НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.09.2021 № 88-15378/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15378/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 24 сентября 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевникова Л.П., рассмотрев гражданское дело № 22MS0138-01-2020-004207-25 (№ 2-2303/2020) (11-125/2021) по иску Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае к обществу с ограниченной ответственностью «Сити - Лифт», Д.Г.В. о возмещении ущерба,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае на решение мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 20 ноября 2020 г., апелляционное определение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 мая 2021 г.,

установил:

Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае (далее – Центр ПФР по выплате пенсий в Алтайском крае) обратилось в суд с иском к Д.Г.В., обществу с ограниченной ответственностью «Сити Лифт» (далее - ООО «Сити Лифт») о возмещение ущерба.

В обосновании требований указано, что ООО «Сити Лифт» за январь 2018 года не своевременно предоставлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Д.Г.В., в связи с чем ответчик, как работающий пенсионер, не имеющая право на индексацию получаемой пенсии, необоснованно получила за период с 1 января 2018 г. по 28 февраля 2018 г. пенсию с учетом индексации.

Просил суд взыскать солидарно с Д.Г.В., ООО «Сити Лифт» причиненный ущерб в размере 26 517,84 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №3 Индустриального района г. Барнаула от 20 ноября 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 мая 2021 г. решение мирового судьи судебного участка №3 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края оставлено без изменения.

Центр ПФР по выплате пенсий в Алтайском крае обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка №3 Индустриального района г. Барнаула от 20 ноября 2020 г. и апелляционного определения Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 мая 2021 г., как незаконных, принятых с нарушением материального права, с принятием по делу решения об удовлетворении исковых требований.

Судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П. 5 августа 2021 г. возбуждено производство по жалобе.

Кассационная жалоба Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае согласно ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении иска судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судами установлено и из материалов гражданского дела следует, что Д.Г.В. является пенсионером, работавшим в ООО «Сити Лифт».

Последнее, являясь страхователем, не представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Д.Г.В. за январь 2018 года, в результате чего, в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования», ответчик учтена Управлением в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер.

В порядке ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Управлением 15 марта 2018 г. вынесено решение о выплате страховой пенсии Д.Г.В. с учетом индексации с 1 января 2018 г. в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 указанного Федерального закона.

20 марта 2019 г. от ООО «Сити Лифт» получены дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2018 года, в соответствии с которыми уточнено, что Д.Г.В. являлась работающим в ООО «Сити Лифт» пенсионером в январе 2018 года.

В связи с непредставлением ответчиками достоверной информации о работающем пенсионере, по мнению истца из средств ПФР излишне выплачена сумма страховой пенсии за период с 1 января 2018 г. по 30 апреля 2018 г. в размере 26 517,84 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пенсии с учетом индексации. Судом не установлено оснований для взыскания неосновательного обогащения с ООО «Сити Лифт» в связи с отсутствием у него факта приобретения или сбережения имущества. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Д.Г.В. недобросовестности.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение мирового судьи, согласился с его выводами и правовым обоснованием.

Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении иска нормы материального права применены судами правильно.

На основании ч.ч. 1 - 8 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Согласно ч. 10 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Действительно, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако, в соответствии с положениями ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылался истец в обоснование требований, вред подлежит возмещению при наличии виновных действий лица, причинившего вред.

При рассмотрении дел о взыскании убытков необходимо установить состав правонарушения, включающий факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями, а также размер ущерба.

Суды, исследовав сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за спорный период установили, что истец, располагал сведениями в отношении работающего пенсионера Д.Г.В. и имел возможность правильно определить размер причитающейся к выплате пенсии, руководствуясь приведенными нормами законодательства, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков излишне выплаченной суммы страховой пенсии.

При этом в силу положений п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суды правильно указали, что истец обязан был провести проверку представленных страхователем документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, и уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем.

Следует отметить, что за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений такой страхователь может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. за каждое такое лицо, в случае виновного поведения (ст.17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Истец, требуя возмещения причиненного ему вреда не указал, какие виновные действия совершила ответчик Д.Г.В., а также какие виновные действия совершил ответчик ООО «Сити-Лифт», поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь (ООО «Сити-Лифт») имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц (ст.15). При этом не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Доводы кассатора о том, что у пенсионного органа отсутствует установленная законом обязанность проверять представляемые заявителями сведения, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, и не свидетельствует о недобросовестности ответчиков.

С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка №3 Индустриального района г. Барнаула от 20 ноября 2020 г. и апелляционное определение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 мая 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения- Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае - без удовлетворения.

Судья Л.П. Кожевникова