НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 № 2-556/2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-18950/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 октября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Раужина Е.Н.,

судей: Новожиловой И.А., Гусева Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-556/2023 (УИД 24RS0002-01-2022-005867-27) по иску Акользиной С.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о признании решения незаконным, обязании произвести индексацию пенсии

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., пояснения участвующей в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю Королевой А.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Акользина С.С. (далее – Акользина С.С., истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – ОСФР по Красноярскому краю, ответчик), Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» (далее – КГКСУ «Центр оценки качества образования», ответчик») о признании решения незаконным, обязании произвести индексацию пенсии.

Требования мотивированы тем, что истец работала учителем музыки в МАОУ «Школа № 17». С 23 июля 2013 г. она получает пенсию в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации. 30 июня 2022 г. Акользина С.С. прекратила трудовую деятельность по собственному желанию. Работодатель МАОУ «Школа № 17» не позднее 15 июля 2022 г. должен был предоставить в пенсионный орган сведения за июнь 2022 года, где истец числилась работником школы, а не позднее 15 августа 2022 г. предоставить сведения за июль 2022 года, где истец уже не числится работником школы. Соответственно, в сентябре 2022 года Пенсионный фонд Российской Федерации должен был принять решение о выплате индексации пенсии, а выплата пенсии в проиндексированном размере должна была производиться с октября 2022 года с одновременной компенсацией индексации за три месяца - июль, август, сентябрь 2022 года, однако пенсионным органом пенсия истца не была проиндексирована.

12 октября 2022 г. истец обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с увольнением. Однако, решением пенсионного органа от 17 октября 2022 г. ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии ввиду того, что она является работающим пенсионером, так как работодатель КГКСУ «Центр оценки качества образования» представил сведения за июль и август 2022 о наличии выплат, на которые начисляются страховые взносы.

Истец указывает, что в период с 23 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. она была привлечена КГКСУ «Центр оценки качества образования» для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в аудиториях пунктов проведения экзамена, при этом ни трудовой договор, ни договор гражданско-правового характера с ней не заключался. Истец полагает, что поскольку она не являлась работником КГКСУ «Центр оценки качества образования», решение пенсионного органа об отказе в индексации пенсии с июля 2022 года является незаконным.

Акользина С.С. с учетом уточнений просила признать незаконным решение от 17 октября 2022 г. об отказе в перерасчете пенсии, возложении на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести индексацию пенсии с 1 июля 2022 г., возложить на КГКСУ «Центр оценки качества образования» обязанность предоставить в ОСФР по Красноярскому краю отчетность формы СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года в отношении истца, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 331 рубль.

Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2023 г., исковые требования Акользиной С.С. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 17 октября 2022 г.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести индексацию пенсии Акользиной С.С. с 1 июля 2022 г.

На Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» возложена обязанность предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г. в отношении Акользиной С.С.

Взысканы с Краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования» в пользу Акользиной С.С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, продолженное 19 октября 2023 г. после перерыва, Акользина С.С., представители МАОУ «Школа №17», Министерства образования Красноярского края, Краевого государственного казенного специализированного учреждения «Центр оценки качества образования», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю Королевой А.С., действующей на основании доверенности от 14 сентября 2023 г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу такие нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных постановлений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции установлены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Акользина С.С. с 23 июля 2013 г. является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С 30 августа 2013 г. она работала в МАОУ «Школа №17» в должности учителя музыки. 30 июня 2022 г. была уволена по собственному желанию. С 22 августа 2022 г. вновь трудоустроена в данную школу.

Согласно информационной справке МАОУ «Школа № 17» сведения о трудовой деятельности Акользиной С.С. были сданы 1 июля 2022 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации. В сведения от 5 августа 2022 г. о застрахованных лицах за июль 2022 года для Пенсионного фонда Российской Федерации Акользина С.С. не была внесена, так как была уволена.

На основании приказа Министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. Акользина С.С. привлекалась для организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. в качестве организатора в ППЭ№2116, а также в соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края от 19 мая 2022 г. - для организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в основной период в 2022 году с 26 мая 2022 г. по 2 июля 2022 г. в качестве организатора в ППЭ №2107.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2018г. №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с пунктом 3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

Судом установлено, что КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных статьей 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсации (пункт 12).

Согласно пункту 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «Центр оценки качества образования» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «Центр оценки качества образования»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «Центр оценки качества образования» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

В силу пункта 16 Порядка КГКСУ «Центр оценки качества образования» в течение 10 дней со дня завершения проверки соблюдения работником условий выплаты компенсации и осуществления расчета размера компенсации принимает решение о выплате или отказе в выплате работнику компенсации.

О принятом решении о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации КГКСУ «Центр оценки качества образования» уведомляет работников и (или) представителей работников в течение 7 дней со дня принятия соответствующих решений путем размещения информации на своем официальном сайте (www.coko24.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о выплате или об отказе в выплате работникам компенсации с указанием оснований для отказа и порядка обжалования принятых решений.

Решение КГКСУ «Центр оценки качества образования» о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации оформляется в форме приказа. В приказе КГКСУ «Центр оценки качества образования» о выплате работнику компенсации указывается ее размер.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «Центр оценки качества образования» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (пункт 17).

Из представленного табеля учета рабочего времени работников ППЭ следует, что истец не осуществляла фактически данные работы ни в июле, ни в августе 2022 г.

8 июня 2022 г. Акользина С.С. обратилась в КГКСУ «Центр оценки качества образования» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет.

На основании Приказа КГКСУ «Центр оценки качества образования» от 21 июля 2022 г. -гиа Акользиной С.С. за фактическое время работы в пункте проведения экзамена № ЕГЭ2107, 2108, 2109 подлежит выплата компенсации в сумме 1 337 рублей.

На основании приказа КГКСУ «Центр оценки качества образования» от 2 августа 2022 г. -гиа Акользиной С.С. подлежит выплата компенсация за фактическое время работы в пункте проведения экзамена в сумме 2 502 рубля 10 копеек.

Судом установлено, что ГКСУ «Центр оценки качества образования» были поданы сведения в пенсионный орган о получении компенсации за июль и август 2022 года, с которой исчисляются страховые взносы, в связи с изданием приказов о выплате компенсации 21 июля 2022 г. и 2 августа 2022 г.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Акользиной С.С. ) КГКСУ «Центр оценки качества образования» представило в отношении истца 12 августа 2022 г. и 8 сентября 2022 г. отчетность по форме СЗВ-М.

12 октября 2022 г. Акользина А.А. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, в заявлении заявителем отражено о том, что она не работает.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 17 октября 2022 г. Акользиной С.С. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием оснований. Из решения следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 Закона №400-ФЗ выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом №400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты и страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начисления с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. На основании информации, предоставленной работодателями в Пенсионный фонд Акользина С.С. является работающим пенсионером, в частности работодатель КГКСУ «Центр оценки качества образования» предоставил сведения за 07-08/2022 г. о начислении выплат, на которые начисляются страховые взносы, в связи с чем, оснований для индексации не имеется.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Акользина С.С. обратилась с иском в суд.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Постановления Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. №452-п «Об установлении размера и порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации», исходя из того, что получение Акользиной С.С. в июле и августе 2022 г. от КГКСУ «Центр оценки качества образования» компенсации за участие в организации и проведении ГИА не свидетельствует об осуществлении ею трудовой деятельности в КГКСУ «Центр оценки качества образования» в период с мая по август 2022г.; КГКСУ «Центр оценки качества образования» не являлся работодателем Акользиной С.С. в период с мая по август 2022 г. в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса Российской Федерации; Акользина С.С. прекратила трудовую деятельность с 30 июня 2022 г., суд первой инстанции пришел к выводу, что решением от 17 октября 2022 г. ОПФР по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) необоснованно отказал истцу в индексации страховой пенсии с 1 июля 2022 г., в связи с чем исковые требования в части признания незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 17 октября 2022 г. и возложения на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести индексацию пенсии истца с 1 июля 2022 г. подлежат удовлетворению.

Установив отсутствие трудовых правоотношений между КГКСУ «Центр оценки качества образования» и Акользиной С.С., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на КГКСУ «Центр оценки качества образования» подлежит возложению обязанность предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г. в отношении Акользиной С.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ) ( в редакции действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ), в редакции действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ)

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. №1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. №545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона№400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Как разъяснил Минфин России в Письме от 10 октября 2019 г. №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ). При этом уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций положениям приведенных норм процессуального закона не соответствуют.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части признания незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю № 682969/22 от 17 октября 2022 г. и возложения на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести индексацию пенсии истца с 1 июля 2022 г., судебные инстанции исходили из того, что истец не осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 г., КГКСУ «Центр оценки качества образования» работодателем истца не являлся.

Однако, судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем осуществление пенсионером указанной выше иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).

Как следует из материалов дела, Акользина С.С. привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период- с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г., выплаты денежной компенсации, связанные с указанной деятельностью, были произведены КГКСУ «Центр оценки качества образования» в июле и августе 2022 г. на основании соответствующих приказов в соответствии с полномочиями, возложенными на указанное учреждение Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2018г. №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации», что свидетельствует об осуществлении истцом в 2022 г. деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, связанной с участием в подготовке и проведении ГИА

Таким образом, фактически правоотношения между истцом и КГКСУ «Центр оценки качества образования» в связи с участием в подготовке и проведении ГИА имели место в период с мая 2022 г. по август 2022 г., указанная деятельность подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем выводы судебных инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку КГКСУ «Центр оценки качества образования» не являлся работодателем Акользиной С.С. в период с мая по август 2022 г., и Акользина С.С. прекратила трудовую деятельность с 30 июня 2022 г., нельзя признать соответствующими вышеприведенным нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Кроме того, признавая решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 17 октября 2022 г. незаконным, суды первой и апелляционной инстанций не дали оценку действиям пенсионного органа с учетом вышеприведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, согласно которым решение о перерасчете пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировке принимается на основании сведений об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности, которые пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей.

При этом КГКСУ «Центр оценки качества образования» представило в пенсионный орган в отношении истца 12 августа 2022 г. и 8 сентября 2022 г. отчетность по форме СЗВ-М, решение суда первой инстанции и апелляционное определение не содержат выводов о признании незаконными действий КГКСУ «Центр оценки качества образования» по предоставлению отчетности по форме СЗВМ в отношении истца.

При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2023 г. нельзя признать законными, указанные судебные акты приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Ачинский городской суд Красноярского края.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ачинского городского суда Красноярского края от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 мая 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Ачинский городской суд Красноярского края.

Председательствующий:

Судьи: