Дело № Уникальный идентификатор дела 62RS0№-43 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 3 марта 2020 года <адрес> Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего ФИО6, судей ФИО3 и ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании права на получение социальной выплаты (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-732/2019) по кассационной жалобе ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции у с т а н о в и л а: ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, начиная с момента рождения ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ <адрес> она обратилась в Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, представив необходимые документы. Ответчиком было отказано истцу в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в <адрес> за второй квартал, предшествующий году обращения. ФИО2 имеет статус адвоката с 2013 г. и осуществляет деятельность в адвокатском кабинете. Особенности исчисления и уплаты НДФЛ адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, урегулированы ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п.3 ст.210, п.1 ст.225 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении суммы НДФЛ базой налогообложения является сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Из представленной истцом налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 г. следует, что общая сумма доходов ФИО2 составляет 461741 руб., сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, составляет 215521,45 руб. Соответственно, размер налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по ставке, установленной п.1 ст.224 Налогового кодекса Российской Федерации, за минусом налоговых вычетов составляет 246219,55 рублей. В связи с этим размер среднедушевого дохода на 1 члена семьи истца составляет 10259,14 руб. что менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в <адрес>. Истец полагает, что, не учитывая профессиональный налоговый вычет при определении дохода, ответчик нарушает права истца, которые предоставлены действующим налоговым законодательством. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО2 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе ФИО2, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ как незаконных. Заявитель указывает на неправильное применение судом положений статей 54, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает, что с учетом имеющегося у нее статуса адвоката, осуществляющего деятельность в адвокатском кабинете, при определении среднедушевого дохода ее семьи подлежит учету профессиональный налоговый вычет, что необоснованно не было принято во внимание судебными инстанциями. Также полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости учета при определении среднедушевого дохода ее семьи дохода отца ребенка, поскольку в браке с ним истец не состоит, совместно не проживает. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела истец ФИО2, представитель ответчика Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», представители третьих лиц Государственной инспекции труда в <адрес>, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Межрайонной ИФНС России № по <адрес>. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему. Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и выразились они в следующем. Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО2 имеет статус адвоката и занимается адвокатской деятельностью. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в территориальный отдел по <адрес> ГБУ РО «МФЦ <адрес>» с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, представив свой паспорт, реквизиты счета, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об установлении отцовства, свидетельства о регистрации по месту пребывания, выписку из протокола заседания Совета Адвокатской палаты <адрес> о своем статусе, удостоверение адвоката, свою налоговую декларацию. Уведомлением Отдела по <адрес> казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 отказано в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Основанием отказа в назначении истцу ежемесячной выплаты явилось превышение среднедушевого дохода семьи заявителя 1,5 кратной величины суммы прожиточного минимума на территории <адрес>, установленного на 2 квартал 2018 года, предшествующий году обращения (15208,50 руб.). Среднедушевой доход заявителя исчислен органом социальной защиты населения на дату подачи заявления в размере 19239,21 руб. Отказывая ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, возложении обязанности назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, начиная с момента рождения ребенка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», статей 54, 221 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ и принятый в его исполнение Порядок осуществления ежемесячных выплат не содержат положений, предусматривающих вычет расходов (в том числе профессиональных вычетов) при определении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в связи с чем пришел к выводу о том, что органом социальной защиты населения при определении величины среднедушевого дохода семьи ФИО2 в целях получения ей выплаты в связи с рождением первого ребенка, обоснованно исчислен ее доход от занятий адвокатской деятельностью без учета профессионального налогового вычета, который превысил 1,5 кратную величину суммы прожиточного минимума на территории <адрес>, установленного на 2 квартал 2018 года, предшествующий году обращения. С указанным выводом по существу согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что в нарушение положений ч.10 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», согласно которым в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети, истцом ФИО2 при обращении в орган социальной защиты населения не представлены сведения о доходах отца ребенка ФИО5, который является индивидуальным предпринимателем. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям. В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению, что подтверждается также разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции». Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав. Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2 ст. 1 Закона). В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ законодатель определил порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления данной выплаты, установив, в частности, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6). Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, с повышенным, по сравнению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, уровнем среднедушевого дохода. Согласно ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 названного кодекса (то есть в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 данного кодекса, с учетом особенностей, установленных его гл. 23 (п. 3). В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, указаны в числе лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 227 Кодекса, и, следовательно, имеют право на получение профессионального налогового вычета. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. В силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса по доходам от предпринимательской и иной профессиональной деятельности имеют право уменьшить суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности, на профессиональные налоговые вычеты в размере фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения доходы индивидуальных предпринимателей и произведенные ими расходы определяются применительно к Разъяснениям о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ №№№н; 112н; 1294). Данными разъяснениями предусмотрено удержание алиментов с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе адвокатами, не содержат неопределенности и при установлении налогооблагаемого дохода налогоплательщика, являющегося адвокатом, предполагают возможность применения в том числе профессиональных налоговых вычетов. Следовательно, налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц - адвоката определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов. Таким образом, взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в силу их буквального содержания, поскольку не предусмотрено иное, предполагают определение доходов для целей получения соответствующей ежемесячной выплаты исходя из налогооблагаемого дохода (с учетом уменьшения доходов налогоплательщика на сумму профессиональных налоговых вычетов), но до вычета налогов. Между тем, при рассмотрении настоящего дела нормы материального права, а именно, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», регламентирующие порядок расчета среднедушевого дохода семьи для целей предоставления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, применены судами первой и апелляционной инстанций без учета особенностей нормативного регулирования налогообложения доходов адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. При таких данных вывод судебных инстанций о том, что при определении величины среднедушевого дохода семьи ФИО2 в целях получения ей выплаты в связи с рождением первого ребенка органом социальной защиты населения обоснованно исчислен ее доход от занятий адвокатской деятельностью без учета профессионального налогового вычета, нельзя признать соответствующим закону. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что истцом ФИО2 при обращении в орган социальной защиты населения не представлен полный перечень документов, а именно, в нарушение положений ч.10 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» не представлены сведения о доходах отца ребенка ФИО5, который является индивидуальным предпринимателем, также не основан на законе, поскольку, принимая во внимание характер спорных правоотношений, вытекающих из оспаривания заявителем законности действий (решения) государственного учреждения, наделенного отдельными государственными (иными публичными) полномочиями, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона. Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции определила: Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Рязанский областной суд. Председательствующий Судьи |