ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-404/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 января 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
Судей: Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело №2-85/2020 (УИД 22RS0013-01-2019-004588-82) по иску Авдеева Виктора Геровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании незаконными решений, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Авдеева Виктора Геровича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения Авдеева Виктора Геровича, представителя Авдеева Виктора Геровича – Татарниковой Ольги Витальевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Авдеев В.Г. обратился с иском Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании незаконными решений, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, взыскании денежных средств.
Истец мотивирует заявленные исковые требования тем, что согласно уведомления пенсионного органа от 18 июня 2019 г. в отношении него образовалась переплата пенсии в размере 603 611 рублей 67 копеек и удержании с 1 июля 2019 г. из его пенсии в размере 20% ежемесячно до полного погашения задолженности. Указанные выводы основаны на акте № по результатам документальной проверки факта льготной работы Авдеева В.Г. от 8 мая 2019 г., согласно которому справка от 19 июня 2006 г. № уточняющая особый характер работы истца в БПО «Сибприбормаш» в период с 5 октября 1986 г. по 12 июня 1990 г. в качестве старшего мастера в производстве покрытия металлов гальваническим способом в гальваническом цехе по Списку №2, с 13 июня 1990 г. по 12 мая 1992 г. в должности термиста, постоянно занятого у печей на горячих работах в производстве термической обработки по Списку №1 выдана необоснованно, поскольку содержит недостоверные сведения о работе в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда.
Истец полагает действия ответчика незаконными, поскольку в перечисленные выше спорные периоды он фактически работал на должностях и участках с вредными условиями труда и имеет фактически право на досрочный выход на пенсию.
С учетом уточнения исковых требований истец просил признать незаконным решение ответчика о прекращении выплаты пенсии от 13 мая 2019 г. №; включить в специальный стаж Авдеева В.Г. следующие периоды работы: с 5 октября 1985 г. по 12 июня 1990 г. - работа в качестве старшего мастера, мастера по Списку № 2 раздела № XV подраздела № 5б, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 1956 года № 1173 на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.; с 13 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г. – работа в качестве термиста на нагревательных печах по Списку №1 раздела XI подраздела 3а, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 1956 года № 1173 и с 1 января 1992 г. по 12 мая 1992 г. - работа в качестве термиста, постоянно занятого у печей на горячих работах по Списку № 1 раздела XIV подраздела № 3а, позиция 1110300а-1910000 утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.; признать право истца на получение страховой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. с 14 мая 2015 г.; признать незаконным решение ответчика от 19 июня 2019 г. о взыскании сумм пенсии излишне выплаченных пенсионеру № на общую сумму 603 611 рубль 67 копеек; признать незаконным решение ответчика от 19 июня 2019 г. о взыскании с Авдеева В.Г. единовременной выплаты в размере 5 000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца удержанные денежные средства в размере 30 794 рубля 71 копейку.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 12 мая 2020 г. постановлено отказать Авдееву В.Г. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 сентября 2020 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 мая 2020 г. оставлено без изменения.
Авдеевым В.Г. подана кассационная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Начальником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края Карагодиной Г.Я. принесены возражения на кассационную жалобу, в которых представитель ответчика полагает необходимым оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru) не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просил. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Авдеева В.Г., его представителя – Татарниковой О.В., действующей на основании ордера от 26 января 2021 г., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного гражданского дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Авдеев В.Г. 23 апреля 2015 г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях), представив трудовую книжку на имя Авдеева В.Г., согласно которой он с 13 июня 1990 г. по 12 мая 1990 г. работал термистом на электронагревательных печах в гальваническом цехе механического производства на Бийском производственном объединении «Сибприбормаш»; справку от 19 июня 2006 г. №, выданную ФГУП «Бийское производственное объединение «Сибприбормаш», уточняющую особый характер работы или условия труда, подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, согласно которой Авдеев В.Г. с 13 июня 1990 г. по 12 мая 1992 г. работал термистом, постоянно занятым у печей на горячих работах в производстве термической обработки в гальваническом цехе на термическом участок Бийского производственного объединения «Сибприбормаш».
Решением пенсионного органа от 28 апреля 2015 г. Авдееву В.Г: назначена досрочная страховая пенсия по старости с 14 мая 2015 г. в размере 11 272 рубля 66 копеек, впоследствии размер пенсии истца неоднократно пересчитывался пенсионным органом и в период времени с 1 января 2019 г. по 31 мая 2019 г. размер пенсии Авдеева В.Г. составлял 14 641 рубль 83 копейки.
Также пенсионным органом Авдееву В.Г. осуществлена единовременная выплата в размере 5 000 рублей.
Согласно акту от 8 мая 2019 г. № 7 по результатам документальной проверки факта льготной работы Авдеева В.Г. сведения, содержащиеся в справке, уточняющей особый характер работы, а также в справке о заработной плате Авдеева В.Г. за период работы Бийском производственном объединении «Сибприбормаш» с 13 июня 1990 по 12 мая 1992 г. по Списку № 2 документально не подтверждены (не подтверждена занятость у печей на горячих работах).
Решением УПФР в г.Бийске и Бийском районе от 13 мая 2018 г. № прекращена выплата пенсии с 1 июня 2019 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 25 Закона о страховых пенсиях в связи с не подтверждением факта льготной работы Авдеева В.Г. по Списку № 2 на Бийском производственном объединении «Сибприбормаш».
Согласно протоколам о выявлении излишне выплаченных пенсионеру производственном объединении «Сибприбормаш» сумм пенсии от 15 мая 2019 г. №, № общая сумма полученных Авдеевым В.Г. денежных средств за период с 14 мая 2015 г. по 31 мая 2015 г. составила 608 611 рублей 67 копеек.
10 июня 2019 г. Авдеев В.Г. обратился в пенсионный орган с заявлением о страховой пенсии по старости, которая решением ответчика назначена с 10 июня 2019 г.
Пенсионным органом на основании пункта 2 части 1 статьи 29 Закона о страховых пенсиях принято решение от 19 июня 2019 г. № о взыскании с Авдеева В.Г. сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру,, путем удержания из страховой пенсии ежемесячно в размере 20%.
Согласно письма заместителя генерального директора АО «БПО «Сибприбормаш» по режиму (безопасности) справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от 19 июня 2006 г. № на Авдеева В.Г. была отозвана.
Согласно справке № 6 от 14 февраля 2020 г., уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе Авдеев В.Г. работал в производстве термической обработки в гальваническом цехе на термическом участке с 13 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г., с 1 января 1992 г. по 12 мая 1992 г. в качестве термиста на нагревательных печах, Список № 1 раздел XI, подраздел 3а, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173; в качестве термиста, постоянно занятого у печей на горячих работах, Список № 1, раздел XI, подраздел 3а, позиция 1110300а-19100,утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Основанием выдачи справки указан техпроцесс 021002273.00004, введенный в действие с 12 декабря 1989 г. распоряжением 3/81.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции с учетом положений статьи30 Закона О страховых пенсиях, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы», Списка № 1 производств, цехов, 1 вредных профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г., Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров ССССР от 26 января 1991 г. №10, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 пришел к выводу о недоказанности истцом занятости в спорный период времени в особых условиях труда при несоответствии наименования занимаемой истцом в спорные периоды должности, указанного в трудовой книжке, наименованиям, установленным в Списках №1.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что истцу в результате его недобросовестных действий произведена излишняя выплата страховой пенсии по старости и единовременной выплаты, в связи с чем ответчиком принято обоснованное решение о прекращении выплаты пенсии и взыскании необоснованно выплаченных сумм.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с принятым по делу решением.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции, проверяя законность решения суда и апелляционного определения, не может согласиться с выводами судебных инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
При досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» применяются Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Подпунктом «б» пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», применяется для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, разделом XI «Металлобработка», подразделом № 3а «Термическая обработка», позицией 1110300а-19100 предусмотрены термисты, постоянно занятые у печей на горячих работах.
Списком № 1 утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, разделом X1 « Металлообработка», в подразделе 3 «Термическая обработка», в пункте «а» предусмотрены термисты на нагревательных печах и их подручные и помощники.
Согласно Разъяснению «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников», утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 30 сентября 1997 № 51, пенсия термистам на печах назначается как термистам, предусмотренным Списком № 2, разделом XIV «Металлообработка», подразделом «Термическая обработка» (позиция 2150400а-1910).
Разрешая заявленные исковые требования в части включения периода работы истца с 13 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г.-– работа в качестве термиста на нагревательных печах и с 1 января 1992 г. по 12 мая 1992 г. - работа в качестве термиста, постоянно занятого у печей на горячих работах в специальный стаж на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., судебные инстанции пришли к выводу, что истцом не были представлены доказательства, подтверждающие выполнение работы термиста на горячих работах.
При этом судами первой и апелляционной инстанций дана критическая оценка, справки №6 от 14 февраля 2020 г. уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и, подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, поскольку данная справка выдана исключительно на основании технического процесса.
Судебными инстанциями также принято во внимание указание в приказе (распоряжении) №276 от 5 июня 1990 г. о переводе Авдеева В.Г. в гальванический цех рабочим термистом на печах с установлением тарифной сетки код 121 (с нормальными условиями труда).
При этом критически оценена справка, выданная заместителем генерального директора по режиму (безопасности) АО «БПО «Сибприбормаш») об ошибочном указании в приказе о переводе Авдеева В.Г. термистом кода тарифной сетки – 121, вместо 122, о чем свидетельствуют предоставление работнику повышенной оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, что подтверждается записями в карточке формы Т-2, лицевых счетах об оплате труда.
Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска истцу в спорный период судебными инстанциями не исследовалось.
Установив факт надбавки истцу к заработной плате в размере 8%, суды вопрос об основаниях установления данной надбавки в качестве юридически значимого обстоятельства не определили и сторонам не было предложено представить соответствующие доказательства.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В силу статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Учитывая наличие противоречий между представленными в материалы дела справками уточняющими особый характер работы или условия труда истца, выданными работодателем и данными трудовой книжки истца, штатного расписания, приказа о переводе Авдеева В.Г. от 5 июня 1990 г. №, суду следовало поставить на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу экспертизы условий труда, правильно возложить бремя доказывая на стороны и разъяснить им последствия совершения или не совершения указанный действий.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что удержание из пенсии полученных пенсионером сумм пенсий и пособий во внесудебном порядке по решению органа, осуществляющего пенсионного обеспечение, возможно только в случае недобросовестных действий пенсионера, связанных с получением им назначенных пенсий и пособий.
Судебные инстанции, отказывая Авдееву В.Г., оспаривавшему правомерность решения о взыскании сумм излишне выплаченной пенсии и удержания из получаемой им пенсии по старости по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, ранее выплаченной ему единовременной выплаты, неправильно применили приведенные нормативные положения к спорным отношениям и не указали, в чем выразилось наличие предусмотренных в части 5 статьи 26 и пункте 2 части 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» обстоятельств, дающих пенсионному органу право на удержание из пенсии Авдеева В.Г. денежных средств, выплаченных ему в качестве пенсии по старости и единовременной выплаты во внесудебном порядке.
С учетом приведенного решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 сентября 2020 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует установить фактические обстоятельства дела, применить к спорным правоотношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 12 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 8 сентября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-404/2021