НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2021 № 2-707/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-19132/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 25 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-707/2021 (УИД 54RS0001-01-2020-008223-87) по иску Лихацкого Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконными действий, включении периодов в стаж и досрочном назначении пенсии,

по кассационной жалобе Лихацкого Сергея Владимировича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г.

с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Дзержинского районного суда г. Новосибирска

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения Лихацкого Сергея Владимировича, его представителя по доверенности Новикова Игоря Владимировича, поддержавших доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Лихацкий Сергей Владимирович (далее по тексту – Лихацкий С.В.) обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), пенсионный фонд) о признании незаконными действий в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязании включить в стаж периоды работы: с 1 января 1985 г. по 15 мая 1986 г. на военной службе в войсковой части 07696 в должности начальника службы горючего и смазочных материалов в воинском звании «лейтенант» в с. Бабстово Ленинского района Еврейской автономной области, с 6 июня 1986 г. по 4 сентября 1990 на военной службе в войсковой части 44922 в должности начальника службы горюче-смазочных материалов, в воинском звании «лейтенант», «старший лейтенант» в отдаленной местности г. Анива Сахалинской области, с 18 августа 1990 г. по 16 января 1992 г. в Кооперативе «Монолит», АПФ «Моно», с 17 января 1992 г. по 5 октября 1998 г. в малом предприятии «Новация», в страховой стаж периоды работы с 14 мая 2000 г. по 17 декабря 2001 г. в ООО «Акнос», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 декабря 2019 г. с момента письменного обращения.

Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г., исковые требования Лихацкого С.В. оставлены без удовлетворения.

Судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.

Лихацкий С.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на незаконность и необоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанции, принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Суд, отказывая ему в удовлетворении иска, сослался только на то, что заявления о назначении пенсии не в соответствии с действующим регламентом, были рассмотрены пенсионным фондом в порядке Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Выводы суда о том, что поскольку решение ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) об отказе в назначении пенсии не выносилось, следовательно его доводы о том, что пенсионный фонд отказал ему в назначении пенсии, являются несостоятельными, не соответствующими нормам материального права. Ответчик и суд указывают, что поданные им заявления в пенсионный фонд были составлены не по форме, установленной в приложении №1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п (далее - Регламент). Однако, при отсутствии в Федеральном законе и Правилах обязательных требований к такому заявлению, ссылка на Регламент является необоснованной. Пенсионный фонд указанными нормативными актами не наделен полномочиями устанавливать дополнительные требования к форме и содержанию заявления гражданина о назначении страховой пенсии. В заявлении от 19 декабря 2019 г. он четко и недвусмысленно сформулировал свою просьбу, адресованную ответчику: рассчитать и назначить страховую пенсию. Само заявление и приложенные к нему документы содержали все необходимые для назначения пенсии сведения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и формой заявления, установленной в приложении № 1 к Регламенту. Следует также учесть, что до подачи указанного заявления ему уже была назначена пенсия по инвалидности, и в материалах пенсионного дела у ответчика имелись все необходимые сведения для назначения пенсии по старости. Суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил его доводы об отсутствии специальных требований к содержанию заявления о назначении пенсии, как основанные на неправильном толковании и применении действующих норм права. По мнению суда установленная в Регламенте форма заявления обязательна к применению. При этом правовое обоснование такого вывода судом апелляционной инстанции не приведено, не опровергнуты его аргументы о том, что являющаяся приложением к Регламенту форма заявления носит не обязательный, а рекомендательный характер. Считает необоснованным утверждение ответчика, принятое судами, о том, что заявление не соответствует установленной форме, поэтому было расценено не как заявление о назначении пенсии, а как обычное обращение гражданина и рассмотрено в порядке Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». То, что ответ об отказе в назначении пенсии был дан ему ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное)в ненадлежащей форме - в форме письма, а не решения об отказе в назначении пенсии, не может служить основанием для лишения его права на обжалование этого отказа в установленном законом порядке. Вопрос о том, в каком порядке ответчик рассматривал его обращения ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не выяснялся. Впервые о том, что его заявление рассмотрено в порядке Закона № 59-ФЗ ответчик указал только в отзыве на исковое заявление. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что официального решения об отказе в назначении пенсии не было вынесено, и ему следовало в порядке административного судопроизводства обратиться с требованием к пенсионному фонду о понуждении рассмотреть его заявление и вынести решение в соответствии с законом, основано на неправильном применении норм материального права. Данный ответ свидетельствует, что его заявление ответчиком было рассмотрено и на него дан аргументированный ответ на 5 листах. То, что этот документ, являющийся по своей сути решением пенсионного органа, не содержит в названии слово «Решение», не изменяет его сути и содержания. Преднамеренные действия работников ответчика, не озаглавившие этот текст как «Решение», не означают отсутствие спора о праве и не лишают его права обжаловать действия пенсионного фонда в исковом порядке. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит их подлежащими отмене.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 19 декабря 2019 г. Лихацкий С.В. обратился в пенсионный фонд с заявлением путем направления его почтой, в котором просил провести подсчет трудового стажа на основании действующего законодательства в период службы и работы, в местности приравненной к районам Крайнего Севера, включить все обозначенные периоды, в льготный стаж; рассчитать и назначить трудовую/страховую пенсию.

На данное заявление пенсионным фондом Лихацкому С.В. 23 января 2020 г. был дан письменный ответ, в котором помимо разъяснений законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения, также указано, что по его обращению от 19 сентября 2019 г. проводится заблаговременная работа по проверке правильности оформления документов, в целях оказания содействия направлены запросы в УПФР в Анинском районе Сахалинской области об оказании содействия в предоставлении справок о заработной платы и подтверждении периодов работы в Акционерно- производственной фирме «Мона» с 18 августа 1990 г. по 16 января 1992 г., в Малом частном предприятии «Новация» с 17 января 1992 г. по 5 октября 1998 г., на запросы получены архивные справки, выданные МБУ «Архив муниципального образования «Анинский городской округ» об отсутствии документов по личному составу, по представленным им документам стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 8 лет 1 месяц 18 дней, период военной службы с 6 июня 1986 г. по 17 августа 1990 г. не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии за работу на Крайнем Севере, в связи с невыполнением всех вышеуказанных условий; по представленным документам стаж работы в районах Крайнего Севера составляет не менее 7 лет 6 месяцев, в связи, с чем право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ отсутствует.

5 февраля 2020 г. Лихацким С.В. направлено письмо в комиссию Территориального органа ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), в котором он просил провести полноценное, ответственное, законодательно правовое исследование о его праве на пенсию, в соответствии с сохраненным правом на пенсию и законодательством, в период его службы и работы; предоставить Протокол Комиссии, заверенные печатью организации на бумажном носителе; сообщить любым способом, указанным выше, о результате Комиссии Территориального органа ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) и принятом решении.

На данное заявление ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) 6 марта 2020 г. был также дан ответ, согласно которому истцу разъяснен порядок обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, даны рекомендации обратиться в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по форме в Приложении №1 к Административному регламенту № 16п с приложением документов, подтверждающих право на нее.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 21, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н, Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия принятого ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) решения об отказе в назначении страховой пенсии истцу, преждевременности заявления требования о включении в страховой стаж истца заявленных периодов и возложении обязанности назначить пенсию. Все направленные истцом заявления в ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), ответчиком были рассмотрены в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, отклонив доводы истца о том, что ему пенсионным фондом было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Действующее законодательство, предоставляя право на судебную защиту пенсионных прав граждан, устанавливает лишь один способ - обжалование в судебном порядке решения пенсионного фонда об установлении или отказе в установлении страховой пенсии (статья 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункт 46 Правил).

Поскольку в настоящем случае такое решение в отношении истца отсутствует, отсутствует спор о праве, что в силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не позволяет, реализовать главную задачу гражданского судопроизводства «правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан».

Доказательств обращения в суд за защитой гражданских прав в административном порядке о понуждении ГУ-УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) рассмотреть заявление о назначении пенсии и вынести решение в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии специальных требований к содержанию заявления об установлении пенсии, суд апелляционной инстанции отклонил, как основанные на верном толковании и применении норм права. Пенсионным органом (как специальным органом) вопрос о пенсионных правах истца не разрешен, суд, в свою очередь, не вправе подменять собой специально уполномоченный орган, то есть рассматривать вопрос о праве истца на назначение льготной пенсии и ее назначение.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п (далее по тексту - Административный регламент)

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Лихацкого С.В. возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Лихацкому С.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (19 декабря 2019 г.) о необходимости обращения с заявлением о назначении пенсии в соответствии с требованиями Административного регламента с приложением документов, подтверждающих право на нее; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.

Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.

Между тем Лихацкий С.В. указывал, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением о подсчете трудового стажа, назначении страховой пенсии (19 декабря 2019 г.) у него имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ для назначения ему пенсии, пенсионный орган не разъяснил ему о необходимости обращения с заявлением по установленной форме, дополнительного представления недостающих документов. Пенсионный фонд не принял должных мер по оказанию содействия истцу в реализации его пенсионных прав.

При изложенных обстоятельствах решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

В связи с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения в стаж спорных периодов работы кассационным судом не рассматриваются, они подлежат проверке и правовой оценке при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 16 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июля 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Лавник

Судьи И.А. Новожилова

С.Б. Латушкина