ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-23783/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0033-01-2022-005132-45 (2-152/2023) по иску ФИО1 к акционерному обществу «Автоколонна 1880» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности, на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2023 г.
по кассационной жалобе акционерного общества «Автоколонна 1880» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Автоколонна 1880» (далее- АО «Автоколонна 1880») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что 27 декабря 2017 г. между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принят на работу в должности водителя 2-го класса отряда в соответствии со штатным расписанием.
В соответствии с п. 4.1 и 4.2 трудового договора истцу установлена тарифная ставка в размере 39,94 руб., районный коэффициент - 30%, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 30%, надбавка за классность - 25%, доплата за работу в ночное время - 40%.
На основании дополнительных соглашений в трудовой договор от 27 декабря 2017 г. внесены изменения в части оплаты труда: установлен класс условий труда - 3.1 (вредные условия), надбавка за вредные условия труда - 4%, тарифная ставка - 78,13 руб., персональная надбавка - 28%.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «Автоколонна 1880» - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении (код 49.39.11), в связи с чем на ответчика распространяется действие Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 годы, продленного на 2017-2019 годы, и Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2020-2022 годы, от присоединения к которому в установленном порядке ответчик не отказался.
Истец полагает, что оплата труда, установленная трудовым договором от 27 декабря 2017 г. и дополнительными соглашениями к нему, не соответствует положениям п. 3.2 Отраслевых соглашений, выплачивается в меньшем размере, что нарушает его трудовые права.
Согласно расчету, представленному в уточненном иске от 16 февраля 2023 г., размер недоплаченной заработной платы за период с января 2019 года по август 2022 года составляет 6 487 694,27 руб. В связи с задержкой выплаты, истцом рассчитана компенсация в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации по состоянию на 15 февраля 2023 г., размер которой составляет 2 017 110,57 руб.
Истец просил суд с учетом уточненных исковых требований возложить на АО «Автоколонна 1880» обязанность произвести перерасчет его заработной платы за период с января 2019 года по октябрь 2022 года в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2017-2019 годы и 2020 - 2022 годы, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате за период с января 2019 года по август 2022 года в размере 6 487 694,27 руб. в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, в том числе с применением п. 3.2, в соответствии с п. 2.4, абз. 1 п. 3.1 дополнительного соглашения №1 о продлении на 2017-2019 гг. действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 гг. и внесения в него изменений и дополнений; денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 2 017 110,57 руб.; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2023 г. с учетом определения об исправлении арифметических ошибок от 15 мая 2023 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в сумме 728 103,61 (без учета НДФЛ), компенсацию за задержку выплат в сумме 161 952,95 руб., компенсацию морального вреда 2 000 руб., всего 890 056,56 руб. Суд возложил на АО «Автоколонна 1880» обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за сентябрь и октябрь 2022 года в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 гг. (утвержденному Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз») в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2021 г. №2, кроме того взыскал с ответчика в муниципальный бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 11 693,61 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2023 г., с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 августа 2023 г. об исправлении арифметических ошибок, решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2023 г. с учетом определения об исправлении арифметических ошибок от 15 мая 2023 г. отменено, с принятием по делу нового решения которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате в размере 422 052,04 руб., оплате отпуска в размере 5 065,75 руб., денежная компенсация за задержку выплат в размере 121 366,20 руб., компенсация морального вреда в размере 20 000 руб.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании в большем размере заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда ФИО1 суд отказал, взыскав с ответчика в бюджет муниципального образования города Иркутска государственную пошлину в размере 8 985 руб.
Представитель ФИО1 – ФИО2 обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для восстановления истцу годичного срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Представитель АО «Автоколонна 1880» обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2023 г., как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, в том числе, на то, что Отраслевое соглашение подписано не уполномоченным лицом, не согласен с выводами суда о распространении условий Отраслевого соглашения на общество, судом не учтен характер деятельности, связанной с установленным тарифами для перевозки.
По ходатайству представителя истца судом кассационной инстанции была организована видеоконференц-связь, в суд, которому поручено организовать видеоконференц-связь, стороны не явились, в судебное заседание в суд кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания, в том числе видеоконферен-связи, извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Учитывая, что решение суда первой инстанции было отменено судом апелляционной инстанции, оно не является предметом проверки суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобы не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационных жалоб.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 19 ноября 2019 г. на федеральном уровне социального партнерства было заключено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы между Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
Согласно п. 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации.
В силу п. 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть не менее 3-хкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Приведена таблица кратности и коэффициентов.
Так, МРОТ для водителей автобуса большого класса - прожиточный минимум трудоспособного населения в субъекте РФ х 3, 83 (коэффициент).
Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно п. 3.5 Отраслевого соглашения указанный в п. 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1.
Дополнительным соглашением №1 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы в период с 27 марта 2020 г. до 1 января 2021 г. действие п. 3.2 приостановлено.
На время действия приостановки п. 3.2 изложен в следующей редакции.
Среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть не менее 3-хкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Размеры минимальных гарантий по заработной плате устанавливаются в размере двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера норм п. 3.2 Соглашения работодатель и выборный орган НПО вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия п. 3.2 в отношении данного работодателя.
С 1 января 2021 г. приостановление действия п. 3.2 Отраслевого соглашения в первоначальной редакции закончилось. При определении размеров минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта вновь возвратились к красности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием. Возвратились к МРОТ для водителей автобуса большого класса - прожиточный минимум трудоспособного населения в субъекте РФ х 3,83 (коэффициент), куда не включается компенсационные выплаты за вредные условия труда, за климатические условия, за условия труда, отличающиеся от нормальных (совместительство, совмещение, сверхурочная работа, ночные, выходные, праздничные и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Дополнительным соглашением № 2 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы п.п. 3.1, 3.2, 3.5 изложены в новой редакции.
В соответствии с п. 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации.
Установлено, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 1 января 2022 г. нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников.
В силу п. 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Стороны рекомендуют устанавливать в региональных (территориальных) отраслевых соглашениях, коллективных договорах организаций размеры месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, на уровне не менее приведенных в приложении № 6 к настоящему Отраслевому соглашению (для водителя автобуса большого класса коэффициент к прожиточному минимуму 3,83).
Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Пункт 3.5 изложен в редакции, согласно которой указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2.
Письмом министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. № 14-4/10/В-807, опубликованным 12 февраля 2020 г. в газете «Российская газета», выпуск № 29, до работодателей доведено, что Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 г., регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
В соответствии с ч. 8 ст. 48 ТК РФ работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Ответчик АО «Автоколонна 1880» является юридическим лицом, учредитель которого - Министерство имущественных отношений Иркутской области. Основным видом деятельности АО «Автоколонна 1880» являются регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении. Согласно Уставу предприятия для получения прибыли Общество вправе осуществлять деятельность автобусного транспорта по регулярнымвнутригородским и пригородным пассажирским перевозкам; перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию; перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию и другие виды деятельности.
В установленный ч. 9 ст. 48 ТК РФ 30-тидневный срок мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы ответчик не направил.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2017 г. между АО «Автоколонна 1880» и ФИО1 был заключен трудовой договор № на неопределенный срок, в соответствии с которым истец принят на работу в отряд в должности водителя автобуса 2 класса в соответствии со штатным расписанием.
Работнику устанавливается тарифная почасовая ставка 39,94 руб. (п. 4.1), районный коэффициент - 30%, надбавка за стаж работы в южных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 30%, доплата за профессионализм - 10%, надбавка за вредные условия труда - 4%, компенсация за разъездной характер работы - 700 руб. за сутки (п. 4.2). Работнику может быть выплачена премия по итогам работы за месяц в соответствии с Положением об оплате труда работников АО «Автоколонна 1880» (п. 4.3). Заработная плата выплачивается два раза в месяц: 27 и 12 числа, следующего за отчетным (п. 4.5).
Дополнительным соглашением от 18 января 2018 г. п.п. 1.2, 4.1 и 4.2 трудового договора изложены в следующей редакции: работник принимается на должность водителя автобуса 2-го класса в отряд в соответствии со штатным расписанием (6 разряд), работнику устанавливается тарифная ставка - 68,53 руб., персональная надбавка - 16% в месяц, надбавка за вредные условия труда - 4%, районный коэффициент - 30%, надбавка за стаж работы в южных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 30%, компенсация за разъездной характер работы - 700 руб. за сутки.
Дополнительным соглашением от 1 октября 2018 г. из п. 4.2 трудового договора исключены слова: «компенсация за разъездной характер работы - 700 руб. за сутки», ап. 8.1 изложен в редакции: работнику предоставляется компенсация за разъездной характер работы в размере 60 руб. за каждый час нахождения в пути».
Дополнительным соглашением от 24 мая 2021 г. работнику установлен класс условий труда - 3.2 (вредные условия труда).
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2021 г. п. 4.1 и 4.2 трудового договора изложены в следующей редакции: «работнику устанавливается тарифная ставка - 71,02 руб., персональная надбавка - 28%, надбавка за вредные условия труда - 4%, районный коэффициент - 30%, надбавка за стаж работы в южных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - 30%».
Дополнительным соглашением от 1 июня 2022 г. работнику изменена тарифная ставка на 78,13 руб.
Дополнительным соглашением от 1 октября 2022 г. работнику установлена компенсация за разъездной характер работы в размере 120 руб. за каждый час нахождения в пути.
Также судами установлено, что в АО «Автоколонна 1880» принято и действовало в спорный период Положение об оплате труда работников АО «Автоколонна 1880», Регламент начисления и выплаты заработной платы водителям ОАО «Автоколонна 1880», согласно которым заработная плата водителям выплачивается два раза в месяц, первая часть 27 числа текущего месяца и вторая часть 12 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется заработная плата.
Часовые тарифные ставки на каждый календарный год рассчитываются исходя из месячных тарифных ставок (окладов) согласно среднемесячной норме рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе и утверждаются приказом директора.
По профессиям «Водитель автобуса (малого)» установлен 4 разряд при управлении автобусами габаритной длиной до 7 метров, «Водитель автобуса (большого)» установлен 6 разряд при управлении автобусами габаритной длиной от 12 до 15 метров.
Приказами генерального директора Общества утверждены штатное расписание и тарифная сетка по оплате труда работников Общества. Для водителя большого автобуса 6 разряда, которым являлся истец, установлены: на 2020 и 2021 годы: тарифный коэффициент 1,5, часовая тарифная ставка 68,53 руб., месячный оклад 11 250 руб., при норме выработке в год 1972 часа, норма в месяц средняя 164,33 час; с 1 января 2022 г.: тарифный коэффициент 1,5, часовая тарифная ставка 71,02 руб., месячный оклад 11 677,50 руб., при норме выработке в год 1973 часа, норма в месяц средняя 164,4 час; с 1 июня 2022 г.: тарифный коэффициент 1,5, часовая тарифная ставка 78,13 руб., месячный оклад 12 845,25 руб., при норме выработке в год 1973 часа, норма в месяц средняя 164,4 час.
В спорный период заработная плата выплачивалась истцу в размере, соответствующем условиям его трудового договора и локальных актов работодателя, с учетом установленных работодателем размеров часовой тарифной ставки и тарифных коэффициентов, но без учета положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в предусмотренный законом 30-тидневный срок ответчик не направил мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, что всоответствии с ч. 9 ст. 48 ТК РФ свидетельствует о распространении на АО «Автоколонна 1880», как на работодателя, условий данного Отраслевого соглашения.
Установив, что минимальный размер оплаты труда, гарантированный данным Отраслевым соглашением, работодателем АО «Автоколонна 1880» при начислении и выплате заработной платы истцу не обеспечивался, суд, применяя показатели величины прожиточного минимума в Иркутской области и средней нормы рабочего времени за спорный период, определил размер тарифной ставки для оплаты труда ФИО1, исходя из которой произвел расчет задолженности по заработной плате за период с октября 2021 года по август 2022 года, подлежащей взысканию с АО «Автоколонна 1880», с учетом заявления ответчика о пропуске срока обращения в суд, регламентированного ст. 392 ТК РФ.
Суд апелляционной инстанции с учетом определения об исправлении арифметической ошибки согласился с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате только за период с 1 октября 2021 г., как заявленных в пределах годичного срока обращения в суд, и отсутствии оснований для его восстановления по требованиям о взыскании заработной платы за период с 1 января 2019 г. по 30 сентября 2021 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно Положению об оплате труда заработная плата водителям АО «Автоколонна 1880» выплачивается два раза в месяц, первая часть 27 числа текущего месяца и вторая часть 12 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется заработная плата. С Положением об оплате труда истец ознакомлен. Из расчетных листов по заработной плате усматривается, что заработная плата выплачивалась 12 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется заработная плата.
То есть, каждый раз 12 числа месяца при получении заработной платы, не согласившись с ее размером, в течение одного года истец был вправе обратиться с иском в суд за разрешением спора по размеру заработной платы.
Таким правом истец воспользовался только 21 октября 2022 г., следовательно, по требованиям о взыскании заработной платы за период с 1 января 2019 г. по 30 сентября 2021 г. ФИО1 обратился с пропуском срока, предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ.
Суд апелляционной инстанции учел, что истцом не приведено доводов, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих ему своевременно обратиться в суд с соответствующим иском, а ссылки истца на то, что нарушение прав является длящимся, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что АО «Автоколонна 1880» в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования этого соглашения не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к Отраслевому соглашению, в связи с чем, это соглашение, включая изложенные в нем положения об оплате труда, в частности, о размере минимальной тарифной ставки, минимальной заработной плате водителей, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), является для АО «Автоколонна 1880» обязательным.
Заключенное на федеральном уровне соглашение подлежит обязательному исполнению, а факт выплаты истцу заработной платы в размере выше средней заработной платы по отрасли в Иркутской области не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по соблюдению положений Отраслевого соглашения по вопросам оплаты труда работников.
Условия оплаты труда должны соответствовать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений трудового законодательства, коллективного договора, соглашений, в данном случае - Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, локальных нормативных актов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Также суд апелляционной инстанции отклонил доводы ответчика о том, что действия по установлению работникам размера заработной платы относятся к исключительным полномочиям работодателя, придя к выводу о том, что в силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.
Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за период, начиная с 1 октября 2021 г., в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, суд апелляционной инстанции не согласился с суммой, взысканной судом первой инстанции, отметив неправильный расчет, приведенный судом, и произвел свой расчет, исходя из следующего.
Из содержания положений п.п. 3.1, 3.2, 3.5 Отраслевого соглашения усматривается, что данным правовым актом установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда при полной отработке месячной нормы рабочего времени, размер которой с 1 января 2020 г. не может быть ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации (п. 3.1).
Указанный в п. 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре (п. 3.5).
При этом до 29 декабря 2021 г. было установлено императивное требование о том, что разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. В приложении № 1 приведена примерная тарифная сетка по оплате труда работников.
Так, для работников 6 разряда (истец имеет 6 разряд) установлен межтарифный коэффициент 2,5 (п. 3.5).
То есть в 2021 году месячная тарифная ставка истца не могла быть ниже МРОТ х 2, поскольку предусмотрена обязательная разница между межтарифными коэффициентами 0,2.
Доводы представителя истца и третьего лица о том, что межтарифный коэффициент для истцов, имеющих 6 разряд, согласно приложению № 1 должен составлять 2,5, судебной коллегией отклоняются. Отраслевым соглашением приведена примерная тарифная сетка по оплате труда работников и указано на то, что тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно.
После принятия 29 декабря 2021 г. дополнительного соглашения № 2, требование о том, что разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2 как императивное исключено и указано на то, что разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2 является рекомендуемой (п. 3.5).
Таким образом, в 2022 году месячная тарифная ставка истца не могла быть ниже МРОТ х 1,5, поскольку тарифной сеткой работодателя предусмотрена разница между межтарифными коэффициентами 0,1 и, как следствие, тарифный коэффициент для работников 6 разряда - 1,5.
Кроме установления Отраслевым соглашением минимальной (базовой) месячной тарифной ставки (п. 3.1), в п. 3.2 Отраслевого соглашения установлены размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта.
До 29 декабря 2021 г. размер минимальной заработной платы определен в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей №1 с примечанием.
Для водителей автобусов большого класса, то есть для истца, коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте РФ определен в размере 3,83.
Таким образом, размер заработной платы ФИО1 в 2021 году не мог быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Иркутской области х 3,83, то есть 36 501 руб. (12 167 руб. х 3,83).
После принятия 29 декабря 2021 г. дополнительного соглашения № 2, п. 3.2 был изложен в другой редакции, размер минимальной заработной платы установлен не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Одновременно работодателем рекомендовано установить для водителей автобусов большого класса коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте РФ в размере 3,83.
Следовательно, размер заработной платы ФИО1 в 2022 году не мог быть ниже двух прожиточных минимумов трудоспособного населения в Иркутской области, в период с 1 января 2022 г. по 31 мая 2022 г. минимальная заработная плата истца должна была составлять 27 214 руб. (13 670 руб. х 2), в период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. 30 074 руб. (15 037 руб. х 2).
При этом, как предусмотрено п. 3.2 Отраслевого соглашения, минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Проанализировав расчетные листы ФИО1 по составляющим заработной платы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в минимальную гарантированную Отраслевым соглашением заработную плату входит не только оплата по тарифной ставке, но и персональная надбавка за профессиональное мастерство, которая является стимулирующей, а не компенсационной выплатой, следовательно, входит в заработную плату по смыслу п. 3.2 Отраслевого соглашения.
В связи с этим суд апелляционной инстанции признал неверными расчеты часовой тарифной ставки истца, исходя из положений п. 3.2 Отраслевого соглашения, в котором установлен минимальный размер заработной платы работников, а не минимальная тарифная ставка. Понятия заработной платы и месячной тарифной ставки не являются идентичными. В данном случае по смыслу п. 3.2 Отраслевого соглашения в минимальную заработную плату истца включается не только месячная тарифная ставка, но и установленная ему персональная надбавка.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, для расчета заработной платы истца необходимо учитывать положения п. 3.1, п. 3.5 и п. 3.2 Отраслевого соглашения в совокупности и взаимосвязи, поскольку указанные пункты дополняют друг друга, устанавливая минимальную тарифную ставку (п. 3.1) и минимальную заработную плату (п. 3.2).
С учетом изложенного, судебной коллегией было предложено ответчику представить расчет заработной платы истца, с учетом положений п. 3.1 и п. 3.5 Отраслевого соглашения в соответствующих редакциях и рассчитать разницу между фактически начисленной истцу заработной платой и заработной платой, исчисленной с учетом положений п. 3.1 и п. 3.1 Отраслевого соглашения.
Проверив представленный ответчиком расчет от 22 августа 2023 г., с учетом ст. 392 ТК РФ за период с 1 октября 2021 г. по 31 октября 2022 г., суд апелляционной инстанции признал его верным, соответствующим п. 3.1 и п. 3.5 Отраслевого соглашения.
С учетом проверенного судом апелляционной инстанции расчета ответчика от 22 августа 2023 г. суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу истца недоплату за период с 1 октября 2021 г. по 31 октября 2022 г. с учетом применения п. 3.1, 3.5, а также п. 3.6.4 (касается оплаты ночных) Отраслевого соглашения 357 086,99 руб.
Кроме того, поскольку заработная плата истца не соответствовала также п. 3.2 Отраслевого соглашения, суд апелляционной инстанции произвел расчет недоплаченной заработной платы и в связи с нарушением ответчиком п. 3.2 Отраслевого соглашения, взыскал с ответчика в пользу истца 64 965,05 руб., задолженность по отпускным в сумме 5065,75 руб.
Суд апелляционной инстанции произвел расчет компенсация по ст. 236 ТК РФ придя к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат – 121 366,20 руб.
В связи с установлением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда нарушений трудовых прав истца, в соответствии со ст. 237 ТК РФ с ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. с учетом характера и длительности допущенных нарушений трудовых прав истца.
В связи с тем, что спор по взысканию задолженности по заработной плате рассмотрен по существу, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы за спорные периоды суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при разрешении спора нормы материального права применены правильно.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 ТК РФ относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
В силу ч. 3 ст.11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст.45 ТК РФ).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (ч. 1 ст. 46 ТК РФ).
В ч. 2 ст. 46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст.48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч.ч. 3 и 4 ст.48 ТК РФ (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст.48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;
соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства. В силу ст. 45 ТК РФ такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации;
если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным;
содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения. При этом, ст. 46 ТК РФ, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам;
в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении;
в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Вопреки доводам кассатора АО «Автоколонна 1880» о том, что на общество действие указанного Отраслевого соглашения не распространяется, что Отраслевой соглашение подписано неуполномоченным лицом, которому общество поручений подписать соглашение не предоставляло, суды на основании приведенного правового регулирования пришли к правильному выводу о том, что положения Отраслевого соглашения распространяются на общество, как на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем па основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В ст. 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами ( ст. 67 ТК РФ).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (ст. 21 ТК РФ).
По правилам ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как установлено ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2).
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.6).
Проанализировав приведенные нормы права и представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия оплаты труда должны соответствовать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений трудового законодательства, коллективного договора, соглашений, в данном случае - Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, локальных нормативных актов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Установив, что заработная плата истца за период, начиная с 1 октября 2021 г. не соответствовала условиям Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, суды пришли к правильному выводу о взыскании с работодателя задолженности в пределах срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ (за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении).
Ссылки истца на неправильное применение судами положений ст.392 ТК РФ не могут послужить основанием для удовлетворения кассационной жалобы истца, поскольку основаны на субъективном толковании положений указанной нормы права.
Так, в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся разъяснения, согласно которым при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
По смыслу приведенных разъяснений, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника необходимо наличие определенного условия - заработная плата должна быть начислена, но не выплачена. Работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора, вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие правоотношения носят длящийся характер.
Установив, что в данном случае заработная плата истцу ответчиком в соответствии с Отраслевым соглашением не начислялась и об этом истцу было известно с момента получения заработной платы, суды пришли к правильному выводу о применении заявленного ответчиком срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ.
Доводы ответчика о том, что действия по установлению работникам размера заработной платы относятся к исключительным полномочиям работодателя, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что в силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.
Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Доводы кассатора АО «Автоколонна 1880» о том, что ценообразование на основной вид услуг ответчика находится в сфере государственного регулирования, что заработная плата зависит от утвержденного государственного тарифа, который имеет социальную направленность, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку вопрос о соответствии установленных регулирующим органом тарифов на услуги общества требованиям закона не относится к предмету заявленного по настоящему делу иска о перерасчете работнику предприятия (истцу по делу) заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением и о возложении на ответчика обязанности выплачивать работнику данного предприятия заработную плату с учетом названного соглашения.
Доводы кассатора о том, что размер заработной платы истца (работника АО «Автоколонна 1880») в спорные периоды был выше минимального размера оплаты труда по Иркутской области, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку условия оплаты труда должны соответствовать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений трудового законодательства, коллективного договора, соглашений, в данном случае - Отраслевого тарифного соглашения, локальных нормативных актов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Вышеупомянутое Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации в силу нормативных предписаний ст.45 ТК РФ является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, и положения этого правового акта не могли быть проигнорированы АО «Автоколонна 1880» при установлении оплаты труда работникам предприятия.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии ответчика с оценкой представленных доказательств и с установленными по делу обстоятельствами, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку доказательств, что в силу ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2023 г. с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 августа 2023 г. об исправлении арифметических ошибок оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ФИО1 – ФИО2, АО «Автоколонна 1880»- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи