департамент отчет о ходе выполнения обязательств по договору с предоставлением документов, подтверждающих информацию о количестве созданных мест, о численности трудоустроенных граждан на созданные рабочие места, о заработной плате трудоустроенных граждан, о сумме перечисленных страховых взносов в государственные бюджетные фонды.

В соответствии с пунктом 4.1 договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует не менее двенадцати месяцев с момента трудоустройства последнего гражданина на созданное рабочее место в рамках данного договора либо до момента расторжения.

Документом об исполнении (окончании срока действия) договора является Акт о выполнении договора (приложение 5 к договору), который оформляется в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.2 договора).

На основании постановления Правительства г. Москвы от 26 августа 2015 г. N 526- ПП "О реорганизации Департамента социальной защиты населения города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных учреждений города Москвы" Департамент труда и занятости населения г. Москвы реорганизован в форме присоединения к Департаменту социальной защиты населения города Москвы, который, в свою очередь, переименован в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Суд установил, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору, предоставив ответчику денежные средства в обусловленном договором размере.

В подтверждение выполнения своих обязательств по договору Дубинец А.Ю. представил в суд приказы о приеме на работу Елисеевой Н.А. и Звонцовой Е.В. от 24 января 2012 года и отчеты о ходе выполнения обязательств по договору от 01 августа 2011 год, в том числе по приобретению автомобиля Ниссан по договору купли-продажи от 11 октября 2011 года.

Удовлетворяя заявленные Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что после увольнения Елисеевой Н.А. и Звонцовой Е.В. ответчик не предпринял меры для трудоустройства новых граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и не отчитался об исполнении обязательств по договору, в том числе о выплате работникам заработной платы и о суммах страховых взносов. При этом суд также сослался на то, что по смыслу правовых норм, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, и заключенного сторонами договора, ответчик обязался создать рабочие места для лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, в течение всего срока действия договора, то есть в течение 12 месяцев, однако это условие ответчиком выполнено не было, поскольку трудоустроенные им граждане уволились через месяц, а другие лица ответчиком на работу приняты не были.

С указанными выводами суда первой инстанции не согласилась апелляционная инстанция.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из представленных в материалы дела приказов № 01 от 24 января 2012 года и № 02 от 24 января 2012 года усматривается, что 24 января 2012 года Дубинец А.Ю. трудоустроил двух граждан - Елисееву Н.А. и Звонцову Е.В. Данное обстоятельство также подтверждается служебной запиской от 17 июля 2013 года, согласно которой из представленных Дубинец А.Ю. отчетов следует, что 24 января 2012 года он трудоустроил двух граждан, которые приказом № 03 от 24 февраля 2012 года были уволены. 7 ноября 2011 года был составлен Акт № 1, согласно которому по результатам проверки установлено выполнение Дубинец А.Ю. договорных обязательств по договору № 123 от 01 августа 2011 года. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о нарушении Дубинец А.Ю. условий договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.

Правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в г. Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей г. Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей г. Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения установлены Законом г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве".

Действие названного закона распространяется на жителей города Москвы, достигших возраста, с которого в соответствии с трудовым законодательством допускается заключение трудового договора, независимо от пола, национальности, социального положения, отношения к религии, политических убеждений, а также на работодателей, вступающих в трудовые отношения с работниками на территории города Москвы (часть 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 реализация государственной политики в области содействия занятости населения в Москве основывается в том числе на принципе профилактики и преодоления негативных последствий безработицы.

В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения принимаются и реализуются городские целевые программы по содействию занятости населения (часть 1 статьи 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

Городские целевые программы по содействию занятости населения предусматривают среди прочих меры по реализации специальных мероприятий, способствующих трудоустройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (пункт 11 части 2 статьи 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

К числу таких специальных мероприятий относится организация самозанятости безработных граждан.

Под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральным законодательством (часть 1 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется, в частности, в форме предоставления финансовой помощи для организации самозанятости в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (пункт 3 части 3 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным учреждением службы занятости населения и безработным гражданином (часть 4 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

Частью 5 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 определены необходимые условия предоставления финансовой помощи для организации самозанятости. В числе этих условий регистрация гражданина в качестве безработного в государственном учреждении службы занятости населения; избрание вида деятельности, являющегося приоритетным для г. Москвы; предоставление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-плана); заключение договора между государственным учреждением службы занятости населения и гражданином; получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия в соответствии с заключенным договором (пункты 2-6 части 5 статьи 18 названного закона).

Порядок содействия самозанятости безработных граждан и иных категорий граждан определяется Правительством Москвы (часть 7 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).

На момент заключения Департаментом и Дубинец А.Ю. договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости от 01 августа 2011 года порядок организации работы по содействию самозанятости безработных и иных категорий граждан и условия предоставления субсидий безработным гражданам из бюджета города Москвы на организацию самозанятости был установлен Положением о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП. Названное постановление утратило силу 30 декабря 2012 г. в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. N 757-ПП "Об утверждении порядка предоставления безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства".

В соответствии с пунктом 1.3 Положения предоставление субсидий осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий период Департаменту для реализации мероприятий Программы содействия занятости населения города Москвы.

Содействие самозанятости включает в себя комплекс мероприятий по оказанию информационных, консультационных и иных услуг гражданам по вопросам организации самозанятости, а также предоставление безработным гражданам субсидии за счет средств бюджета города Москвы на организацию самозанятости (пункт 1.4 Положения).

Пунктом 2.1 Положения определено, что получателями государственной услуги по содействию самозанятости являются: безработные граждане, зарегистрированные в установленном порядке в государственном учреждении службы занятости населения; граждане, обратившиеся за консультацией в государственное учреждение службы занятости населения; граждане, ищущие работу (занятые и незанятые), зарегистрированные в установленном порядке в государственном учреждении службы занятости населения.

Субсидия предоставляется на полное или частичное возмещение затрат по организации самозанятости безработным гражданам, обоснованных бизнес-планом, включая компенсацию затрат по государственной регистрации в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением расходов на оплату труда. Максимальный размер субсидии не может превышать 327000 рублей (пункт 3.1 Положения).

Критериями отбора претендентов на получение субсидий на организацию самозанятости являются предусмотренные в предоставленных технико-экономических обоснованиях (бизнес-планах): размер заработной платы, обеспечиваемый получателем субсидии наемным работникам в течение срока действия договора о предоставлении субсидии; количество создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (абзац второй пункта 5.2 Положения).

Субсидия предоставляется на основании договора между Департаментом и получателем субсидии (абзац первый пункта 5.5 Положения).

В договоре предусматриваются условия, сроки и порядок перечисления субсидии, условия о целевом расходовании субсидии, обязательства по представлению отчета об использовании субсидии, обязанность возврата субсидии в бюджет города Москвы в случае ее нецелевого использования и ответственность за нецелевое использование полученной субсидии (пункт 5.6 Положения).

Получатели субсидии в течение 15 дней после окончания отчетного периода, установленного договором, представляют в Департамент отчет о ходе выполнения обязательств по договору, включая информацию по: количеству созданных рабочих мест; численности трудоустроенных граждан на созданные рабочие места; уровню заработной платы по каждому трудоустроенному гражданину с документальным подтверждением; сумме перечисленных страховых взносов в государственные внебюджетных фонды (пункт 6.3 Положения).

Получатели субсидии несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы за достоверность данных, представляемых в Департамент, а также за нецелевое использование средств бюджета города Москвы (пункт 6.4 Положения).

В случае нецелевого использования предоставленной субсидии получатель субсидии возмещает в бюджет города Москвы всю сумму субсидии, которая использована им не по назначению, и несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы (пункт 6.6 Положения).

Организация работы по взысканию бюджетных средств в случае их нецелевого использования осуществляется Департаментом в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы (пункт 6.7 Положения).

Из приведенных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города Москвы - следует, что в г. Москве установлены дополнительные гарантии по обеспечению прав жителей г. Москвы на труд и социальную защиту от безработицы в виде специальных мер, способствующих трудоустройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Одной из таких мер является содействие самозанятости безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которое осуществляется в том числе путем предоставления финансовой помощи таким гражданам в виде субсидии за счет средств бюджета г. Москвы на организацию самозанятости.

Предоставление субсидии для организации самозанятости является мерой социальной поддержки проживающих в г. Москве безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях повышения их социальной защищенности.

Нормативными правовыми актами г. Москвы регламентирован порядок и определены условия предоставления за счет средств бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости. В частности, такая субсидия предоставляется на основании договора, заключаемого уполномоченным органом и получателем субсидии, которым устанавливаются размер субсидии, сроки и порядок ее перечисления получателю, а также обязанности получателя субсидии о целевом расходовании этих денежных средств, в числе которых создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В случае нецелевого использования предоставленной субсидии получатель субсидии обязан возместить в бюджет г. Москвы всю сумму субсидии.

Доводы кассационной жалобы Департамента труда и занятости населения города Москвы заслуживают внимания.

В жалобе указано, что о том, что ответчиком не выполнены условия договора, принимая во внимание пункт 4.2 договора; выполнение условий договора о трудоустройстве работников актом № 1 от 07.11.2011 не зафиксировано, ответчиком акт № 1 от 07.11.2011 акт не подписан.

Согласно п. 4.2 договора о предоставлении из бюджета города Москвы субсидии на организацию самозанятости от 01 августа 2011 года № 123, заключенного между Департаментом труда и занятости населения города Москвы и Дубинец А.Ю. документом об исполнении (окончании срока действия) договора является акт о выполнении работ (Приложение 5 к Договору), который оформляется в соответствии с действующим законодательством.

Между тем, в материалах дела отсутствует акт о выполнении работ (Приложение 5 к Договору), подписанный сторонами договора, о чем указано в кассационной жалобе.

Кроме того, в апелляционном определении не дана оценка другим условиям договора о предоставлении из бюджета города Москвы субсидии на организацию самозанятости от 01 августа 2011 года № 123, заключенного между Департаментом труда и занятости населения города Москвы и Дубинец А.Ю.

Так, согласно п. 2.1.5 договора гражданин принимает на себя обязательства представлять в период пользования субсидией в сроки, определенные договором, в ГУ ЦЗН ЗАО города Москвы отчет о расходовании целевых средств (приложение 1 к договору) и не позднее сроков, установленных графиком предоставления отчетов о расходовании субсидий на организацию самозанятости (приложение № 1 к договору).

Согласно пункту 2.1.6 договора ответчик обязуется создать два новых рабочих места и трудоустроить на них 2 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с бизнес-планом, с заработной платой работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.

В силу пункта 2.1.7 договора ответчик обязался ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за кварталом, предоставлять в Департамент отчет о ходе выполнения обязательств по договору с предоставлением документов, подтверждающих информацию о количестве созданных мест, о численности трудоустроенных граждан на созданные рабочие места, о заработной плате трудоустроенных граждан, о сумме перечисленных страховых взносов в государственные бюджетные фонды.

Согласно пункту 2.1.11 договора в случае получения от Департамента уведомления о необходимости предоставления документов в связи с обнаружением недостоверности или претензии о нарушении обязательств по настоящему договору (приложение № 7 к Договору) в течение 5 рабочих дней возвратить на расчетный счет Департамента денежные средства, полученные в виде субсидии.

В силу пункта 2.1.12 договора по истечении установленного графиком представления отчетов срока, в случае непредставления правильно оформленных документов, гражданин обязан возвратить полученные финансовые средства на расчетный счет Департамента в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с пунктом 4.1 договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует не менее двенадцати месяцев с момента трудоустройства последнего гражданина на созданное рабочее место в рамках данного договора либо до момента расторжения.

Судом апелляционной инстанции не дана оценка вышеуказанным условиям договора, не установлены юридически значимые обстоятельства: выполнены ли ответчиком в полном объеме обязанности, предусмотренные договором, в том числе пунктами 2.1.5 - 2.1.7 договора, представлены ли ответчиком отчеты за весь период срока действия договора.

Согласно пункта 6.5 Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 727-ПП не использованные в установленный срок бюджетные средства, а также бюджетные средства, использованные с нарушением условий договора об их предоставлении, в трехдневный срок подлежат возврату в бюджет города Москвы.

Суду апелляционной инстанции необходимо в полном объеме установить юридически значимые обстоятельства, связанные с исполнением ответчиком Дубинец А.Ю. обязанностей, возложенных на него договором, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 августа 2019 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.

Председательствующий

Судьи