НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2022 № 2-163/2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-12416/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 21 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Гусева Д. А.,

судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л. П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2021 (УИД 75RS0011-01-2021-000226-50) по иску Михайлова Альберта Сергеевича, Евдокимовой Ксении Михайловны, Аверчука Ивана Александровича, Ерохина Альберта Валерьевича, Титова Владимира Сергеевича, Сухомесова Сергея Леонидовича, Донского Дмитрия Петровича, Витюка Алексея Яновича, Бронникова Виктора Викторовича, Ситникова Игоря Владимировича, Яковлева Олега Анатольевича, Рыжук Татьяны Александровны, Дементьевой Татьяны Григорьевны, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании задолженности по заработной плате,

по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю Шишкова Е.В., действующего на основании доверенности от 11 января 2022г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Михайлов Альберт Сергеевич (далее – Михайлов А.С.), Евдокимова Ксения Михайловна (далее – Евдокимова К.М.), Аверчук Иван Александрович (далее – Аверчук И.А.), Ерохин Альберт Валерьевич (далее Ерохин А.В.), Титов Владимир Сергеевич (далее – Титов В.С.), Сухомесов Сергей Леонидович (далее – Сухомесов С.Л.), Донской Дмитрий Петрович (далее – Донской Д.П.), Витюк Алексей Янович (далее – Витюк А.Я.), Бронников Виктор Викторович (далее - Бронников В.В.), Ситников Игорь Владимирович (далее - Ситников И.В.), Яковлев Олег Анатольевич (далее - Яковлев О.А.), Рыжук Татьяна Александровна (далее – Рыжук Т.А.), Дементьева Татьяна Григорьевна (далее – Дементьева Т.Г.), (вместе – истцы) обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее – ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, ответчик) о взыскании задолженности по заработной плате, указывая на то, что согласно п. п. «г» п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № 2 Пр-1180 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 г. до 24000 руб. в месяц, а с 2020 года - до 32000 руб. в месяц. Как следует из письма заместителя Министра МЧС России Гуровича А.М. от 24 января 2020г. в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. заработная плата частично не выплачена, повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю доведено до 32000 руб. в месяц к начислению, однако, выплата в размере 32000 руб. производится всем работникам по краю без учета особых климатических условий. Работникам в Каларском районе, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, уровень оплаты до 32000 руб. доводится путем начисления районного коэффициента и процентной надбавки, тогда как в силу ст. 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, п. п. 58, 59 приказа МЧС России № 747, к заработной плате работников организаций и подразделений системы МЧС, дислоцированных в приравненных к Крайнему Северу районах, устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник. Истцы полагают, что заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми климатическими условиями, по своему размеру не отличается от заработной платы лиц, работающих в районах с благоприятным климатом.

Истцы просили суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Михайлова А.С. в размере 287888,29 руб., в пользу Рыжук Т.А. в размере 345744,65 руб., в пользу Дементьевой Т.Г. в размере 290465,59 руб., в пользу Евдокимовой К.М. в размере 357087,42 руб., в пользу Аверчука И.А. в размере 210418,02 руб., в пользу Ерохина А.В. в размере 352186,88 руб., в пользу Титова В.С. в размере 403952,51 руб., в пользу Сухомесова С.Л. в размере 341533,03 руб., в пользу Донского Д.П. в размере 333859,93 руб., в пользу Витюк А.Я. в размере 376533,15 руб., в пользу Бронникова В.В. в размере 286752,36 руб., в пользу Ситникова И.В. в размере 221579,68 руб., в пользу Яковлева О.А. в размере 308701,17 руб., а также просили восстановить срок на обращение в суд.

Протокольным определением Каларского районного суда Забайкальского края от 29 июня 2021 г. гражданские дела № 2-163/2021, № 2-164/2021, № 2-165/2021, № 2-166/2021, № 2-168/2021, № 2-169/2021, № 2-170/2021, № 2-171/2021, № 2-172/2021, № 2-173/2021, № 2-176/2021, № 2-188/2021, № 2-190/2021 объединены в одно производство.

Определением Каларского районного суда Забайкальского края от 2 августа 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МЧС России.

Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:

«Взыскать с Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Михайлова А. С. в размере 132353,69 рублей, Рыжук Т.А. в размере 190027,1 рублей, Дементьевой Т. Г. в размере 244363,63 рублей, Евдокимовой К.М. в размере 220969,16 рублей, Аверчука И. А. в размере 120364,82 рублей, Ерохина А. В. в размере 169153,54 рублей, Титова В. С. в размере 248050,91 рублей, Сухомесова С.Л. в размере 180375,28 рублей, Донского Д. П. в размере 216383,74 рубля, Витюк А. Я. в размере 241269,78 рублей, Бронникова В. В. в размере 146704,17 рублей, Ситникова И. В. в размере 176870,8 рублей, Яковлева О.А. в размере 195324,65 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г. решение Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г. в части взыскания задолженности по заработной плате в пользу Бронникова Виктора Викторовича отменено.

Принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Бронникову В.В. отказано.

Это же решение суда в части изменено.

С Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Михайлова А. С. в размере 40120,20 руб., Рыжук Т. А. в размере 57296,03 руб., Дементьевой Т.Г. в размере 92735,84 руб., Евдокимовой К.М. в размере 64901,38 руб., Аверчука И. А. в размере 32719,70 руб., Ерохина А.В. в размере 52679,71 руб., Титова В. С. в размере 81696,02 руб., Сухомесова С.Л. в размере 55021,60 руб., Донского Д. П. в размере 71786,57 руб., Витюка А. Я. в размере 75006,44 руб., Ситникова И.В. в размере 62920,53 руб., Яковлева О.А. в размере 72959,77 руб.

В кассационной жалобе представитель ГУ МЧС России по Забайкальскому краю просит об отмене решения Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении гражданского дела судами дана неправильная юридическая квалификация спорных правоотношений и обстоятельств дела, неверная оценка письменных доказательств, неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении.

В частности, заявитель кассационной жалобы указывает, что Главное управление, как уполномоченный получатель и распорядитель средств Федерального бюджета, принимает на себя бюджетные обязательства, в том числе и по выплате заработной платы своим работникам, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Указывает что доплата производимая на основании поручения Президента РФ, производимая Главным управлением работникам реагирующих подразделений ФПС ГПС (по перечню) с 1 января 2020 года носит рекомендательный характер, не является гарантированной выплатой обязательного характера, не предусмотрена системой оплаты труда работников МЧС России, следовательно, ее выплата не является безусловной обязанностью Главного управления МЧС России, как получателя и распорядителя средств Федерального бюджета, поэтому у учреждения не может возникнуть задолженности перед работниками 22-й пожарно – спасательной части по осуществлению данной доплаты, исходя из характера указанной доплаты. Полагает немотивированным вывод суда апелляционной инстанции в части методики производимого апелляционным судом расчета суммы задолженности по заработной плате, без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях при доведении уровня заработной платы работников до размера оплаты труда, определенного по поручению Президента Российской Федерации. Указывает, что нормативно указанный порядок расчета заработной платы, примененный апелляционным судом, не предусмотрен. Указывает, что Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. №700, Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года №747, а также Коллективным договором учреждения, иными локальными актами Главного управления, начисление и выплата работникам ФПС ГПС, непосредственно участвующим в тушении пожара, доплаты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. №Пр-1180 не предусмотрено. Указывает, что работникам 22-й пожарно – спасательной части в период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 г. ежемесячно производилась в соответствии с порядком расчета заработной платы начисление и своевременная уплата заработной платы с учетом всех предусмотренных действовавшим в спорный период законодательством надбавок и компенсаций. При этом размер месячной заработной платы истцов до применения районного коэффициента и надбавки за работу в особых условиях, как правило, превышал минимальный размер оплаты труда, установленный в 2020 году для работников учреждений, финансируемых из Федерального бюджета. Применение к заработной плате районного коэффициента и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях правильно производилось к месячной заработной плате (оклад+ надбавки компенсационного и стимулирующего характера), в состав минимального размера оплаты труда не включались. Оплата за сверхурочную работу производилась работникам отделения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, также с применением надбавки в виде районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях. Указывает, что спорная сумма доплаты не входит в систему оплаты труда Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, регулирующую порядок выплаты заработной платы работникам пожарно – спасательных подразделений ФПС ГПС, выплачивается в порядке и размере, определяемых главным распорядителем средств бюджета (МЧС России).Указывает, что рекомендованный уровень оплаты труда указанной категории работников не является тождественным минимальному размеру оплаты труда. Полагает, что у ответчика отсутствует задолженность по заработной плате перед истцами за период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года. Также указывает на пропуск истцами срока на обращение с иском в суд и необоснованное восстановление судом указанного срока, поскольку уважительные причины его пропуска отсутствуют.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебное заседание не явились истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, назначенного определением суда от 3 июня 2022 года на 19 июля 2022 года, в котором судом объявлен перерыв до 21 июля 2022 г. ввиду невозможности проведения судебного заседания посредством видеоконференцсвязи 19 июля 2022 г. по техническим причинам.

Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцы приняты в ГУ МЧС России по Забайкальскому краю пожарно-спасательного подразделения переводом из ликвидированного подведомственного учреждения ФГКУ «3 отряд ФПС ГПС по Забайкальскому краю», которое в соответствии с приказом МЧС России от 31 августа 2019 г. прекратило свою деятельность.

Местом дислокации пожарно-спасательного подразделения является с. Чара Каларского района Забайкальского края (район, приравненный к районам Крайнего Севера). 22 пожарно-спасательная часть 3 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Системой оплаты труда работников 22-й пожарно-спасательной части предусмотрены ежемесячно на постоянной основе выплаты в виде оклада по должности (тарифной ставки), надбавки за выслугу лет в процентах от должностного оклада (тарифной ставки), надбавки за вредные условия труда в размере 12 % от должностного оклада, надбавки за особые условия труда, специальный режим работы, сложность, напряженность в процентах от должного оклада (тарифной ставки), надбавки за тушение пожаров в размере 15 % от должностного оклада (тарифной, ставки).

Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. для работников федеральной противопожарной службы устанавливались конкретные размеры районного коэффициента до 10 января 2020 г. Для работников ФПС ГПС, выполняющих трудовые функции на территории Каларского района Забайкальского края, был установлен коэффициент в размере 1,70.

В связи с проведением ликвидационных мероприятий и принятием Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» с 10 января 2020 г. территориальными органами МЧС России произведен переход на новую систему оплаты труда гражданского персонала.

Согласно п. 58 и 59 Приложения к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. к заработной плате работников ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, выполняющих трудовые функции в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Во исполнение требований трудового законодательства Российской Федерации ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в январе 2020 г. произведено вручение письменных уведомлений о снижении с 1 апреля 2020г. размера районного коэффициента к заработной плате работников 22 пожарно-спасательной части до 1,30.

С 1 апреля 2020 г. произведено подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам с личным составом 22 пожарно-спасательной части, в том числе и с истцами, о снижении размера районного коэффициента к заработной плате до 1,30.

Согласно подпункта «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. №Пр -1180 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, в 2019 г. до 24000 руб. в месяц, а с 2020 г. - до 32000 руб. в месяц.

24 января 2020 г. во все территориальные органы МЧС России направлено указание дсп, в соответствии с которым с 1 января 2020г. производится повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников частей (заместителей начальников частей), допущенных к руководству тушением пожаров до суммы 32000 руб. в месяц к начислению.

Поскольку истцы проживают и работают в местности, в которой законодательством установлены районный коэффициент и северная надбавка, начисленная заработная плата в спорный период времени истцам Михайлову А.С., Аверчуку И.А. с учетом районного коэффициента и набавки превышала 32000 руб., в связи с чем, президентская доплата им не начислялась и не выплачивалась; Бронникову В.В. также не начислялась доплата, поскольку занимаемая им должность не относится к вышеназванному перечню должностей, принимающих участие в тушении пожаров.

Истцам Рыжук Т.А., Титову В.С., Евдокимовой К.М., Ситникову И.В., Яковлеву О.А., Сухомесову С.Л., Витюку А.Я., Дементьевой Т.Г., Донскому Д.П. такая доплата производилась в той части, в которой начисленная заработная плата не достигала уровня 32000 руб.

25 сентября 2020 г. в адрес ответчика поступило разъяснение ДСП, согласно которому поручено пересмотреть подход к начислению заработной платы работникам реагирующих подразделений и в пределах доведенных лимитов бюджетных средств произвести перерасчет заработной платы работников и довести ее начисление до 32000 руб. без учета районного коэффициента и северной надбавки.

Истцы, указав, что выплата в размере 32000 руб. производится всем работникам без учета особых климатических условий, а именно работникам в Каларском районе, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, уровень оплаты до 32000 руб. доводится путем начисления районного коэффициента и процентной надбавки, тогда как в силу ст. 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 58, 59 Приказа МЧС России № 747 к заработной плате работников организаций и подразделений системы МЧС, дислоцированных в приравненных к Крайнему Северу районах устанавливаются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены законодательными актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения органа, организации (учреждения) или подразделения, в штате которого состоит работник. Таким образом, заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми климатическими условиями, по своему размеру, не отличается от оплаты лиц, работающих в районах с благоприятным климатом. Истцы полагают, что у работодателя перед ними возникла задолженность по заработной плате, в связи с чем, они обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь статьями 129, 146, 148, 315, 316, 317, 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 6 Постановления Госкомтруда СССР № 45, Секретариата ВЦСПС № 2 от 19 января 1961 г. «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников организаций и предприятий радиовещания и телевидения системы Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР», разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а также подходом изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в котором указано, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации без учета природно-климатических условий различных регионов страны и должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность, исходил из того, что расчет задолженности должен производиться при фактически отработанной норме часов следующим образом: оклад + надбавка за выслугу лет + надбавка за вредные условия труда + надбавка за особые условия, специальный режим работы, сложность, напряженность + доплата за работу в ночное время + за работу личного состава караула (тушение пожаров) + (доплата до 32000 руб., в случае если указанные начисления в совокупности не достигают данного размера 32000 руб.) и умножается на районный коэффициент и процентную надбавку, при этом для каждого из истцов приняты во внимание индивидуальные надбавки за сложность, выслугу и т.п., представленным в расчетных листах и расчетах ответчика. Срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, признан судом, пропущенным истцами по уважительной причине.

При этом, расчеты недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период работы, представленные истцами, судом первой инстанции проверены и признаны необоснованными, поскольку такие расчеты являются противоречащими действующему законодательству и арифметически неверны, производилось определение заработной платы к начислению с учетом районного коэффициента и процентной надбавки с последующим прибавлением к указанной сумме начисленной фактической заработной платы.

В связи с этим, суд первой инстанции произвел свой расчет, частично удовлетворив заявленные исковые требования, взыскал с ответчика в пользу истцов не доначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г. решение Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г. в части взыскания задолженности по заработной плате в пользу Бронникова Виктора Викторовича отменено.

Принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Бронникову В.В. отказано.

Решение суда первой инстанции частично изменено.

С Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в пользу Михайлова А. С. в размере 40120,20 руб., Рыжук Т.А. в размере 57296,03 руб., Дементьевой Т.Г. в размере 92735,84 руб., Евдокимовой К.М. в размере 64901,38 руб., Аверчука И. А. в размере 32719,70 руб., Ерохина А.В. в размере 52679,71 руб., Титова В.С. в размере 81696,02 руб., Сухомесова С. Л. в размере 55021,60 руб., Донского Д.П. в размере 71786,57 руб., Витюка А. Я. в размере 75006,44 руб., Ситникова И. В. в размере 62920,53 руб., Яковлева О.А. в размере 72959,77 руб.

При этом суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции в части подтверждения права истцов на получение доплаты к заработной плате на основании Перечня поручений по итогам прямой линии с Владимиром Путиным от 2 июля 2019 года №Пр-1180 до минимального размера заработной платы в 2020 году в размере 32 000 рублей, сумму задолженности определял без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

В силу абзаца 7 части 2 статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 ТК РФ).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 ТК РФ).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Частями 5 и 6 статьи 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» были утверждены; размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 1); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 2); условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 3); порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение № 4).

Согласно пункту 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (приложение ) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (тарифных ставок), в том числе, окладов руководителей учреждений, - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд); выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в определенном размере; выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании); единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

Согласно пункту 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 2) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера: занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В пункте 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (приложение № 3) к Приказу МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700, работникам учреждений МЧС России устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пункту 6 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденного Приказом МЧС России от 28 декабря 2015 г. №700, фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях: увеличения (индексации) окладов; изменения штатов (штатных расписаний, перечней); существенных изменений условий оплаты труда; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера; принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

С 10 января 2020 г. вступил в силу Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» (далее по тексту - Приказ МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747), который признал утратившим силу Приказ МЧС России от 28 декабря 2015 г. № 700.

Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 утверждены: Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 1), Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 2), Условия, размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 3), Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (приложение № 4).

В приложении 1, утвержденном Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, приведены размеры должностных окладов работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее по тексту - Порядок) (приложение № 4), утвержденного Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747, настоящий Порядок определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России (далее - работники).

Выплаты, установленные настоящим Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников (пункт 2 Порядка).

Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда (пункт 3 Порядка).

Перечень выплат, которые входят в годовой фонд оплаты труда, установлен в пункте 4 Порядка и к ним относятся: должностные оклады (тарифные ставки) (далее соответственно - оклад, тарифная ставка), в том числе оклады руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов (далее - окладный фонд), с учетом их повышений, предусмотренных настоящей системой оплаты труда; выплаты компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в соответствующем размере, при этом фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели; выплаты стимулирующего характера для учреждений в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании), фонд оплаты труда в части выплат стимулирующего характера может быть увеличен главным распорядителем бюджетных средств; единовременные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств; материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок).

Согласно пункту 5 Порядка фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 7 Порядка указано, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случаях: а) увеличения (индексации) окладов (тарифных ставок); б) изменения штатов (штатных расписаний, перечней); в) существенных изменений условий оплаты труда; г) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера; д) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера; е) принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера.

Согласно пункту 13 Порядка в пределах фонда оплаты труда и выделенных бюджетных ассигнований в случае, если заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни) окажется ниже установленного Российской Федерацией минимального размера оплаты труда, работнику производится соответствующая доплата на основании приказа руководителя организации (учреждения).

В пункте 7.19 Коллективного договора, заключенного между руководством Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю и трудовым коллективом по регулированию социально-трудовых отношений федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, на период с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2023 г., установлено, что месячное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

Согласно пункту 7.19 Коллективного договора в редакции дополнительного соглашения, месячное денежное содержание гражданских служащих (заработная плата работников) территориального органа, отработавших полностью месячную норму служебного (рабочего) времени и выполнившим свои служебные (трудовые) обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих (заработной платы работников) территориального органа производится в порядке предусмотренными пунктами 7.21 и 7.22 Коллективного договора.

В случае, если месячное денежное содержание государственного гражданского служащего территориального органа, исчисляемое согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» с учетом ежемесячных и иных дополнительных выплат к денежному содержанию, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Представителя нанимателя производится доплата к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего в размере, обеспечивающем соответствие уровня денежного содержания, минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячного денежного содержания государственных гражданских служащих территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав денежного содержания районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением государственной гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячному денежному содержанию государственного гражданского служащего производится по решению Представителя нанимателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (пункт 7.21 Коллективного договора).

В случае, если месячная заработная плата работника территориального органа, исчисляемая согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом всех выплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате, не соответствует величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации, на основании приказа Работодателя производится доплата к месячной заработной плате работника в размере, обеспечивающем соответствие уровня заработной платы минимальному размеру оплаты труда, установленному на дату осуществления выплаты в Российской Федерации. При определении соответствия уровня месячной заработной платы работников территориального органа минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации, не допускается включение в состав вознаграждения за труд районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Забайкальского края. Установление доплаты до минимального размера оплаты труда к месячной заработной плате работника производится по решению работодателя из средств федерального бюджета, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год (пункт 7.22 Коллективного договора).

Порядок оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (далее - Главное управление, территориальный орган), замещающих должности в структурных подразделениях территориального органа, в том числе: в самостоятельных управлениях, отделах, отделениях и группах Главного управления, в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) в штате территориального органа (центр управления в кризисных ситуациях, пожарно-спасательный отряд, пожарно-спасательная часть, специализированная пожарно-спасательная часть и др.), в подразделениях Государственной инспекции по маломерным судам на территории Забайкальского края (Центр государственной инспекции по маломерным судам), порядок назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок компенсационного характера, назначения и выплаты работникам территориального органа надбавок стимулирующего характера, оказания материальной помощи, а также условия и порядок премирования работников структурных подразделений территориального органа, регламентированы Положением о порядке оплаты труда работников Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю (приложение № 6 к Коллективному договору).

С 1 января 2020 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 12130 рублей на основании Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Согласно подпункту «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24000 рублей в месяц, а с 2020 г. – до 32000 рублей в месяц.

В порядке, установленном законом или иным нормативным актом вопрос доведения уровня оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 г. до 24000 рублей в месяц, а с 2020 г. – до 32000 рублей, не урегулирован.

Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России Гуровича А.М. от 30 августа 2019 г., доведенные лимиты бюджетных обязательств на оплату труда работников федеральной противопожарной службы были предназначены на доведение в 2019 г. уровня оплаты труда работников ФПС ГПС до 24000 рублей в месяц, начиная с 1 июля 2019 г.

В соответствии с письмом заместителя Министра МЧС России Гуровича А.М. от 24 января 2020 г., повышение уровня оплаты труда работников ФПС ГПС производилось начиная с 1 января 2020 г. в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. По результатам произведенного увеличения, размер оплаты труда работников составил не менее 32000 рублей к начислению.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.

Из взаимосвязанных положений статей 38 и 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что принципы бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также принцип подведомственности расходов бюджетов, предполагают установление лимитов бюджетных обязательств для целей формирования и расходования средств бюджетов различных публично-правовых образований. Так, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. При этом, лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Из анализа вышеизложенного, как верно установил суд апелляционной инстанции, следует, что если общая сумма заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом всех предусмотренных выплат компенсационного и стимулирующего характера (за исключением коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за стаж работы в указанных местностях) в месяц окажется ниже рекомендованной (в 2019 г. - 24000 рублей в месяц, с 2020 г. – 32000 рублей), работнику устанавливается доплата в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной. При этом доплата, предусмотренная подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019 г. № Пр-1180, исходя из приведенных выше норм не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, ее осуществление производится за счет бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели МЧС России лимитов.

Как следует из материалов дела, в пределах доведенных лимитов в 2020г., повышение уровня оплаты труда произведено с 1 января 2020 г. работникам пожарно-спасательных подразделений в составе Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров и замещающих должности, входящие в состав дежурных караулов (в том числе должности водителя, диспетчера), дежурных смен, а также начальников пожарно-спасательных частей и их заместителей, допущенных к руководству тушением пожаров, минимальная заработная плата ряда работников ПСЧ № 22, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, доведена до уровня не менее 32000 руб. в месяц к начислению согласно указанию главного распорядителя средств федерального бюджета (МЧС России) путем осуществления выплаты президентской доплаты. Доплата производилась только работникам 22 пожарно-спасательной части, размер ежемесячной заработной платы которых в сумме был менее 32000 руб. в месяц к начислению. Работникам 22 пожарно-спасательной части, заработная плата которых в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. была больше 32000 руб. в месяц к начислению, выплата доплаты в период с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. не производилась в связи с отсутствием на то законных оснований.

Судом апелляционной инстанции был проверен механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы истцов, и установлено, что ответчиком при определении доплаты в виде дополнительных денежных средств в размере, необходимом до доведения уровня заработной платы до рекомендованной п. п. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации (в 2020 г. — 32 000 руб.) в общем размере ежемесячной заработной платы, выплаченной истцам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, с учетом всех предусмотренных выплат и надбавок, учитывались районный коэффициент (за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентная надбавка за стаж работы в указанных местностях, что является неверным.

С учетом изложенного, исходя из представленных стороной ответчика подробных расчетов заработной платы с приведением математического и правового обоснования начисления тех или иных выплат и надбавок, судом апелляционной инстанции был произведен свой расчет, с которым соглашается Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, из которого следует, что:

- истцу Рыжук Т.А. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 57296,03 руб.;

- истцу Витюк А.Я. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 75006,44 руб.;

- истцу Яковлеву О.А. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 72959,77 руб.;

- истцу Титову В.С. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 81696,02 руб.;

- истцу Ситникову И.В. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 62920,53 руб.

- истцу Ерохину А.В. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 52679,71 руб.;

- истцу Донскому Д.П. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 71786,57 руб.;

- истцу Дементьевой Т.Г. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 92735,84 руб.;

- истцу Евдокимовой К.М. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 64901,38 руб.;

- истцу Аверчуку И.А. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 32719,7 руб.;

- истцу Сухомесову С.Л. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 55021,6 руб.;

- истцу Михайлову А.С. не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 40120,20 руб.

При этом суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами суда первой инстанции о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на доплату, указанную в п. п. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденного Президентом Российской Федерации от 2 июля 2019г. № Пр-1180.

Расчет суммы доплаты, которая причитается каждому из истцов обоснованно определен судом апелляционной инстанции, как разница между установленным Перечнем поручений по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденным Президентом РФ 2 июля 2019 г. №Пр-1180 минимальным уровнем оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2020 году в размере 32 000 рублей и общей суммой заработной платы каждого работника по каждому месяцу с учетом всех надбавок и компенсационных выплат, за исключением районных коэффициентов и надбавок за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с примененной судом апелляционной инстанции методикой расчета суммы подлежащих выплате работникам (истцам) доплат заработной платы за период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года не мотивированно. Между тем, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении со ссылкой на нормы Трудового кодекса Российской Федерации и условия заключенного работодателем с работниками Коллективного договора на 2020 -2023 года подробно мотивировал невозможность включения районных коэффициентов и надбавок за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в сумму определения размера заработной платы каждого работника, с учетом которых должен был быть определен размер заработной платы каждого работника, подлежащий сопоставлению (и доведению) с минимальным уровнем оплаты труда, установленного в Перечне поручений по итогам прямой линии с Владимиром Путиным, утвержденным Президентом РФ от 2 июля 2019 г. №1180.

Основания для переоценки выводов суда апелляционной инстанции в части примененной методики расчета суммы подлежащей доплате каждому работнику 22 пожарно – спасательной части 3 пожарно – спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Доводы о ненадлежащем финансировании ответчика для производства доплат к заработной плате работников 22 пожарно – спасательной части 3 пожарно – спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю документально ответчиком не подтверждены. Между тем, в материалах дела имеется письмо Прокурора Забайкальского края от 10 ноября 2020 г. , из которого следует, что по сообщению ВрИО начальника ГУ МЧС России по Забайкальскому краю во исполнение поручения директора Финансово – экономического департамента МЧС России Голиковой от 25 сентября 2020 г., исходя из имеющихся лимитов бюджетных обязательств на 2020 год, предназначенных для выплаты заработной платы работникам ФПС ГПС, с 1 октября 2020г., произведен перерасчет заработной платы работникам реагирующих подразделений ФПС ГПС, выплата будет произведена в установленные сроки выплаты заработной платы с 1 января 2020 г. за октябрь 2020 г. Для выплаты перерасчета заработной платы с 1 января 2020 г. выделенных лимитов бюджетных обязательств на выплату заработной платы на 2020 год недостаточно. Заявка на выделение дополнительных денежных средств направлена в Финансово – экономический департамент МЧС России 12 октября 2020 года. По поступлению финансирования перерасчет будет выплачен с 1 января 2020года.

Факт начала повышения уровня оплаты труда работникам ФПС ГПС, непосредственно принимающим участие в тушении пожаров и замещающим штатные должности, входящие в состав дежурных караулов (смен) в размере не менее 32 тыс. рублей в месяц к начислению, а также обстоятельство начала производства доплат указанной категории лиц начиная с 1 января 2020года подтверждено письмом заместителя Министра МЧС России А. М. Гуровича от 24 января 2020 года №91-16-15ДСП, а также письмом Главного управления МЧС России от 12 октября 2020 года .

Относительно довода жалобы представителя ответчика о том, что истцами пропущен срок обращения в суд за восстановлением нарушенного права, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций истцам правомерно восстановлен срок обращения в суд, поскольку истцы правомерно ожидали, что их трудовые права могут быть восстановлены во внесудебном порядке.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК РФ.

Часть 2 статьи 392 ТК РФ (в редакции Федерального закона №272-ФЗ, действующей с 3 октября 2016 г.), установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе, в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

С учетом разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен.

Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений ст. 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями ст. 2 ГПК РФ и 67 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Судом первой инстанции при решении вопроса о причинах (уважительные или неуважительные) пропуска истцами срока на обращение в суд, о применении которого было заявлено стороной ответчика, приведенные выше правовые нормы и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», были учтены.

Признавая уважительными причины пропуска предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ годичного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд в соответствии с требованиями ст. 67, 71 ГПК РФ принял во внимание всю совокупность обстоятельств, не позволивших истцам своевременно обратиться в суд с исковыми требованиями.

Так, суд первой инстанции принял во внимание представленные истцами коллективные жалобы, из которых следует, что, начиная с мая 2020 г. они обращались с вопросом о низкой оплате труда и необоснованном неприменении районного коэффициента к Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Зиничеву Е.Н., Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.М. Гуровича, 14 августа 2020 г. повторно обратились на имя Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Зиничева Е.Н. 13 июля 2020 г. истцы обратились с коллективной жалобой в прокуратуру Забайкальского края. 10 ноября 2020 г. исх. с прокуратуры Забайкальского края Милюшкину А.С. (для сведения других работников ПСЧ) направлен ответ, в котором указано, что для выплаты перерасчета заработной платы с 1 января 2020 г. выделенных лимитов бюджетных обязательств на выплату заработной платы на 2020 г. недостаточно. Заявка на выделение дополнительных денежных средств направлена в финансово-экономический департамент МЧС России 12 октября 2020 г. По поступлению финансирования перерасчет будет выплачен с 1 января 2020 г. Также истцы обращались 17 августа 2020 г. с коллективной жалобой к заместителю председателя Правительства Российской Федерации полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневу.

Вопреки доводам жалобы ответчика переписка, производимая Милюшкиным, велась от имени и за подписью всех истцов.

С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда полагает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанные фактические обстоятельства дают основание полагать, что имеются уважительные причины пропуска истцами срока для обращения в суд, предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ, поскольку истцы правомерно ожидали, что соответствующими органами будет принято решение об устранении нарушений их трудовых прав и они будут восстановлены.

Все доводы кассационной жалобы были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, с которой суд кассационной инстанции согласен, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на оспаривание выводов судов, а также на иное толкование норм материального права, которые правильно применены судом апелляционной инстанции и учтены при определении суммы задолженности ответчика перед его работниками по выплате заработной платы за 2020 год.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Каларского районного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: