НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2022 № 2-1421/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10544/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 31 мая 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.

судей: Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1421/2021 (02RS0001-01-2021-003990-37) по иску Шашукова А.Б. к МВД по Республике Алтай о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам, зачете его в период службы, изменении даты увольнения, взыскании компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Шашукова А.Б. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Шашукова А.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по Республике Алтай Гаврилова А.В., возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Шашуков А.Б. обратился в суд с иском МВД по Республике Алтай о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам, зачете его в период службы, изменении даты увольнения, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что в период с 20 сентября 1994 г. по 21 марта 2021 г. истец служил в органах внутренних дел Российской Федерации. Последняя занимаемая должность - начальник отдела по противодействию организованной преступности Управления уголовного розыска МВД по Республике Алтай.

Согласно табелю учета рабочего времени за 2018 год у истца имеется 460 часов, подлежащих компенсации за выполнение служебных обязанностей установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

28 мая 2019 г. при выходе в дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД и ненормированный служебный день в 2018 г., истец обратился к непосредственному руководителю для согласования рапорта о предоставлении отпусков и присоединении к ним дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год в количестве 58 рабочих дней. В согласовании рапорта истцу было отказано, с требованием изменить формулировку, что истцом и было сделано. Шашукову А.Б. в просьбе было отказано из-за сложившейся судебной практики.

1 декабря 2020 г. истец обратился с рапортом к министру МВД по Республике Алтай о предоставлении дополнительных дней отпуска за стаж службы в ОВД за 2020 год и присоединении к нему дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, на что было принято решение о предоставлении истцу положенного дополнительного отпуска за 2020 год с 3 декабря 2020 г. без разъяснения причин отказа удовлетворения рапорта в полном объеме.

11 января 2021 г. истцом на имя врио министра МВД по Республике Алтай был подан рапорт о предоставлении основного отпуска за 2021 год, дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД и ненормированный служебный день за 2021 год, дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, с последующим увольнением из органов внутренних дел. В удовлетворении рапорта в части предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истцу было отказано.

Истец полагает, что в мае, как и в декабре 2019 г. при выходе в оплачиваемый отпуск за 2018 год у него имелись законные основания для получения компенсации в виде предоставления дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году.

Также Шашуков А.Б. полагает, что положения пункта 285 Приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» распространяются и на 2020 год. Отказы в предоставлении дополнительных дней отдыха грубо нарушили права истца, предусмотренные законодательством. Приказом МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 г. № 1 л/с истец уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 20211 г. № 342- ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 19 марта 2021 г.

Приказом от 19 марта 2021 г. л/с внесены изменения в приказ от 11 января 2021 г., дата увольнения изменена на 21 марта 2021 г., поскольку Шашуков А.Б. 19 марта. 2021 г. обратился с рапортом на имя врио министра МВД по Республике Алтай об изменении оснований увольнения с пункта 4 части 2 статьи 82 на пункт 8 части 2 статьи 80 и предоставлении дополнительного отпуска по личным обстоятельствам с 21 марта 2021 г. В предоставлении дополнительного отпуска отказано, поскольку в случае предоставления отпуска с последующим увольнением, последним рабочим днем работы является день, предшествующий первому дню отпуска и фактически трудовые отношения были прекращены с 11 января 2021 г.

С учетом уточнения требований истец просил взыскать с ответчика компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 307 740 рублей, предоставить оплачиваемый отпуск по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней с 21 марта 2021 г. и зачесть его в период службы в органах внутренних дел, изменить дату увольнения на 21 апреля 2021 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2022 г., исковые требования Шашукова А.Б. к МВД по Республике Алтай о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в сумме 307 740 рублей, предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней, зачете его в период службы, изменении даты увольнения на 21 апреля 2021 г., взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей оставлены без удовлетворения.

Шашуковым А.Б. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Шашукова А.Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по Республике Алтай Гаврилова А.В., действующего на основании доверенности от 29 марта 2021 г., возражавшего относительно доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Шашуков А.Б. в период с 20 сентября 1994 г. по 21 марта 2021 г. проходил службу в МВД по Республике Алтай.

Согласно табелям учета служебного (рабочего) времени по состоянию на 31 декабря 2018 г. у Шашукова А.Б. имелось 460 часов, подлежащих компенсации дополнительным временем отдыха или выплатой денежной компенсации.

В период прохождения службы 28 мая 2019 г., 23 декабря 2019 г., 28 октября 2020 г., 1 декабря 2020 г., 11 января 2021 г. Шашуковым А.Б. на имя министра внутренних дел по Республики Алтай были поданы рапорты о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в количестве 57 рабочих дней.

Из пояснений истца в суде первой инстанции следует, что при подаче рапортов 28 мая 2019 г., 23 декабря 2019 г., 28 октября 2020 г. о предоставлении дополнительных отпусков за ненормированный служебный день и стаж службы он указывал также о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год. В связи с тем, что непосредственный начальник - начальник УУР МВД по Республике Алтай отказался согласовывать рапорты в такой редакции, он рапорты переписал, исключив из их содержания просьбу о предоставлении дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год. 1 декабря 2020 г. рапорт о предоставлении дополнительных отпусков и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, был подан министру внутренних дел по Республики Алтай, без согласования с непосредственным руководителем.

Судом установлено, что рапорты от 28 мая 2019 г., 23 декабря 2019 г., 28 октября 2020 г. в первоначальной редакции, содержащей просьбу сотрудника о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год, министру внутренних дел по Республике Алтай не передавались, ответов на них не имеется

Из ответа МВД по Республике Алтай от 4 декабря 2020 г. следует, что рапорт Шашукова А.Б. о предоставлении дополнительных отпусков от 1 декабря 2020 г. рассмотрен руководством МВД по Республике Алтай, принято решение о предоставлении положенного дополнительного отпуска за 2020 год, с 3 декабря 2020 г.

11 января 2021 г. Шашуковым А.Б. был подан рапорт о предоставлении неиспользованных отпусков за 2020, 2021 г.г., дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 г. в количестве 57 рабочих дней, с 12 января 2021 г. с последующим увольнением из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с выплатой материальной помощи за 2021 г.

Приказом МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 г. л/с-о Шашукову А.Б. предоставлен отпуск с 12 января 2021 г, с последующим увольнением из органов внутренних дел.

Приказом МВД по Республике Алтай л/с от 11 января 2021 г. Шашуков А.Б. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 19 марта 2021 г. Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 19 марта 2021 г. составляет: в календарном исчислении 26 лет 05 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 31 год 02 месяца, для выплаты единовременного пособия 26 лет 05 месяцев 29 дней.

Письмом врио министра внутренних дел по Республике Шашукову А.Б. отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Ответ получен Шашуковым А.Б. 11 января 2021 г.

19 марта 2021 г. Шашуковым А.Б. подан рапорт об изменении основания увольнения, предоставлении отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом МВД по Республике Алтай от 19 марта 2021 г. л/с внесены изменения в приказ МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 л/с (об увольнении Шашукова А.Б.): в абзаце 2 слова «по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 19 марта 2021 г.» заменены словами «по пункту 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья - на основании заключения военно - врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе) 21 марта 2021 г.»; абзац 3 изложен в следующей редакции: «Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 21 марта 2021 г. составляет: в календарном исчислении 26 лет 06 месяцев 01 день, в льготном исчислении 31 год 02 месяца 02 дня, для выплаты единовременного пособия 26 лет 06 месяцев 01 день»; в абзаце 4 слова «с 12 января по 19 марта 2021 года» заменены словами «с 12 января по 21 марта 2021 года».

Приказом МВД по Республике Алтай от 16 апреля 2021 г. л/с внесены изменения в приказ МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 л/с (об увольнении Шашукова А.Б.): абзац 3 изложен в следующей редакции: «Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 21 марта 2021 года составляет: в календарном исчислении 26 лет 6 месяцев 1 день, в льготном исчислении 30 лет 11 месяцев 02 дня, для выплаты единовременного пособия 26 лет 6 месяцев 1 день».

Письмом МВД по Республике Алтай от 25 марта 2021 г. Шашукову А.Б. в предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия отказано, в качестве основания отказа указано на прекращение трудовых отношений.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. №50, Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65, исходя из того, что с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год Шашуков А.Б. должен был обратиться не позднее последнего рабочего дня в 2018 году, установив, что с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха в соответствии с табелем учета рабочего времени за 2018 год Шашуков А.Б. обратился 28 мая 2019 г., 23 декабря 2019 г., 28 октября 2020 г., 1 декабря 2020 г. то есть с пропуском срока, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с выпиской из табеля учета служебного времени за 2018 год в размере 307 740 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении оплачиваемого отпуска по личным обстоятельствам в количестве 30 календарных дней, зачете его в период службы, изменении даты увольнения, суд первой инстанции исходил из того, что трудовые отношения с Шашуковым А.Б. были прекращены, предоставление его за рамками действия контракта не предусмотрено действующим законодательством.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» Федеральным законом от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ определено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Частью 5 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному в том числе пунктом 2 части 2 статьи 82 этого закона, осуществляется по инициативе сотрудника органов внутренних дел.

Согласно части 1 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

До истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность (часть 2 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ).

В случае, если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях (часть 7 статьи 84 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ).

На основании части 12 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается.

В соответствии с частью 11 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай, пришла к правомерному выводу о том, что законом определен общий порядок увольнения сотрудника органов внутренних дел по собственной инициативе, то есть, когда сотрудник органов внутренних дел, реализуя свое право расторгнуть контракт о службе в органах внутренних дел по собственной инициативе до окончания срока действия контракта, подает рапорт об этом за месяц до предполагаемой даты увольнения. Такому сотруднику по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. Вместе с тем порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел, принявшему решение об увольнении по собственной инициативе, отпуска с последующим увольнением нормами специального закона не урегулирован, в связи с чем к отношениям, связанным с предоставлением сотруднику органов внутренних дел отпуска с последующим увольнением, подлежат применению нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации (по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Часть четвертая статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации представляет собой дополнительную гарантию трудовых прав работника, позволяя ему изменить свое решение об увольнении до дня начала отпуска.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 г. №131-О-О следует, что в соответствии с частью 2 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска.

Таким образом, изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, работник тем самым выражает намерение прекратить трудовое правоотношение с работодателем или соглашается с правомерностью его прекращения. Поэтому применение к нему правил, предусмотренных для работников, продолжающих трудовую деятельность, не соответствовало бы его волеизъявлению.

Установив, что Шашукову А.Б. в связи с подачей им 11 января 2021 г. рапорта о предоставлении отпуска с 12 января 2021 г. с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии) был предоставлен отпуск с 12 января 2021 г. и определена дата увольнения Шашукова А.Б. – 21 марта 2021 г. (с учетом приказа МВД по Республике Алтай от 19 марта 2021 г. № 75 л/с), судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что с 12 января 2021 г., с началом отпуска, трудовые отношения с Шашуковым А.Б. прекращены.

Доводы кассационной жалобы об ошибочном применении к спорным правоотношениям положений трудового законодательства, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку фактических обстоятельств, установленных по данному делу.

Предоставление истцу отпуска и его увольнение приказом МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 г. л/с на основании соответствующего рапорта Шашукова А.Б. о предоставлении отпуска с последующим увольнением, свидетельствуют о правильном применении судами первой и апелляционной инстанций к сложившимся отношениям положений статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации. Издание приказа МВД по Республике Алтай от 19 марта 2021 г. л/с о внесении изменений в приказом МВД по Республике Алтай от 11 января 2021 г. л/с о неправильном применении судами норм материального права не свидетельствует.

В силу части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что отпуск по личным обстоятельствам носит заявительный характер, предоставляется один раз за весь период службы в предусмотренных законом случаях и по желанию сотрудника, истец с рапортом о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам обратился в период нахождения в отпуске с последующим увольнением, обоснованно указал на то, что обязанность у работодателя по предоставлению отпуска сотруднику, с которым трудовые отношения прекращены, не возникает.

Вопреки доводам кассационной жалобы, изменение формулировки основания увольнения не влечет для Шашукова А.Б. возникновение права на предоставление работодателем отпуска по личным обстоятельствам на основании статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и изменении даты увольнения, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, изъявив желание получить отпуск с последующим увольнением, Шашуков А.Б. тем самым выразил желание прекратить трудовые отношения с работодателем и согласился с правомерностью их прекращения, поэтому с момента начала отпуска работодатель не несет каких-либо обязательств перед Шашуковым А.Б. по предоставлению иных отпусков.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности отказа в удовлетворении исковых требований о взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с выпиской из табеля учета служебного времени за 2018 год, поскольку в период службы истец неоднократно обращался к непосредственному руководителю для согласования вопроса о присоединении к отпуску дополнительных дней отдыха, данный вопрос не был согласован непосредственным руководителем, компенсация при увольнении не была выплачена, аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, получившей оценку судебных инстанций в обжалуемых судебных постановлениях.

Согласно части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с пунктом 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. №50 (далее - Порядок), в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

В соответствии с пунктом 284 указанного Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (пункт 285 Порядка).

Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе (пункт 286 Порядка).

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) (пункт 290 Порядка).

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (пункт 291).

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта (пункт 303).

Аналогичный порядок предусмотрен для выплаты сотруднику вместо предоставления дополнительных дней отдыха денежной компенсации.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (пункт 293).

В соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).

Согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Шашуковым А.Б. требований, суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушенного права истца, поскольку истцу был установлен ненормированный служебный день и право на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день реализовано в полном объеме, с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные и нерабочие праздничные дни в установленный законом срок истец не обращался.

Суды обоснованно исходили из отсутствия волеизъявления истца, выраженного в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации в период прохождения службы, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, отсутствия доказательств получения отказа в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или в присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствующем календарном периоде.

Доводы кассационной жалобы о том, что при расторжении контракта ответчик был обязан выплатить истцу соответствующую компенсацию, в том числе и за период 2018 г. не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в апелляционном определении и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Указание кассатора на незаконность выводов суда о пропуске срока на обращение за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ не могут служить основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений, поскольку не опровергают правильность выводов судов нижестоящих инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Поскольку учетным периодом служебного времени в данном случае является один год, то есть период, максимально установленный законодательством, следовательно, истец должен была узнать о наличии у него права на получение дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствующем текущем году (2018 г.). Следовательно, обращаясь 26 мая 2021 г. в суд с исковым заявлением о выплате денежной компенсации за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 г. истец пропустил установленный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ трехмесячный срок обращения за разрешением служебного спора.

В целом доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность оспариваемых судебного постановления, либо опровергали выводы суда, были предметом исследования и оценки судебных инстанций, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шашукова А.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: