ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11945/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 23 июня 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Андугановой О.С., Раужина Е. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1443/2021 (УИД 54RS0001-01-2021-000849-12) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании и восстановлении права на получение единовременной выплаты, возложении обязанности доначислить единовременную выплату, включить единовременную выплату в состав наследства, о взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 8 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 31 мая 2022 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту ФИО1) обратилась в суд с иском, в редакции ходатайства об уточнении, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), в котором просит признать и восстановить право на получение за ФИО3 (далее – ФИО3), являвшейся тружеником тыла единовременной выплаты в размере 50000 рублей; обязать ответчика доначислить единовременную выплату в размере 50000 рублей на лицевой счет ФИО3; включить недополученную единовременную выплату в общую наследственную массу наследственного дела №, находящегося в производстве нотариуса К., взыскать расходы на оказание юридических услуг в размере 37720 рублей.
В ходе рассмотрения дела ответчик был заменен правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
В обоснование иска указано, что истец является наследницей первой очереди после смерти матери ФИО3, которая являлась ветераном труда и ветераном тыла ВОВ, скончалась ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Указу Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 г. матери истца положена единовременная выплата к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне в сумме 50000 руб.
Истец обратилась в УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с требованием произвести выплату.
26 августа 2020 г. поступил ответ об отказе в единовременной выплате, поскольку выплата осуществлялась в апреле-мае 2020 года, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ то есть до даты, когда выплата подлежала зачислению на ее счет.
ФИО1 полагает, что действия ответчика нарушают ее права и законные интересы.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 8 октября 2021 г., оставленном без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании и восстановлении права на единовременную выплату, включении единовременной выплаты в состав наследства и о взыскании судебных расходов отказано.
ФИО1 в кассационной жалобе просит отменить решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 8 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2022 г. как незаконных и необоснованных. В обоснование кассационной жалобы указывает, что судами допущено неверное толкование положений статей 1112, 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона «О ветеранах». Указывает, что Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» установлена единовременная выплата отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5- ФЗ «О ветеранах», бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 рублей; ФИО1 является дочерью ФИО3; ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГг.;
ФИО3 была тружеником тыла Великой Отечественной Войны и имела право на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах».
Заявитель кассационной жалобы отмечает, что суды ошибочно истолковали положения статей 1112, 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» без совокупной связи с положениями ст. 3, 8, 1110 Гражданского Кодекса РФ, пунктов 5, 7 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», что привело к незаконному и необоснованному итоговому выводу о том, что поскольку ФИО3 умерла до 1 апреля 2020 г., то ей указанная выплата не была начислена, и следовательно, право на ее получение не может перейти в порядке универсального правопреемства к ее наследнику ФИО1
Полагает, что момент возникновения права ФИО3 на спорную выплату связан и обусловлен моментом вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020г. №100.
Между тем, как указывает заявитель кассационной жалобы, согласно пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации №241 от 6 марта 2020 г. «Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», единовременная выплата осуществляется на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, документов, содержащих соответствующие данные, без истребования дополнительных документов, подтверждающих их правовой статус.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов гражданам, указанным в пункте 2 Правил, утвержденных настоящим постановлением (включая расходы на ее доставку), осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации на 2020 год по подразделу ”Социальное обеспечение населения” раздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на 2020 год по подразделу «Резервные фонды» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов - в отношении граждан, пенсионное обеспечение и (или) выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения которых осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пункта 3 приведенных Правил единовременная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется:
а) Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Единовременная выплата осуществляется в апреле - мае 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 7 настоящих Правил, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее.
Однако, по итогам обращения Президента Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории страны Минтруду России совместно с Пенсионным фондом РФ было поручено осуществить единовременную выплату отдельным категориям граждан РФ в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. №100, в апреле 2020 года (Приказ № от 28 марта 2020 г.).
Определяя момент возникновения у ФИО3 права на получение единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., суд первой инстанции не принял во внимание, что право на данную выплату возникло у ФИО3 на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. №100 с 7 февраля 2020 г., а не в день самой выплаты, поскольку Правительством РФ определены лишь порядок и правила осуществления спорной выплаты, а органы Пенсионного фонда РФ выполняли обязанность по осуществлению указанной выплаты.
Учитывая, что бюджетные средства на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 №100 были выделены и перечислены до дня смерти ФИО3 по количеству лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты на дату вступления в силу Указа Президента РФ, в распоряжении ответчика имелись все необходимые сведения и документы, подтверждающие право последнего на получение спорной выплаты, то обстоятельство, что выполнение ответчиком возложенной на него функции по фактическому перечислению денежных средств уже после смерти ФИО3, не должно умалять право на получение данной выплаты.
Также ошибочен вывод суда первой инстанции о невключении данной выплаты в наследственную массу после смерти ФИО3
В силу части 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1112 Гражданского Кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (часть 1 статьи 1183 ГК РФ).
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
Требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, из содержания Указа Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 г. и Постановления Правительства Российской Федерации №241 от 6 марта 2020 г. не усматривается, что единовременная выплата относится к числу мер социальной поддержки, а правом на получение указанных мер социальной поддержки обладает исключительно тот гражданин, за которым судом признано данное право, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом. Каких —либо специальных условий и правил выплаты данных денежных средств также не установлено.
Таким образом, единовременная выплата прямо не отнесена к числу мер социальной поддержки ветеранов, не может быть отнесена к категории средств к существованию, предназначенных для обеспечения обычных повседневных потребностей ветерана Великой Отечественной Войны.
При таких обстоятельствах, руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. п. 14,15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9, заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным вывод суда о том, что единовременная выплата ветеранам на основании Указа Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 г. является мерой социальной поддержки, связанной с личным субъективным правом ветерана. С учетом конкретных обстоятельств дела, не выплаченные, но подлежащие уплате ФИО3, суммы единовременной выплаты, право на получение которых возникло при жизни, но не было реализовано вследствие смерти предоставленные наследодателю в качестве средств к существованию, перестают обладать свойством неразрывной связи с личностью их получателя, и должны быть включены в наследственную массу.
Относительно доводов кассационной жалобы Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области принесены возражения на кассационную жалобу, в которых ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области явку представителя не обеспечил, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО2, представителя ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение, либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, являющаяся дочерью ФИО3, обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Дзержинскому району г. Новосибирска (межрайонное) с требованием произвести единовременную выплату в размере 50000 руб., предусмотренную Указом Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 г., право на получение которой, как полагает истец, имела ФИО3
26 августа 2020 г. ей поступил ответ от Пенсионного фонда Российской Федерации об отказе в единовременной выплате, поскольку выплата осуществлялась в апреле – мае 2020 г., а ФИО3 умерла в феврале 2020 г.
Истец, указывая, что действиями ответчика нарушены ее права и законные интересы, обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ, абзацем 5 пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2012 г. №9, исходил из того, что право на получение единовременной выплаты неразрывно связано с личностью труженика тыла ФИО3 и не переходит в порядке универсального правопреемства к ее наследникам, прекращается в момент смерти, законом не предусмотрена возможность начисления и выплаты единовременной выплаты умершим лицам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2022 г. выводы суда первой инстанции поддержаны в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не видит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривает.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя.
Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 г. «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50000 руб. (п. 1).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
ФИО3 являлась ветераном Великой Отечественной войны.
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года №100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года №100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
При этом данная выплата носит единовременный целевой характер, связана исключительно с особым правовым статусом участников Великой Отечественной войны, с учетом которого законодатель устанавливает для конкретных категорий граждан соответствующие меры социальной поддержки, целью которой является создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Таким образом, право ФИО3, как ветерана Великой Отечественной войны на получение социальной выплаты являлось ее личным субъективным правом и принадлежало лишь ей исключительно в целях улучшения ее материального обеспечения. В этой связи полученная в соответствии с указанным правом социальная выплата после смерти ФИО3 не может быть направлена на улучшение материального обеспечения условий иных граждан, в том числе наследников.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали ( часть 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468 -1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года №200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года №960).
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела, могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
Из Указа Президента Российской Федерации №100 от 7 февраля 2020 года и Постановления Правительства Российской Федерации №241 от 6 марта 2020 г. «Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категория граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» не усматривается, что единовременная выплата относится к категории сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию.
Единовременная выплата осуществляется в апреле - мае 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 7 настоящих Правил, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее (пункт 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. №241).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Таким образом, единовременная выплата прямо не отнесена к числу мер социальной поддержки ветеранов.
Из обстоятельств дела следует, что смерть ФИО3, относящейся к категории граждан Российской Федерации, имеющим право на получение единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, наступила до возникновения права на соответствующую выплату, которое наступило в период с 1 апреля 2020 г. по 31 мая 2020 г., а не с момента издания правового акта.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции довод заявителя кассационной жалобы о том, что единовременная выплата ветеранам на основании Указа Президента РФ №100 от 7 февраля 2020 г. может быть отнесена к средствам, предоставленным в качестве средств к существованию, не связанной с личным субъективным правом ветерана, и подлежит включению в наследственную массу, полагает несостоятельным.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о возникновении у ФИО3, права на получение установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. №100 единовременной выплаты в дату вступления в силу Указа Президента РФ от 7 февраля 2020 г. №100.
Указанный довод необоснован, поскольку право требования у поименованных в Указе Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. №100 лиц реализации указанных в нем положений и осуществления поименованной в Указе Президента РФ от 7 февраля 2020 г. №100 выплаты не могло возникнуть ранее апреля – мая 2020 г., и перечень граждан, поименованных в Указе Президента РФ от 7 февраля 2020 г. №100, имеющих право на получение единовременных выплат подлежал определению именно на дату выплаты.
Поскольку ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до наступления периода, определенного Указом Президента РФ от 7 февраля 2020 г. №100 как период для осуществления единовременных выплат, у истца отсутствует право требования включения в наследственную массу имущественного права требования, которое на дату смерти ФИО3 (дату открытия наследства) еще не возникло.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых по делу постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 8 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: