НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2020 № 88-15387/20

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15387/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0001-01-2019-0014714-54 (2-1113/2019) по иску Иваниченко С.А. к муниципальному казенному учреждению Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы

по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г. и

по кассационной жалобе Иваниченко С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., объяснения Иваниченко С.А., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры», представителя муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» Поляковой Ю.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы учреждения и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Иваниченко С.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Иваниченко С.А. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

В обоснование заявленных требований указал на то, что он работает у ответчика в должности сторожа, график работы сменный, работа производится в том числе в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочно.

Его заработная плата состоит из оклада, районного коэффициента (30%), надбавки за непрерывный стаж работы (20%), ночные (40%), праздничные (100%). Считает, что ответчик производит начисление заработной платы с нарушениями, поскольку районный коэффициент и выслуга лет (стимулирующая выплата) включены в размер МРОТ. Начисляемые праздничные, ночные, сверхнормативные часы (компенсационные) начисляются от оклада. Указанное противоречит постановлению Конституционного Суда Российской Федерации 26-П от 28 июня 2018 г., где разъяснено, что компенсационные и стимулирующие выплаты не могут входить в состав МРОТ, что нарушает его трудовые права.

Считает, что размер его заработной платы должен составлять: за январь 2019 г. – 25 807,34 руб., за февраль 2019 года – 18 311,98 руб., за март 2019 г. – 19 658,79 руб., за апрель 2019 г. – 18 151,12 руб., за май 2019 года – 19554,15 руб., за июнь 2019 г. – 19 571,01 руб. Всего сумма невыплаченной заработной платы составила 24 717,05 руб. Указанную сумму просил взыскать с ответчика, а также компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Впоследствии уточнил исковые требования, указав, что расчет отпускных за июль-август 2019 г. ответчиком произведен с нарушениями.

Просил взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2019 г. по август 2019 г. в размере 28401,39 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.

Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 сентября 2019 г. исковые требования Иваниченко С.А. удовлетворены частично, с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С.А. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с января 2019 по август 2019 в сумме 28 401,39 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С.А. компенсации морального вреда в размере 7 000 руб., отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2019 г. решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 сентября 2019 г. отменено, приято новое решение об отказе в удовлетворении требований Иваниченко С.А. к муниципальному казенному учреждению Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Кемеровский областной суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г., с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 июля 2020 г. решение суда первой инстанции в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2019 г. по август 2019 г. изменено, с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С.А. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с января 2019 г. по август 2019 г. в сумме 14 557,40 руб.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» Поляковой Ю.А. ставится вопрос об отмене решения Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 сентября 2019 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г., как незаконных.

В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Иваниченко С.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г., как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб не установлено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29 декабря 2018 г. Иваниченко С.А. состоит в трудовых отношениях с муниципальным казенным учреждением Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» (приказ о приеме работника на работу от 29 декабря 2018 г. ) в должности сторожа.

На основании приказа и трудового договора от 29 декабря 2018 г. истцу установлены: режим работы согласно графику выходов сторожей, должностной оклад в размере 2 819 рублей в месяц, с марта 3102 рублей в месяц, районный коэффициент 30%, надбавка за выслугу лет 20%, также предусмотрена повышенная оплата за работу в ночное время 40% от должностного оклада, праздничные дни 2-я оплата.

За фактически отработанное истцом время начисленная заработная плата составила: за январь 2019 г. – 17 984,06 руб. (отработано 143 часа), за февраль 2019 г. – 15 383,10 руб. (отработано 159 часов), март 2019 г. – 15 871,23 руб. (отработано 159 часов), апрель 2019 г. – 15 401,40 руб. (отработано 175 часов), май 2019 г. – 15 848,37 руб. (отработано 143 часа), июнь 2019 г. – 15 849,74 руб. (отработано 151 час). Указанное подтверждается расчетными листками, справкой о начисленной и выплаченной заработной плате за спорный период.

Согласно приказу от 10 июня 2019 г. -о в период с 3 июля 2019 г. по 1 августа 2019 г. истец находился в ежегодном оплачиваемом отпуске. Начисленная заработная плата за период отпуска составила 16973,4 руб.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 129, частью 3 статьи133, статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, взыскал с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2019 по август 2019 в сумме 28 401,39 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С. компенсации морального вреда в размере 7 000 руб., отказал.

Суд апелляционной инстанции, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 июля 2020 г. решение суда первой инстанции в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2019 г. по август 2019г. изменил, с муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в пользу Иваниченко С.А. взыскал недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2019 г. по август 2019 г. в сумме 14 557,40 руб. В остальной части решение суда оставил без изменения.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационных жалоб у судебной коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель в свою очередь обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пункту 3.1 Положения об оплате труда работников муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» заработная плата работников отдела хозяйственного обслуживания включает оклад (должностной оклад), ставку заработной платы; повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы по занимаемой должности; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Согласно пункту 3.2. Положения заработная плата работника отдела хозяйственного обслуживания, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Кемеровской области.

В случае если заработная плата работника отдела хозяйственного обслуживания, полностью отработавшего норму времени, за труд с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполняемых работ, обязательных компенсационных и стимулирующих выплат ниже минимального размера оплаты труда, доплата до его установленного размера производится из общего фонда оплаты труда Учреждения.

Согласно пунктам 3.6.1., 3.6.2., 3.6.6., 3.6.7. Положения к выплатам компенсационного характера относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);

выплаты за работу в условиях отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, разъездном характере работы, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

выплата за дополнительные виды работ, не входящие i должностные обязанности работников, но непосредственно связанные с их исполнением; иные выплаты и надбавки компенсационного характера.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников отдела хозяйственного обслуживания в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы или в абсолютных размерах в пределах средств фонда оплаты труда.

Районный коэффициент к заработной плате работников Учреждения применяется в размере 30 процентов от заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат.

Выплаты за работу в условиях отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, разъездном характере работы, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) производятся в следующих размерах:

за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания работнику устанавливается доплата. Размер доплаты и срок, щ который она устанавливается, определяется по соглашению сторон в трудовом договоре с учетом содержания и (или) объема выполняемой дополнительной работы, расширением зоны обслуживания;

оплата за сверхурочную работу производится за первые два часа работы в полуторном размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, а за последующие часы - в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно;

оплата труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 40 процентов части оклада (должностного оклада, ставки заработной платы). Размер доплаты за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада), ставки заработной платы на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной работнику продолжительности рабочей недели;

оплата труда в выходные или нерабочие праздничные дни производится работникам в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки заработной платы (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит;

выплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается в случае увеличения установленного работнику объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания и/или объема дополнительной работы.

Пунктом 3.7 Положения установлен Порядок и условия выплат стимулирующего характера.

К выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты, сложность и напряженность, качество выполняемой работы; выплаты (надбавки) за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; иные поощрительные и разовые выплаты.

Выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя Учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Учреждения, а также средств от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, направленных Учреждением на оплату труда работников.

Выплаты стимулирующего характера осуществляются на основе положения о стимулировании и премировании работников Учреждения, утверждаемого локальным нормативным актом Учреждения, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться, как в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, так и в абсолютных размерах.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На основании статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда составлял с 1 января 2019 г. составляет 11280 рублей.

Согласно абзацу 2 пункта 3.2. Положения об оплате труда работников муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» в случае если заработная плата работника отдела хозяйственного обслуживания, полностью отработавшего норму времени, за труд с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполняемых работ, обязательных компенсационных и стимулирующих выплат ниже минимального размера оплаты труда, доплата до его установленного размера производится из общего фонда оплаты труда учреждения.

В постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П указано, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Из приведенных положений закона и позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П, следует, что размер выплачиваемой истцу заработной платы не мог быть ниже установленного законом размера минимального размера оплаты труда с учетом начисленного на него районного коэффициента и северной надбавки, т.е. как правильно указал суд апелляционной инстанции в период с 1 января 2019 г. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате заработная плата истца должна составлять не менее 14664 руб. (11280 руб. х 1,3) ежемесячно. При этом суд апелляционной инстанции установил, что фактически размер заработной платы в спорный период был ниже указанных сумм, ответчиком производилась истцу доплата до МРОТ с учетом районного коэффициента.

Так, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, в течение спорного периода заработная плата истца исчислялась по следующей формуле: оклад + выслуга лет + доплата за работу в ночные часы + доплата за работу в праздничные и выходные дни + доплата за сверхурочную работу х 1,3 (с учетом районного коэффициента), после чего доводилась до МРОТ.

Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в период с января по март 2019 г. работодателем в состав заработной платы до ее доведения до МРОТ в нарушение норм статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, включены доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночные часы, праздничные и выходные дни и т.д.) и стимулирующие выплаты (надбавка за выслугу лет).

Данные выводы суда апелляционной инстанции соответствует позиции Конституционного Суд Российской Федерации, изложенной в постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П, в котором Конституционного Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Данная позиция нашла отражение в постановлении Конституционного Суд Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П, которым признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

В пункте 3.5 постановления от 28 июня 2018 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» Конституционного Суд Российской Федерации указал, что часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Судом апелляционной инстанции на основании расчетных листков установлено, что в период с января по март 2018 г. в размер заработной платы Иваниченко С.А. включались доплаты за работу в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время, за сверхурочную работу, из следующего расчета:

- за январь 1641,66 руб. (522,35+994,94+20,73+103,64)

- за февраль 553,18 руб.

- за март 928,64 руб. (366,78+561,86)

Однако, как верно указал суд апелляционной инстанции, указанные выплаты относятся к доплатам за выполнение истцом работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи с чем они не могли быть включены в состав заработной платы работника, не превышающий минимального размера оплаты труда, и должны выплачиваться работнику, работающему в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области с учетом коэффициента 1,3.

Кроме того, ответчиком в данный период в состав заработной платы работника, не превышающий минимального размера оплаты труда, также включалась надбавка за выслугу лет, которая относится к стимулирующим выплатам.

Суд апелляционной инстанции подробно привел расчет заработной платы в апелляционном определении, согласно которому ответчиком истцу надлежало выплатить заработную плату с учетом оплаты отпуска 127 868,70 руб., фактически ответчиком выплачено 113 311,30 руб., недоплата составила 14 557,40 руб.

Суд апелляционной инстанции произвел расчет по заработной плате в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П, установил причитающуюся истцу недоплату заработной платы за выполнение им работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть за работу в праздничные дни и ночное время, за сверхурочную работу исходя из установленного минимального размера заработной плата.

Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что расчет судом апелляционной инстанции произведен верно, то доводы об обратном подлежат уклонению.

При этом довод жалобы муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» о том, что суд апелляционной инстанции принял оклад для расчета 2819,10 руб. вместо 2819 руб. не влечет отмену апелляционного определения, поскольку может быть разрешен путем устранения арифметической ошибки.

Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные доводы в кассационных жалобах в той части, которые обжалуют стороны судебные постановления, не являются основаниями для отмены судебных актов, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами судов, однако выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационных жалоб Муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» и Иваниченко С.А. и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 17 сентября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального казенного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Центр бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры» и Иваниченко С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи