НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 № 2-21/2022

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17643/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Андугановой О.С., Гусева Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/2022 (УИД 55RS0014-01-2021-001883-76) по иску Милениной Виктории Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц,

по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области на решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснение принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области Строкина А.Ю., действующего на основании доверенности от 31 августа 2021 г. , поддержавшего доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Миленина Виктория Николаевна (далее – Миленина В.Н., истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области (далее – МИФНС № 9 по Омской области, ответчик) о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

В обоснование заявленных требований Миленина В.Н. указала, что 24 июля 2006 г. она была принята на государственную гражданскую службу в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №1 по Омской области, с 28 августа 2017 г. занимала должность государственного налогового инспектора. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Омской области от 11 августа 2021 г. она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей произведена выплата, причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 101 537 руб. 64 коп. Однако, при расчете указанной компенсации ей Межрайонной инспекцией Федерального налоговой службы России №1 по Омской области, именуемой в настоящее время Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №9 по Омской области, не учтены выплаты ежеквартального материального стимулирования, а также дополнительного материального стимулирования сверх фонда оплаты труда за 2020-2021 годы.

Кроме того, указывала, что ответчиком при выплате ей спорной компенсации на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации работодателем незаконно удержан налог на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания.

С учетом уточнений исковых требований Миленина В.Н. просила суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Омской области (далее - МИФНС России № 9 по Омской области) в свою пользу недоплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в размере 68 877 руб. 14 коп., излишне удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 3 300 рублей.

Решением Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены.

С МИФНС №9 по Омской области в пользу Милениной В.Н. взыскана сумма в общем размере 72 177 руб. 14 коп., в том числе, сумма недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 68877 руб. 14 коп., и излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 3 300 руб.

В кассационной жалобе представитель МИФНС № 9 по Омской области просит об отмене решения Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, относится к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в соответствующем году, за качество исполнения определенных обязанностей, материальное стимулирование не входит в состав гарантированного денежного содержания, осуществляется по отдельным локальным актам государственного органа, не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных задач. Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты материального стимулирования произведены на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 17 октября 2007 г. . Также не соглашается с постановленным по делу решением в части взыскания с ответчика в пользу истца излишне удержанного налога на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания при выплате спорной компенсации. Указывает, что налог на доходы физических лиц в данном случае удержан на законном основании в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Миленина В.Н., сведений о причине неявки не представила.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Омской области Строкина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Миленина В.Н. с 24 июля 2006 г. проходила государственную гражданскую службу в различных должностях в Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области, последняя занимаемая должность - государственный налоговый инспектор отдела камерного контроля (служебный контракт от 28 июля 2017 г., приказ о переводе работника на другую работу (назначении на должность) от 25 августа 2017 г.).

Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области от 11 августа 2021 г. заключенный с Милениной В.Н. служебный контракт расторгнут 20 августа 2021 г., она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В связи с увольнением по данному основанию Милениной В.Н. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 101 537 руб. 64 коп.

При исчислении среднего заработка для выплаты Милениной В.Н. указанной компенсации ответчиком не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Милениной В.Н. в суд с настоящим иском.

С 23 августа 2021 года ФНС России утверждена новая структура УФНС России по Омской области, в соответствии с которой Межрайонная ИФНС №1 по Омской области присоединена к ИФНС по Советскому АО г. Омска, которая переименована в Межрайонную ИФНС № 9 по Омской области (приказ УФНС России по Омской области от 19 мая 2021 г. ).

Разрешая заявленные требования в части взыскания в пользу Милениной В.Н. недоплаченной ей компенсационной выплаты в связи с увольнением, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должности.

Удовлетворяя иск также в части взыскания необоснованно удержанного ответчиком налога на доходы физических лиц с выплаченной Милениной В.Н. в связи с расторжением служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суд исходил из того, что указанная компенсация не подлежала обложению налогом на доходы физических лиц по смыслу действующего налогового законодательства.

Судом апелляционной инстанции решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г. оставлено без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания Федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562).

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств для финансового обеспечения: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Милениной В.Н. требований о составе ее денежного содержания для исчисления спорной компенсационной выплаты относится определение правовой природы произведенных ей налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В суд первой инстанции стороной ответчика представлены информационные письма ФНС России от 6 августа 2020 г., 12 апреля 2021 г., адресованные управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы (в целом аналогичного содержания), из которых следует, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на второе полугодие 2020 года, на 2021 год) Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Кроме того, в информационных письмах ФНС России от 10 августа 2020г., от 19 ноября 2020 г., от 20 апреля 2021 г., адресованных руководителям управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, указано, что лимиты бюджетных ассигнований на указанные цели во втором полугодии 2020 года будут доведены через территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке, а в 2021 году будут доводиться до территориальных органов ФНС России ежемесячно, равными частями.

Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России доведена в свою очередь Управлением Федеральной налоговой службы России по Омской области до сведения ИФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ИФНС России по Омской области, им поручено принять действенные меры по обеспечению их использования.

Во исполнение указанных поручений Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2020-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 22 сентября 2020 г., от 8 декабря 2020 г., от 15 апреля 2021 г., от 12 июля 2021 г.

Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).

Приказами Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Омской области от 21 сентября 2020 г., от 7 декабря 2020 г., от 16 апреля 2021 г., от 12 июля 2021 г. во исполнение названного поручения в целях проведения работ по оценке эффективности деятельности структурных подразделений и федеральных государственных гражданских служащих и распределению средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование утвержден состав соответствующей комиссии Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области.

Указанной Комиссией МИФНС России № 1 по Омской области по оценке эффективности деятельности данной инспекции проведены заседания, в результате которых приняты решения о распределении средств материального стимулирования отделов МИФНС России № 1 по Омской области между сотрудниками за 2, 3, 4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 г.

Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области от 11 сентября 2020 г. дсп, от 25 сентября 2020 г. дсп, от 23 ноября 2020 г. дсп, от 8 декабря 2020 г. дсп, от 12 декабря 2020 г. , от 19 апреля 2021 г. дсп, от 24 мая 2021 г. , от 22 июня 2021 г. , от 13 июля 2021 г. дсп, от 27 июля 2021 г. дсп и осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020-2021 г. г., в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России №1 по Омской области ежеквартально (за 2-4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года), а также ежемесячно (за сентябрь, ноябрь 2020 года, май, июнь, июль 2021 года) производила начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели.

Истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, начислено в счет материального стимулирования в сентябре 2020 года – 23 000 рублей и 17 445,45 руб., в ноябре 2020 года – 17 332 руб., в декабре 2020 года – 23 661 руб., в апреле 2021 года – 19 500 руб., в мае 2021 года – 28 000 руб., в июне 2021 года – 29 000 руб., в июле 2021 года – 20 842 руб. 96 коп., 27 850 руб.

Не свидетельствует об обратном и указание в приведенных выше информационных письмах ФНС России, адресованных управлениям ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России, на то, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов выделены сверх установленного фонда оплаты труда.

Указанные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. , в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, приведенные выше разъяснения необходимо учитывать.

С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.

Согласно разъяснений, изложенные в Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 18-4/10/В-2197, от 5 мая 2021 г. № 14-0/10/В-5300, в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворены заявленные Милениной В.Н. исковые требования о взыскании в ее пользу с МИФНС № 9 по Омской области недоплаченной ей компенсационной выплаты в связи с увольнением.

Спор относительно расчета взысканной компенсации между сторонами отсутствует.

Судебная коллегия также не находит оснований не согласиться и с выводом судов о взыскании в пользу Милениной В.Н. необоснованно удержанного ответчиком налога на доходы физических лиц с выплаченной ей в связи с расторжением служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

В силу пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, то есть в том числе при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Как следует из материалов дела, при выплате Милениной В.Н. указанной компенсации, определенной в размере 101 537 рублей 64 коп. (25384,41 руб. х 4), Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области удержан налог на доходы физических лиц в сумме 3 300 руб. с четвертого денежного содержания (справка по форме 2-НДФЛ за 2021 год).

При этом инспекция руководствовалась абзацем 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Между тем, исходя из вышеизложенного правового регулирования, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации в связи с увольнением с государственной гражданской службы.

В связи с этим, по смыслу приведенных норм права, ограничение не облагаемого налогом на доходы физических лиц размера выплат, установленное абзацем 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации для выходных пособий, применению к компенсации, производимой государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 той же статьи, не подлежит.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, изложенными в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 г. № 03-04-05/59242 и от 26 июля 2021 г. № 03-04-05/59581.

Таким образом, поскольку служебный контракт с Милениной В.Н. расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, выплаченная ей в связи с этим компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания.

Доводы жалобы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Калачинского городского суда Омской области от 12 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: